Передача нематериальных активов в уставные капиталы.

Если нематериальные активы переданы другому предприятию в порядке вклада уставной капитал, то они учитываются на счете 58 как финансовые вложения.

  Д К
Списывается сумма начисленной амортизации
Списывается остаточная стоимость нематериальных активов, переданных в порядке вклада в уставный капитал.
Отражаются расходы по передаче объекта нематериальных активов в качестве вклада в уставной капитал 91/2 69,76

Если имеет место разница между согласованной оценкой объекта нематериальных активов и остаточной стоимостью, то эта сумма разницы списывается проводкой:

  Д К
Отражается разница между остаточной и оценочной стоимостью переданных нематериальных активов в качестве вклада в уставной капитал   Списывается финансовый результат от передачи НМА в порядке вклада в уставный капитал другой организации 91/2     91/9 91/1 (доход) 58(расход)   99(прибыль) 91/9(убыток)

Передача объектов нематериальных активов в уставной капитал другой организации не облагается НДС.

Таким образом, на счете 91 «прочие доходы и расходы» отражаются все операции по выбытию нематериальных активов.

В конце отчетного периода определяется финансовый результат от выбытия нематериальных активов как разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 91. Выявленный результат списывают на 99 счет. Превышение кредитового оборота по счету 91 показывает прибыль от выбытия нематериальных активов, а превышение дебетового оборота над кредитовым - убыток от выбытия нематериальных активов

  Д К
Списывается финансовый результат выбытия нематериальных активов 91/9 99(прибыль) 91/9 (убыток)

Тема 2.4: «Учет материально-производственных запасов»

Материально-производственные запасы – это часть имущества (активов), используемые при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также предназначенных для продажи.

К ним относятся: материальные ценности, готовая продукция и товары.

Материальные ценности, являясь предметом труда, участвуют в производстве один раз, т.е. однократно, при этом переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции сразу и составляют её материальную основу.

Основными нормативными документами, регулирующими учет материалов, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н (в ред. от 25/X-2010г.№132н). Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденные МФ РФ 28.12 2001г. №119н.и др.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы:

1.Сырье - это подлежащие дальнейшей переработке продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства (руда, хлопок, зерно, скот, молоко).

2.Основные материалы – это получаемые посредством обработки продукты, образующие основу изготовляемой продукции (металл, мука, сахар, кожа).

3.Вспомогательные материалы – это материалы, которые придают продукции особые качества либо потребляются средствами труда

(лак, краски, смазочные и обтирочные материалы).

4.Покупные полуфабрикаты - это изделия, приобретаемые для комплектации изготовляемой продукции, но требующие обработки и сборки (комплектующие изделия, конструкции, детали).

5.Топливо- горючее вещество, дающее тепло, являющееся источником получения энергии (уголь, газ, нефтепродукты).

6.Тара и тарные материалы – предметы для хранения, упаковки и транспортировки (ящики, бочки, мешки, и др.)

7.Запасные части – предназначены для производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

8.Прочие материалы - это отходы производства (обрезки, стружки, лоскут, металлолом), материалы, полученные от выбытия основных средств, неисправимый брак.

9.Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это предметы, используемые в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла (отвертки, стамески, хозяйственный инвентарь, спецодежда).

На основе классификации материалов для упрощения учетного процесса в организации разрабатывается номенклатура-ценник.

Каждому наименованию материалов, сорту, марки, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают в номенклатуру – ценник.

