К-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».

Учет выбытия основных средств и НМА отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» активно-пассивный, операционно-результатный, сопоставляющий. Данный счет сальдо не имеет.

По дебету этого счета отражается остаточная стоимость выбывших основных средств, расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, сумма НДС, а также списывается результат от выбытия (прибыль).

По кредиту этого счета отражается стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств, выручка от продажи основных средств, а также результат от выбытия (убыток).

Объекты основных средств могут выбывать в организации в результате:

· ликвидации по причине полного физического или морального износа;

· продажи другим организациям или лицам;

· безвозмездной передачи другим организациям или лицам по договору дарения4

· передачи в качестве вклада в уставный капитал других организаций;

· обмена на другое имущество.

При выбытии объекта основных средств создается комиссия, в состав которой входят представители экономических и технических служб, а также представитель организации или лицо, принимающее объект. Члены комиссии осматривают объект и устанавливают возможность или невозможность его дальнейшей эксплуатации. По результатам осмотра при ликвидации составляют акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-46), а во всех остальных случаях – акт приема –передачи основных средств (форма ОС-1) .

Акты на списание объектов основных средств оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании актов в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного объекта, годные для использования, а также лом и другие материалы, полученные в результате ликвидации, приходуют на основании актов о списании объектов основных средств (формы № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-46).

.Операции по любому выбытию основных средств отражаются на счете 01 «Основные средства». Для отражения операций выбытия основных средств к синтетическому счету 01«Основные средства» рекомендуется открывать отдельный субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».

Выбытие основных средств является результатом прочей деятельности организации, в связи с чем доходы и расходы, связанные с этой деятельностью, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При выбытии основных средств на счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражают:

- по дебету счета 91-2 «Прочие расходы» - остаточную стоимость выбывших объектов; НДС, начисленный в бюджет при продаже объектов основных средств; расходы, связанные с выбытием основных средств;

- по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» - выручку от продажи основных средств; стоимость материальных ценностей, полученных в результате ликвидации основных средств.

Финансовый результат от выбытия основных средств определяется путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».

При выбытии основных средств и НМА ООО «Магмус-ЛТД» составляет следующие бухгалтерские проводки:

1) Предъявлен счет покупателю:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 91/1 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие доходы»;

2) На сумму НДС:

Дебет 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»;

3) Списывается сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам и НМА:

Дебет Счетов 02 «амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»

Кредит счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы»;

4) Списывается остаточная стоимость выбывших объектов основных средств, нематериальных активов;

Дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»

Кредит счетов 01 «основные средства», 04 «Нематериальные активы»

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в те­кущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.

Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислении, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

В соответствии с ПБУ'9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26,44 и др.), а доходы — на счете учета выручки от продажи (90).

При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.

Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).

Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают в дебет счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» с кредита счета 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.

На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.

Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.).

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.

Переоценку основных средств и нематериальных активов следует проводить не чаще одного раза в год на конец отчетного года. Если организация приняла решение о переоценке основных средств или нематериальных активов, входящих в однородную группу, то в дальнейшем эти объекты должны переоцениваться регулярно (Приказ № 186н от 24.12 2010г ).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

  • какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
  • методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
  • лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:

Содержание операции Дебет Кредит
1. ДООЦЕНКА:Сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
1.1. Увеличена первоначальная стоимость основных средств 83/91.1
1.2. Увеличена начисленная амортизация основных средств 83/91.2
3. УЦЕНКА: Сумма уценки объекта основных средств относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
3.1. Уменьшена первоначальная стоимость основных средств 83/91.2
3.2. Уменьшена начисленная амортизация основных средств 83/91.1

Акт приёма-передачи основных средств сопровождает сделки купли-продажи, мены, дарения или аренды. На основании этого документа бывший владелец списывает, а новый – принимает по акту ОС на свой баланс.

Акт приёма-передачи основных средств по форме № ОС-1 составляется, когда купленное (подаренное, обменянное или арендованное) имущество зачисляют в состав основных средств и вводят в эксплуатацию. Или, наоборот, если этот объект выбывает.

Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031) составляется при поступлении объекта. Она оформляется на основании Акта приема-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030), Акта приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031). В инвентарной карточке учета основных средств указывается инвентарный номер объекта, его амортизационная группа и срок полезного использования учитываемого имущества. Далее необходимо заполнить карточку данными паспорта, свидетельства или чертежа основного средства (проект, модель, тип, марка имущества, принимаемого к учету). Также отображается заводской номер приходуемого объекта. Если у основного средства есть другой номер, он вписывается в инвентарную карточку отдельно. Инвентарная карточка включает также дату выпуска (изготовления) имущества. Если оформляется учет животных, в эту графу вносится дата рождения животного, для многолетних насаждений отображается дата их посадки (закладки), а в отношении земельных участков указывается дата государственной регистрации. Кроме того, в инвентарной карточке учета основных средств указываются дата ввода основных средств в эксплуатацию и номер акта, на основании которого имущество принимается к учету. Соответственно, для животных, многолетних насаждений, участков земли это будет дата и номер акта приемки. Первоначальная (восстановительная) или кадастровая стоимость основного средства тоже отображается в инвентарной карточке учета основных средств. Отдельно в инвентарную карточку учета основных средств вносятся сведения об амортизации учитываемого имущества.

Проводки при приобретении основных средств за плату:

Дебет Кредит Название операции
Учтена стоимость купленного ОС (без учета НДС)
60 (76) Учтены затраты по транспортировке и монтажу ОС
60 (76) Выделен НДС по ОС
Ввод в эксплуатацию ОС

Проводки при поступлении основных средств в результате безвозмездного получения:

Д08 К98/2 — принят безвозмездно полученный объект к учету.

