Перечень практических и семинарских занятий
№ п/п | № темы | Наименование практических, семинарских занятий | Методы проведения | Коды компе тенций | Трудоемкость (часы/з.е.) |
Раздел 1 «Бухгалтерский учет» | |||||
1.1 | Учет: исторический аспект его развития. История возникновения и развития бухгалтерского учета | семинар учебная конференция (ДИ) | ПКВ-1 | 2/0,05 | |
1.2 | Классификация хозяйственных средств и источников образования хозяйственных средств. | практическое занятие решение задач | ПКВ-1 | 2/0,05 | |
1.3 | Система счетов и двойная запись | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.4 | План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.5 | Формы ведения бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная и упрощенная | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 1/0,025 | |
1.6 | ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. | семинар, коллоквиум, тестирование | ПКВ-1, ПК-5 | 1/0,025 | |
1.8 | Учет операций по поступлению материалов | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.9 | Учет затрат на производство | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.10 | Учет готовой продукции и ее реализации | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.11 | Учет основных средств | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.12 | Учет расчетов с персоналом по оплате труда | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
1.13 | Учет основных операций по формированию финансовых результатов | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5 | 2/0,05 | |
Раздел 2 «Экономический анализ» | |||||
2.1 | История возникновения и развития экономического анализа. | проблемный семинар | ПКВ-1 | 2/0,05 | |
2.2 | Нетрадиционные и качественные методы экономического анализа. | семинар учебная конференция (ДИ) | ПКВ-1, ПК-5 | 4/0,1 | |
2.3 | Методы детерминированного факторного анализа | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 6/0,15 | |
2.4 | Методика комплексной оценки интенсивности и эффективности производства и подсчета величины резервов | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.5 | Построение балансов основных фондов. Факторный анализ фондоотдачи. | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.6 | Анализ использования оборотных средств. Материалоемкость продукции. | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.7 | Составление балансов рабочего времени. Анализ производительности труда | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.8 | Анализ прямых и косвенных затрат в себестоимости продукции | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.9 | Анализ выполнения плана по производству и продаже продукции | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 | |
2.10 | Факторный анализ прибыли от продаж и рентабельности продукции | практическое занятие решение задач | ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | 2/0,05 |
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Не предусмотрены учебным планом.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1 Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов / Ю.А. Бабаев, В.А. Бородин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 304 с. Гриф МО РФ.
2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебник / Н. П. Кондраков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2008. - 720 с. - ( Высшее образование).
3. Экономический анализ : учебник / Н. В. Войтоловский [и др.] ; ред. Н. В. Войтоловский, ред. А. П. Калинина , ред. И. И. Мазурова ; СПбГУЭиФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 507 с. - (Университеты России)
4. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М. И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 536 с.
б) дополнительная литература
1. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 222 с.
2. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / М.А. Булатов. - 2-е изд., перрераб. и доп. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины необходимо:
- стандартно оборудованные лекционные аудитории;
- специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения
интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный и др. оборудование);
- компьютерные кабинеты в соответствующей комплектации, с выходом в
Интернет.
Требования к специализированному оборудованию
Наименование ТСО | Требования | Количество |
Сервер | ||
Компьютеры: | Pentium IV 1ГГц или выше с оперативной памятью не менее 512 Мбайт и памятью на жестком диске не менее 8 Гбайт | |
Гарнитура | ||
Мультимедиапроектор | ||
Сканер | ||
Экран | ||
Колонки | ||
Пульт для компьютера и проектора |
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины
Программа курса «Бухгалтерский учет и анализ» построена на лекционно-
тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о бухгалтерском учете и экономическом анализе; при этом особое внимание уделяется методам ведения и проведения бухгалтерского учета и анализа, как базы для последующего углубленного изучения данных дисциплин.
Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом,
чтобы освещать не все, а только ключевые вопросы учебной дисциплины.
Рекомендуется выделение из курса двух разделов: «Бухгалтерский учет» и
«Экономический анализ». В разрезе этих разделов учебный материал
структурирован по темам, отражающим базисные понятия, виды, принципы и задачи бухгалтерского учета и экономического анализа, методологические
особенности ведения бухгалтерского учета и проведения экономического
анализа и рассмотрение отдельных вопросов учета и анализа процесса
функционирования организации.
№№ тем | Содержание тем дисциплины |
1,14,15 | сущность и содержание, базовые понятия, виды, принципы, предмет, объекты, функции и задачи бухгалтерского учета и анализа. |
2-7, 15-17 | элементы метода бухгалтерского учета; методы и методика экономического анализа, система и методология комплексного экономического анализа |
8-13, 18-23 | учет и анализ основных процессов финансово-хозяйственной деятельности организации |
Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже
полученных в результате изучения студентами «Математический анализ»,
«Информатика», «Микроэкономика», «Статистика». Отсюда - возможность
сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин, как то: способы начисления амортизации, расчет средних величин, стадии кругооборота средств, классификация издержек организации и др.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее
прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической
работе.
Дисциплина изучается на II курсе в 7-ом и 8-ом модулях четвертого семестра.
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ»
распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом
составляет 6 зачетных единицы(228 часа).
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы
организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу
студента, консультации.
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются
традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, коллоквиумы, учебные конференции, семинары, тестовые задания, деловые игры, форумы, консультации он-лайн,
самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный
подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный
характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной
методики и современной интерактивной модели обучения.
Применяются следующие методы обучения: объяснительно-
иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и
эвристический (Э).