В ООО «Магмус-ЛТД» текущий учет материалов ведется по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы» (План счетов и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом МинФина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В ООО «Магмус-ЛТД» учет материально-производственных запасов ведется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При таком способе учета материально производственных запасов поступившие материалы отражаются без налога на добавленную стоимость. Поэтому при поступлении материалов от поставщиков составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) На договорную стоимость поступивших материалов:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

2) Одновременно на сумму НДС:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» / «НДС»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Также в ООО «Магмус-ЛТД» учитываются транспортно-заготовительные расходы. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) Отражаются в учете транспортно-заготовительные расходы:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

23 «Вспомогательное производство»;

ООО «Магмус-ЛТД» списывает материалы в производство по средней себе стоимости (согласно ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов). При этом составляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет счетов: 20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

25 «Общепроизводственные расходы»

25 Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

44 «Расходы на продажу»;

Учет продажи материалов ООО «Магмус-ЛТД» ведет на счете 91 «Прочие доходы и расходы» счет активно-пассивный, операционно-результатный, сопоставляющий. Данный счет сальдо не имеет.

По дебету этого счета отражается остаточная стоимость выбывших основных средств, расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, сумма НДС, а также списывается результат от выбытия (прибыль).

По кредиту этого счета отражается стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств, выручка от продажи основных средств, а также результат от выбытия (убыток). Поэтому при продаже материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) Предъявлен счет покупателю за проданные материалы:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 91/1 «Прочие доходы и расходы» /»Прочие доходы»;

2) Списывается фактическая себестоимость проданных материалов:

Дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»

Кредит счета «Материалы»;

3) Начислен НДС со стоимости проданных материалов:

Дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»/ «НДС»;

4) На расчетный счет поступила выручка от покупателей в погашение задолженности по материалам:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»

Кредит счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

В зависимости от финансового результата от продажи материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

5) Прибыль от продажи материалов:

Дебет счета 91/9 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит счета 99 «Прибыль и убыток»;

6) Убыток от продажи материалов:

Дебет счета 99 «Прибыль и убыток»

Кредит счета 91/9 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Существуют следующие методы учета производственных за­пасов:

— количественно-суммовой;

— с помощью отчетов материально ответственных лиц;

— оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки складского учета открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрирует его в «Карточке складского учета материалов» в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке складского учета регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи по приходу и расходу материалов выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на 1-е число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек складского учета в «Ведомость учета остатков материалов» (ф. М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках складского учета.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

— оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета материалов, которые ведутся материально ответственными лицами;

— систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверку соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;

— осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и по местам их хранения, а при наличии вычислительной техники — также в разрезе номенклатурных номеров;

— систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Для синтетического учета наличия и движения материальных ценностей предназначены активные счета 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Синтетический учет наличия и движения материальных ценностей ведется на счете 10 «Материалы», активный, инвентарный.

Д сч. 10 «Материалы» К

Сальдо на начало

поступление расход, отпуск

материалов материалов

Сальдо на конец

По дебету отражается: сальдо на начало отчетного периода, поступление материалов и сальдо на конец.

По кредиту – выбытие (расход, отпуск) материалов.

Счет 10 «Материалы» имеет 11 субсчетов:

10/1 – сырье и материалы;

10/2 – покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия; конструкции и детали.

10/3 – топливо;

10/4 – тара и тарные материалы;

10/5 – запасные части;

10/6 – прочие материалы;

10/7 – материалы, переданные в переработку на сторону;

10/8 – строительные материалы;

10/9 – инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10/10 – специальная оснастка и специальная одежда на складе;

10/11 – специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Учет расхода и прочего выбытия материалов ведется по кредиту счета 10«Материалы» и составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К списывается стоимость израсходованных материалов:

1) 20 на нужды основного производства (на изготовление продукции)

2) 23 на нужды вспомогательного производства

3) 25 на общепроизводственные нужды

4) 26 на общехозяйственные нужды

5) 28 10 на исправление браков в производстве

6) 29 на нужды обслуживающих производств и хозяйств

7) 44 на упаковку продукции, предназначенную для продажи

8) 91/2 связанные с ликвидацией основных средств

9) 08 на строительство объектов

10) 97 на освоение новых видов продукции

Расход материалов в течение отчетного периода, т.е. ежедневно производится по учетным ценам, а в конце месяца доводится до фактической себестоимости с учетом ТЗР и отклонений фактической себестоимости от плановой себестоимости.