Д01 К08 — объект введен в эксплуатацию.

Ежемесячная амортизация будет списывать с 98-го счета в прочие доходы с помощью проводки Д98/2 К91.

Проводки в бухучете при поступлении ОС в виде вклада в уставный капитал:

Дебет Кредит Название операции
Поступление ОС в виде вклада в уставный капитал
Ввод в эксплуатацию ОС

Проводки в бухгалтерском учете при строительстве ОС:

Дебет Кредит Название операции
60 (76) Учтена стоимость работы подрядчиков
Учтены материалы, переданные подрядчику, для строительства ОС
60 (76, 23, 25, 26) Учтены прочие затраты, связанные со строительством ОС
60 (76, 23, 25, 26) Выделен НДС по всем затратам, связанными со строительством ОС
Ввод в эксплуатацию ОС

Расчет суммы амортизационных начислений производят в разработочной таблице №6

Расчет амортизации основных средств за текущий месяц:

к сумме начисленной амортизации за прошлый месяц прибавляют амортизацию по вновь поступившим объектам и вычитают сумму амортизации по выбывшим объектам основных средств.

На основании разработочной таблицы №6»Расчет амортизации основных средств» в учете составляются бухгалтерские проводки:

Начислена амортизация по объектам основных средств   Д К
- малых предприятий
-общепроизводственного назначения
- общехозяйственного назначения
-вспомогательного производства
-прочих производств производств
-сданным в аренду 91/2

Списание сумм начисленной амортизации производится при выбытии объектов основных средств из эксплуатации;

  д К
Списывается сумма начисленных, за время эксплуатации, амортизационных отчислений по выбывшим из эксплуатации объектам

На малых предприятиях применяют ускоренную амортизацию, т.е. норма амортизации увеличивается в 2 раза, а также они могут списываться как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств сроком службы свыше 3-х лет.

С 1 января 2006г. норма амортизации увеличивается в 3 раза (коэффициент ускорения).

Учет затрат по ремонту основных средств отражается в учете по одному изследующих трех вариантов:

Вариант.

Все затраты на ремонт основных средств прямо включаются в издержки производства (через счета затрат 20,23,25,26,44).

  д К
Начисление заработной платы рабочим занятым ремонтом 25 ,26 20 23 44
Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение по этой заработной плате и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве. 25 26 20 23 44
Расход материалов, запасных частей для ремонта основных средств. 25 26 20 23 44
Произведены денежные расходы по ремонту основных средств. 25,26 , 20 ,23,

Вариант.

При этом варианте организация может создать ремонтный фонд для накапливания средств на проведение ремонта основных средств. Ремонтный фонд создается обычно на предприятиях с сезонным производством.

Учет ремонтного фонда ведется на счете 96»Резервы предстоящих расходов» но субсчету «Ремонтный фонд».

  д К
Произведены отчисления в ремонтный фонд 25 26 (рем.фонд)
  д К
Отражены в учете затраты на ремонт основных средств 10 70 69 02 51

Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то затраты накапливаются на счете 23»Вспомогательные производства»:

По окончании ремонта объекты основных средств принимаются по акту приема сдачи отремонтированных объектов. На основании этого акта вся сумма фактических затрат списывается за счет ремонтного фонда:

  д К
Списывается фактическая стоимость ремонта основных средств за счет ремонтного фонда.

Если капитальный ремонт осуществляется подрядным способом, то в бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

    д К
Принят к оплате счет подрядной организации за ремонт -стоимость ремонтных работ -НДС        
Оплачен счет подрядной организации
Списывается НДС по оплаченным ремонтам работам
Списываются затраты в издержки производства 25,26

Вариант.

Организация может учитывать затраты на ремонт основных средств на счете 97»Расходы будущих периодов», а с этого счета равномерно списывать затраты на счета издержек производства.

Этот вариант применяется на тех предприятиях, где ремонтные работы выполняются вначале года, когда еще не создан ремонтный фонд.

  д К
Отражаются расходы на ремонт основных средств
   
   
   
   
Списываются эти расходы на издержки 25, 26
производства    

Если осуществляется ремонт основных средств непроизводственного назначения, то все затраты по нему списываются за счет прибыли организации проводкой - Д(91/2) К (10,70,69,76).

Учет операций по выбытию основных средств ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», активно-пассивный, операционно-результатный, сопоставляющий счет, сальдо не имеет, счет закрывается.

По Дебету этого счета отражается остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств (ликвидированных, проданных, безвозмездно переданным) и расходы, связанные с выбытием объектов основных средств (по демонтажу и частичной разборке), сумма НДС, а также списывается результат от выбытия (прибыль).

По Кредиту этого счета отражается стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств (по ценам возможного использования), выручка от продажи основных средств, а также результат от выбытия основных средств (убыток).

д

Продажа основных средств

Предъявлен счет покупателю за проданные основные средства (по продажной цене, включая НДС)   9(НДС) 62 ,76 91/1
Поступило на расчетный счет от покупателей выручка от продажи ОС 62(76)
Списывается сумма накопленной амортизации за время эксплуатации этого объекта
Списывается остаточная стоимость проданных основных средств 91/2
Начислен НДС по проданным объектам основных средств 91/2
Отражены расходы по продаже основных средств 91/2 70 69 44
Прибыль от продажи основных средств 91/9
Убытки от продажи основных средств 91/9

Наши рекомендации