Перечень практических и семинарских занятий

№ п/п № темы Наименование практических, семинарских занятий Методы проведения Коды компе тенций Трудоемкость (часы/з.е.)
Раздел 1 «Бухгалтерский учет»
1.1 Учет: исторический аспект его развития. История возникновения и развития бухгалтерского учета семинар учебная конференция (ДИ) ПКВ-1 2/0,05
1.2 Классификация хозяйственных средств и источников образования хозяйственных средств. практическое занятие решение задач ПКВ-1 2/0,05
1.3 Система счетов и двойная запись практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.4 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.5 Формы ведения бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная и упрощенная практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 1/0,025
1.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. семинар, коллоквиум, тестирование ПКВ-1, ПК-5 1/0,025
1.8 Учет операций по поступлению материалов практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.9 Учет затрат на производство практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.10 Учет готовой продукции и ее реализации практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.11 Учет основных средств практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.12 Учет расчетов с персоналом по оплате труда практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
1.13 Учет основных операций по формированию финансовых результатов практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5 2/0,05
Раздел 2 «Экономический анализ»
2.1 История возникновения и развития экономического анализа. проблемный семинар ПКВ-1 2/0,05
2.2 Нетрадиционные и качественные методы экономического анализа. семинар учебная конференция (ДИ) ПКВ-1, ПК-5 4/0,1
2.3 Методы детерминированного факторного анализа практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 6/0,15
2.4 Методика комплексной оценки интенсивности и эффективности производства и подсчета величины резервов практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.5 Построение балансов основных фондов. Факторный анализ фондоотдачи. практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.6 Анализ использования оборотных средств. Материалоемкость продукции. практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.7 Составление балансов рабочего времени. Анализ производительности труда практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.8 Анализ прямых и косвенных затрат в себестоимости продукции практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.9 Анализ выполнения плана по производству и продаже продукции практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05
2.10 Факторный анализ прибыли от продаж и рентабельности продукции практическое занятие решение задач ПКВ-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7 2/0,05


Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Не предусмотрены учебным планом.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1 Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов / Ю.А. Бабаев, В.А. Бородин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 304 с. Гриф МО РФ.

2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебник / Н. П. Кондраков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2008. - 720 с. - ( Высшее образование).

3. Экономический анализ : учебник / Н. В. Войтоловский [и др.] ; ред. Н. В. Войтоловский, ред. А. П. Калинина , ред. И. И. Мазурова ; СПбГУЭиФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 507 с. - (Университеты России)

4. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М. И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 536 с.

б) дополнительная литература

1. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 222 с.

2. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / М.А. Булатов. - 2-е изд., перрераб. и доп. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- стандартно оборудованные лекционные аудитории;

- специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения

интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный и др. оборудование);

- компьютерные кабинеты в соответствующей комплектации, с выходом в

Интернет.

Требования к специализированному оборудованию

Наименование ТСО Требования Количество
Сервер  
Компьютеры: Pentium IV 1ГГц или выше с оперативной памятью не менее 512 Мбайт и памятью на жестком диске не менее 8 Гбайт
Гарнитура  
Мультимедиапроектор  
Сканер  
Экран  
Колонки  
Пульт для компьютера и проектора  

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

Программа курса «Бухгалтерский учет и анализ» построена на лекционно-

тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о бухгалтерском учете и экономическом анализе; при этом особое внимание уделяется методам ведения и проведения бухгалтерского учета и анализа, как базы для последующего углубленного изучения данных дисциплин.

Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом,

чтобы освещать не все, а только ключевые вопросы учебной дисциплины.

Рекомендуется выделение из курса двух разделов: «Бухгалтерский учет» и

«Экономический анализ». В разрезе этих разделов учебный материал

структурирован по темам, отражающим базисные понятия, виды, принципы и задачи бухгалтерского учета и экономического анализа, методологические

особенности ведения бухгалтерского учета и проведения экономического

анализа и рассмотрение отдельных вопросов учета и анализа процесса

функционирования организации.

№№ тем Содержание тем дисциплины
1,14,15 сущность и содержание, базовые понятия, виды, принципы, предмет, объекты, функции и задачи бухгалтерского учета и анализа.
2-7, 15-17 элементы метода бухгалтерского учета; методы и методика экономического анализа, система и методология комплексного экономического анализа
8-13, 18-23 учет и анализ основных процессов финансово-хозяйственной деятельности организации

Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже

полученных в результате изучения студентами «Математический анализ»,

«Информатика», «Микроэкономика», «Статистика». Отсюда - возможность

сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин, как то: способы начисления амортизации, расчет средних величин, стадии кругооборота средств, классификация издержек организации и др.

При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее

прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической

работе.

Дисциплина изучается на II курсе в 7-ом и 8-ом модулях четвертого семестра.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ»

распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом

составляет 6 зачетных единицы(228 часа).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы

организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу

студента, консультации.

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются

традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, коллоквиумы, учебные конференции, семинары, тестовые задания, деловые игры, форумы, консультации он-лайн,

самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.

При прохождении курса используется проблемный и интерактивный

подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный

характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной

методики и современной интерактивной модели обучения.

Применяются следующие методы обучения: объяснительно-

иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и

эвристический (Э).

Наши рекомендации