Передача нематериальных активов в уставные капиталы. - student2.ru

Передача нематериальных активов в уставные капиталы. - student2.ru

где: М1 – сумма ТЗР на начало месяца

М2 – сумма ТЗР в течение месяца

О – остаток материалов на складе на начало месяца по учетным ценам

П – поступление материалов по учетным ценам в течение месяца

В конце месяца на стоимость израсходованных материалов списывается сумма ТЗР или сумма отклонений и составляется проводка:

Д К

1) 20

2) 23

3) 25 10ТЗР,16 списывается сумма ТЗР и сумма отклонений в стоимости

4) 26 материалов на стоимость израсходованных материалов

5) 28

Учет поступления материалов ведется в двух вариантах.

Первый вариант – по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16, т.е. учет ведется непосредственно на счете 10 «Материалы»).

Второй вариант – по учетным ценам (с использованием счетов 15 и 16).

Организация самостоятельно выбирает порядок ведения учета материалов и отражает его в своей учетной политике.

При первом варианте учета поступления материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 10 60,76 на стоимость материалов поступивших от поставщиков

2) 10/ТЗР 60,76 отражены расходы по доставке материалов

3) 19 60,76 на сумму НДС по приобретенным материалам

4) 60,76 51 оплата счетов поставщиков за поступившие материалы

5) 10 71 на стоимость приобретенных материалов через подотчетных

лиц

6) 10/ТЗР 71 оплачены расходы по доставке

7) 19 71 на сумму НДС по приобретенным материалам

8) 68 19 списание НДС по оплаченным материалам

9) 10/6 91/1 поступление материалов (лома) от ликвидации основных

средств

10) 10 20,23 поступление неиспользованных материалов (отходов) из

основного и вспомогательного производств

11) 10 28 поступление материалов от неисправимого брака

12) 10 75/1 поступление материалов от учредителей в порядке вклада в

уставный капитал

13) 10 98/2 поступление материалов безвозмездно от других организаций

14) 98/2 91/1 в состав прочих доходов включается стоимость израсходо-

ванных безвозмездно полученных материалов на производственные нужды

При поступлении материалов в порядке обмена:

Д К

15) 10 60, 19 60 оприходование поступивших материалов по покупной

стоимости и на сумму НДС

16) 62 91/1 проведена встречная отгрузка ценностей

17) 60 62 проведен зачет взаимных требований

При втором варианте учета поступления материалов составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 15 60,76 на покупную стоимость приобретенных материалов и стои-

мость доставки согласно расчетных документов поставщиков

2) 19 60,76 на сумму НДС от стоимости материалов и стоимости

доставки

3) 60,76 51 оплата счетов поставщиков за приобретенные материалы.

4) 15 71 на покупную стоимость приобретенных материалов через

подотчетных лиц и на стоимость доставки материалов

5) 19 71 на сумму НДС от стоимости приобретенных материалов и

доставки

6) 68 19 списание НДС по оплаченным материалам

7) 10 15 оприходование поступивших материалов по учетным ценам

8) 16 15 отражена (±) сумма отклонений в стоимости материалов

(фактической себестоимости от учетных цен)

9) 20

10) 23 16 списание суммы отклонений на затраты производства

11) 25 в конце отчетного периода

12) 26

Учет расхода и прочего выбытия материалов ведется по кредиту счета 10«Материалы» и составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д К списывается стоимость израсходованных материалов:

1) 20 на нужды основного производства (на изготовление продукции)

2) 23 на нужды вспомогательного производства

3) 25 на общепроизводственные нужды

4) 26 на общехозяйственные нужды

5) 28 10 на исправление браков в производстве

6) 29 на нужды обслуживающих производств и хозяйств

7) 44 на упаковку продукции, предназначенную для продажи

8) 91/2 связанные с ликвидацией основных средств

Тема 2.5: «Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции»

