Формы организации и методы активного обучения

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
Час % к аудиторным занятия
Аудиторные учебные занятия поточно-массовые; групповые лекция визуализация  
проблемная лекция  
  учебная конференция (ДИ)  
семинар проблемный  
коллоквиум  
    ВСЕГО 28%

Для организации изучения теоретического материала по «Бухгалтерскому

учету и анализу», в зависимости от дидактических целей, используется такая

форма обучения как лекция-визуализация с применением мультимедийных и

интерактивных средств. При данной форме обучения дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать

современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным

ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных

средств, высокий уровень интерактивности, организациию непрерывного

мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий,

повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-

портал – СДО «Гиперметод».

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено

самостоятельное изучение теоретического материала – 3,0 з. е.(132 часа).

Цельорганизации самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Бухгалтерский учет и анализ» – углубление и расширение знаний в области

бухгалтерского учета и экономического анализа; формирование навыка и

интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области бухгалтерского учета и экономического анализа;

формирование навыков практического применения полученных знаний в

области бухгалтерского учета и анализа, формирование профессиональных

компетенций бакалавра.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом

освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, к

зачету и экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения

знаниями, развитие практических навыков студентов, переход от поточного к

индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей

личности.

Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса

представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
Час % к аудиторным занятия
Самостоятельная работа индивидуальные, коллективные домашние задания  
    тестирование  
    форум  
    консультации  
    Всего 50%

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях,

практических и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по

учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации

задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом

учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим

каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный

опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды

отчетности:

- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов и других

письменных работ на заданные темы;

- изготовление презентаций;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети

Интернет;

- работу с учебной литературой, периодическими изданиями и другими

источниками, их конспектирование;

- текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Одним из видов СРС является решение контрольной работы (сквозной

задачи), основанной на изучаемом в процессе обучения материале. Контрольная работа представляет собой текст со сквозными заданиями, затрагивающий весь объем пройденного материала. Контрольная работа должна способствовать систематизации накопленных знаний в области бухгалтерского учета и анализа и закреплению навыков практического применения полученных знаний.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации

(зачету, экзамену).

В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на

самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой

отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к

семинарским занятиям, в том числе в формах:

- доклада;

- сообщения;

- письменного домашнего задания;

- подготовки мультимедиа-презентации.

Доклад требует проработки и глубокого изучения первоисточников,

имеющее концептуальное и методологическое значение для рассматриваемой

темы, умения сопоставлять материал, выделять существующие точки зрения и проводить их анализ, делать практические выводы, учит вести дискуссии.

Доклад, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только

формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход

от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии,

текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка

презентации, творческая работа, ведение вебинара и т.д.);

· постоянное повышение самостоятельного характера выполняемых

работ, активное включение в них элементов научного исследования;

· систематическое управление самостоятельной работой,

осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех

этапах обучения.

10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Бухгалтерский

учет и анализ» вводятся три вида контроля:

• входной;

• текущий;

• промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет

функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного

освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного

контроля включаются задания общедидактического и предметно-

дидактического содержания.

Текущий контроль - непрерывно осуществляемое “отслеживание” за

уровнем усвоения знаний, формированием навыков и умений студента. Он

проводится с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов

(аудиторных или дистанционных), коллоквиумов, учебных конференций и др.

Промежуточный контроль (аттестация) – зачет и экзамен по

дисциплине, может включать:

1)итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу;

2)контрольное задание – по усмотрению преподавателя;

3)собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная

оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

Методы контроля:

-устный;

-письменный;

-с помощью технических средств и информационных систем;

-самоконтроль.

Устный контрольосуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контрольпредполагает выполнение письменных заданий

(контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С

применением компьютерных технологий может осуществляться и

самоконтроль.

Формы контролявключают:

•опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

•собеседование, анкетирование;

•контрольные задания и работы;

•выступление на учебной конференции;

•презентации средствами мультимедиа;

•тестирование;

•зачет;

•экзамен.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных

принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

Наши рекомендации