Формы организации и методы активного обучения
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
Час | % к аудиторным занятия | |||
Аудиторные учебные занятия | поточно-массовые; групповые | лекция визуализация | ||
проблемная лекция | ||||
учебная конференция (ДИ) | ||||
семинар проблемный | ||||
коллоквиум | ||||
ВСЕГО | 28% |
Для организации изучения теоретического материала по «Бухгалтерскому
учету и анализу», в зависимости от дидактических целей, используется такая
форма обучения как лекция-визуализация с применением мультимедийных и
интерактивных средств. При данной форме обучения дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.
Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать
современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным
ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных
средств, высокий уровень интерактивности, организациию непрерывного
мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий,
повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-
портал – СДО «Гиперметод».
10.3 Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено
самостоятельное изучение теоретического материала – 3,0 з. е.(132 часа).
Цельорганизации самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Бухгалтерский учет и анализ» – углубление и расширение знаний в области
бухгалтерского учета и экономического анализа; формирование навыка и
интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области бухгалтерского учета и экономического анализа;
формирование навыков практического применения полученных знаний в
области бухгалтерского учета и анализа, формирование профессиональных
компетенций бакалавра.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом
освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, к
зачету и экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения
знаниями, развитие практических навыков студентов, переход от поточного к
индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей
личности.
Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса
представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
Час | % к аудиторным занятия | |||
Самостоятельная работа | индивидуальные, коллективные | домашние задания | ||
тестирование | ||||
форум | ||||
консультации | ||||
Всего | 50% |
Самостоятельная работа реализуется:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях,
практических и семинарских занятиях;
- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по
учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации
задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом
учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим
каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный
опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды
отчетности:
- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов и других
письменных работ на заданные темы;
- изготовление презентаций;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера;
- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети
Интернет;
- работу с учебной литературой, периодическими изданиями и другими
источниками, их конспектирование;
- текущее и итоговое тестирование он-лайн.
Одним из видов СРС является решение контрольной работы (сквозной
задачи), основанной на изучаемом в процессе обучения материале. Контрольная работа представляет собой текст со сквозными заданиями, затрагивающий весь объем пройденного материала. Контрольная работа должна способствовать систематизации накопленных знаний в области бухгалтерского учета и анализа и закреплению навыков практического применения полученных знаний.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации
(зачету, экзамену).
В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на
самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой
отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к
семинарским занятиям, в том числе в формах:
- доклада;
- сообщения;
- письменного домашнего задания;
- подготовки мультимедиа-презентации.
Доклад требует проработки и глубокого изучения первоисточников,
имеющее концептуальное и методологическое значение для рассматриваемой
темы, умения сопоставлять материал, выделять существующие точки зрения и проводить их анализ, делать практические выводы, учит вести дискуссии.
Доклад, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только
формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.
Для эффективной организации СРС необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход
от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии,
текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка
презентации, творческая работа, ведение вебинара и т.д.);
· постоянное повышение самостоятельного характера выполняемых
работ, активное включение в них элементов научного исследования;
· систематическое управление самостоятельной работой,
осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех
этапах обучения.
10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения курса «Бухгалтерский
учет и анализ» вводятся три вида контроля:
• входной;
• текущий;
• промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет
функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного
освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного
контроля включаются задания общедидактического и предметно-
дидактического содержания.
Текущий контроль - непрерывно осуществляемое “отслеживание” за
уровнем усвоения знаний, формированием навыков и умений студента. Он
проводится с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов
(аудиторных или дистанционных), коллоквиумов, учебных конференций и др.
Промежуточный контроль (аттестация) – зачет и экзамен по
дисциплине, может включать:
1)итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу;
2)контрольное задание – по усмотрению преподавателя;
3)собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная
оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
-устный;
-письменный;
-с помощью технических средств и информационных систем;
-самоконтроль.
Устный контрольосуществляется в процессе устного опроса обучаемых.
Письменный контрольпредполагает выполнение письменных заданий
(контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С
применением компьютерных технологий может осуществляться и
самоконтроль.
Формы контролявключают:
•опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
•собеседование, анкетирование;
•контрольные задания и работы;
•выступление на учебной конференции;
•презентации средствами мультимедиа;
•тестирование;
•зачет;
•экзамен.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных
принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.