По способу включения в себестоимость продукции ООО «Магмус-ЛТД» делит затраты на прямые и косвенные. Учет прямых затрат на производство ведется по дебету счета 20 «Основное производство» по видам изготавливаемой продукции. При этом калькулируется полная фактическая производственная себестоимость продукции, работ, услуг (в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Списываются прямые затраты, а Выпущенная из основного производства готовая продукция приходуется по полной фактической производственной себестоимости. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) Списывается стоимость израсходованных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и деталей на изготовление продукции:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»;

2) Начислена заработная плата производственным рабочим:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

3) Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение от заработной платы:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

4) Списываются прочие прямые затраты:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

5) Оприходована готовая продукция, выпущенная и основного производства:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»;

Косвенные расходы в ООО «Магмус-ЛТД» относятся ко всем видам продукции. Они включаются в затраты при определении общей суммы затрат в конце месяца путем распределения. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учет этих расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», и на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Счета активные, собирательно-распределительные.

По дебету отражается собирание общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

По кредиту отражается списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

В течении месяца на этих счетах собираются все расходы, которые относятся к общепроизводственным и общехозяйственным. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

1) Списывается стоимость израсходованных материалов на общепроизводственные и общехозяйственные нужды6

Дебет счетов: 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 10 «Материалы;

2) Начислена заработная плата общепроизводственному и общехозяйственному персоналу:

Дебет счетов: 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

3) Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение от заработной платы:

Дебет счетов: 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

4) Оплачены прочие общепроизводственные и общехозяйственные расходы:

Дебет счетов: 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

5) В конце месяца списываются общепроизводственные и общехозяйственные расходы:

Дебет счетов: 20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

Кредит счетов: 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

\Отрицательным моментом в работе предприятия является наличие производственных потерь, т.к. они в конечном счете ведут кудорожанию себестоимости продукции, и, следовательно, уменьшают прибыль.

К производственным потерям относятся брак в производстве и потери от простоев.

Бракомсчитаются изделия и полуфабрикаты, которые прошли технологическую обработку, но они не соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и поэтому не могут быть сданы на склад или заказчику.

В зависимости от характера дефектов различают окончательный (неисправимый) и исправимый брак, внутренний и внешний.

Неисправимый брак- это изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованыпо прямому значению и их исправление невозможно или экономически нецелесообразно.

Исправимый брак- это изделия и полуфабрикаты, которые после исправления или доработки могут быть использованы по прямому назначению. В зависимости от места обнаружения различают брак внутренний и внешний.

Внутренний брак- брак, обнаруженный на самом предприятии до отправки покупателю.

Внешний брак- брак, обнаруженный покупателем.

Брак оформляется актом о браке или извещением о браке. Вэтих документах отражается характер брака, причина брака, количество бракованной продукции, виновники брака и т.д. Акт о браке передается в бухгалтерию для учета затрат и определения величины (суммы) потерь. Акт утверждается руководителем, который принимает решение о порядке списания потерь от брака.

Учет затрат по браку ведется в ведомости №14 по счету 28 «Брак в производстве», активный, калькуляционный.

По дебету этого счета отражаются:

-себестоимость окончательного брака;

- расходы на исправление брака.
По кредиту счета 28 отражаются:

- суммы, удержанные (возмещенные) с виновника;

- стоимость брака по цене возможного использования;

-суммы, предъявленных претензий поставщику некачественных материалов;

- потери от брака.

По учету брака могут быть составлены следующие проводки:

Д К

28 20 Выявлен окончательный брак в производстве, Отражаются расходы на исправление брака:

28 10 , 10/ТЗР,16а) Расход материалов и списание суммы ТЗР и отклонений

28 70 б) начисление заработной платы

28 69 в) отчисления на социальное страхование и обеспечение

28 25 г) списывается доля общепроизводственных расходов
70 28 Удержаны с виновника брака за допущенный брак из зарплаты

76 28 Предъявлены претензии поставщикам за некачественные

материалы.
10/6 28 Оприходован брак (материалы) по цене возможного

использования
20 28 Списываются потери от брака на себестоимость изделия, по которому
допущен брак v

Разница между оборотами по дебету и кредиту счета 28 - это потери от брака, которые списываются на себестоимость готовой продукции, т.е. на счете 20.

Аналитический учет потерь от брака ведут вразрезе каждого цеха, но видам забракованной продукции и по статьям расходов. Счет 28 в конце месяца закрывается.

Учет потерь от простоев

На предприятии могут иметь место простои. Простои могут быть: по внутренним причинам (по вине самого предприятия);

по внешним причинам (по вине поставщиков, сторонних организаций. которые осуществляют подачу электроэнергии, воды и т.д.). Потери от простоев отражаются на счетах 25, 26 «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», по внутренним причинам - на счете 25, по внешним причинам - на счете 26.

Продукция, не прошедшая всех стадий обработки и не принятая отделом технического контроля, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком, называются незавершенным производством (НЗП),а затраты, относящиеся к ним, затратами незавершенного производства.

Прежде чем определить затраты на выработанную и сданную на склад продукцию, необходимо отделить их от затрат, относящихся к незавершенному производству, 'так как втечение месяца эти затраты учитываются вместе.

Для исчисления размеров незавершенного производства необходим учет движения остатков деталей, узлов и т. п. На всех стадиях обработки следует периодически проверять их наличие, сопоставлять данные учета с данными инвентаризации.

Оперативный количественный учет движения остатков незавершенного производства ведут работники диспетчерских бюро-цехов. Однако более точные данные об остатках затрат в незавершенном производстве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного производства.

По результатам инвентаризации выявляются излишки или недостачи незавершенного производства и составляются следующие проводки:

Д к

1) 94 20 Отражена недостача незавершенного производства

2) 20 91/1 Оприходованы излишки незавершенного производства

Инвентаризация производится комиссией, утвержденной руководителем. В инвентаризационную опись комиссия вносит количество оставшихся в производстве деталей.узлов, не сданной на склад продукции с отражением стоимости израсходованных материалов и оплаченного труда согласно технологическим картам.

В производствах, где имеются постоянно переходящие остатки незавершенного производства, для определения затрат, относящихся на выпущенную продукцию, необходимо ежемесячно оценивать их. Себестоимость выпущенной продукции при этом определяют следующим образом: к незавершенному производству на начало месяца прибавляют затраты за месяц, вычитают возвращенные и списанные суммы, а также незавершенное производство на конец месяца.

Поэтому важно правильно определить остатки в незавершенном производстве и оценить их. Всякие ошибки в сведениях об остатках неизбежно повлекут за собой искажение себестоимости выпущенной продукции.

Остатки незавершенного производства, как правило, оценивают по одному из следующих методов:

—- по фактической производственной себестоимости (за минусом расходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);

— по нормативной или плановой производственной себестоимости;

— по условно-переменным расходам (зарплате и расходу материалов);

— по стоимости используемых в производстве сырья, материалови полуфабрикатов.

Под сводным учетом затрат на производство принято понимать весь комплекс учетных работ, связанных с группировкой затрат в разрезеустановленных статей расходов в целом по предприятию, по распределению затрат между незавершенным производством и товарным выпуском, а также по цехам, переделам и другим местам возникновения этих затрат.

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

Бесполуфабрикатный вариант ограничивается учетом затрат по каждому цеху (передел) Контроль за движением полуфабрикатов из одного цеха в другой осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении.

При полуфабрикатном варианте сводного учета затрат на производство предусматриваются обособленное выявление себестоимости полуфабрикатов и стоимостной учет их движения по каждому технологическому процессу (переделу).

Сводный учет затрат на производство осуществляется па основе сводных данных, получаемых в результате обработки первичной документации, оформленной в установленном порядке, и должен обеспечивать выделение в себестоимости продукции затратв соответствии с принятой методикой планирования и группировкой затрат. Данные сводного учета используются при составлении калькуляции фактической себестоимости продукции.

При журнально-ордернойформе учета суммирование затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10 и 10/1.

Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цеха № 12, учета потерь в производстве № 14, учета общехозяйственных расходов и расходы на продажу (коммерческие расходы) № 15 и др.

Журнал-ордер №10 построен но принципу шахматной таблицы: кредитуемые счета (сч. 02. 10, 70, 69, 97, 96, 25, 26 и др.) расположены по вертикали, а дебетуемые, представляющие систему счетов учета затрат на производство (сч. 20, 23, 25/1, 25, 26, 28, 96, 97), - по горизонтали.

Шахматная форма записей обеспечивает получение сводных данных о затратах - по отдельным элементам затрат и по статьям калькуляции.

Журнал-ордер №10/1 является продолжением журнала-ордера № 10. Его ведут по кредиту) тех же счетов, что и журнале-ордере № 10, но в дебет непроизводственных счетов. По окончании месяца в журнал-ордер № 10/1 переносят итоговые записи из журнала-ордера № 10. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги.

Данные журналов-ордеров № 10 и 10/1 используют для составления расчета затрат по экономическим элементам (IIраздел журнала-ордера№ 10) и расчета себестоимости товарной продукции по статьям калькуляции (IIIраздел журнала-ордера № 10).

Для ведения сводного учета затрат на производство применяют также «Ведомость сводного учета затрат на производство». Заполняют ее на основании разработочных таблиц, данных машинограмм, аналогичных ведомостей за прошлый месяц. Фактическую себестоимость готовой продукции в ведомости определяют по каждой статье затрат следующим образом: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себестоимость окончательного брака, суммы недостач - стоимость отходов и остатков незавершенного производства на конец месяца.

Калькулированиеопределяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для продажи, атакже для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.

В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляций: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановая калькуляциясоставляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм или смет.

Сметная калькуляциярассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляцияотражает совокупность всех затрат на производство ипродажу продукции и используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.

Производственный учет,являясь частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) можно подразделить условно на три этапа:

1) исчисление себестоимости всей выпущенной продукции в целом;

2) определение фактической себестоимости по каждому виду продукции;

3) определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы.

Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при этом определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции.

В зависимости от организации и технологии производства, вида и ассортимента производимой продукции применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции:

— нормативный;

— позаказный;

— попередельный;

—- попроцессный (простой).

Позаказный метод применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах. При этом методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции.

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия заказа до дня выполнения. Окончание работ по заказу фиксируют в накладной, акте на сдачу выполненных готовых изделий.

Себестоимость одного изделия определяется делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий.

Попередельный метод учета затрат применяется там, где процесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел (текстильная продукция, черная металлургия и т.д.).

Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов.

Нормативный метод учета затрат на производство применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

По учету прямых затрат составляется следующие бухгалтерские проводки:

Д К

1) 20 10/1 Списывается стоимость израсходованных материалов на

изготовление продукции

2) 20 10/2 Списывается стоимость израсходованных покупных

полуфабрикатов, комплектующих изделий и деталей.

3) 20 21 Списывается стоимость полуфабрикатов собственного

производства

4) 20 10/3 Списывается стоимость израсходованного топлива и энергии на

технологические цели

5) 20 10/тзр,16 Списывается суммыТЗР и отклонений в стоимости материальных

ценностей, относящиеся на израсходованные материалы.

6) 20 70 Начислена заработная плата производственным рабочим

7) 20 69 Отчисления на социальное страхование и обеспечение и страховые

взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний от

начисленной заработной платы производственных рабочих

8) 10/6 20 Оприходованы возвратные отходы из основного производства.

9) 20 96 Произведены отчисления на образование резерва на оплату

отпусков производственным раб

Наши рекомендации