Глава 2. бухгалтерский учет основных средств
В ООО «_____________»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «_________________» и его бухгалтерского учета
ООО «_____________» осуществляет свою деятельность на основании Устава (Приложение А), свидетельства о государственной регистрации.
ООО «_____________» зарегистрировано в налоговых, статистических, государственных органах в соответствии с законодательством РФ.
Главной целью ООО «____________» является получение прибыли.
Основным видом деятельности предприятия является
Краткая характеристика ООО «___________» рассмотрена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. - Краткая характеристика предприятия ООО «___________»
Показатель | Характеристика |
Полное наименование предприятия | |
Краткое наименование предприятия | |
Дата создания предприятия | |
Юридический адрес предприятия | |
Форма собственности предприятия | |
Организационная форма предприятия | |
Вышестоящая организация (если имеется) | |
Основной вид деятельности предприятия | |
Период исследования | |
Среднесписочная численность предприятия | |
Форма организации бухгалтерского учета | |
Форма ведения бухгалтерского учета |
Для изображения структурных взаимосвязей основных уровней и подразделений предприятия, их соподчинения на практике используются схемы организационной структуры управления.
Организационно-управленческая структура ООО «____________» представлена на рисунке 2.1.:
Рисунок 2.1. - Схема организационно-управленческой структуры
ООО «___________»
Управление предприятием осуществляет его руководитель – директор. Выбор директора осуществляется Органом управления имуществом путем подписания с ним контракта на 5 лет. Досрочное увольнение директора возможно лишь с согласия трудового коллектива предприятия в случае грубого нарушения директором трудового законодательства РФ.
Директор предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, за исключением тех, которые отнесены Уставом предприятия к компетенции Органа управления имуществом, и других органов управления данного предприятия.
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, а также ведет статистическую отчетность и предоставляет ее соответствующим государственным органам.
Учет на предприятии организуется в соответствии с федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете», а также в соответствии с Положениями бухгалтерского учета – нормативно-правовыми актами, утвержденными Министерством финансов РФ.
Принципы, методы и процедуры изложены и утверждены в Приказе об учетной политике предприятия (Приложение Б).
Ведение бухгалтерского учета на предприятии возложено на бухгалтерскую службу предприятия во главе с главным бухгалтером.Непрерывность отражения операций и достоверная оценка активов, обязательств, капитала в бухгалтерском учете обеспечивается с помощьюприменения журнально-ордерной формы учета с применением персонального компьютер и прикладной программы EXCEL. Бухгалтерский учет осуществляется согласно принципам и методам, предусмотренным положениями бухгалтерского учета. Ответственностьработников бухгалтерии за ведение бухгалтерского учета регулируется должностными инструкциями, согласно которым бухгалтер несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, достоверность представляемыхотчетов и справок и т.д.
В соответствии с должностными инструкциями бухгалтера, работник бухгалтерии назначается на должность или освобождается от нее приказом директора, подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.
Организационная структура учетного аппарата ООО «__________», отражает специфические условия технологии и организации управления производством (рисунок 2.2). Работники бухгалтерии в административном и методическом отношении находится в подчинении главного бухгалтера. Обязанности между работниками бухгалтерии распределены главным бухгалтером и утверждены в должностных инструкциях (Приложение Б).
Рисунок 2.2 - Организационная структура учетного аппарата в ООО «_______»
В соответствии с приказом руководителя и должностной инструкцией главный бухгалтер отвечает за правильную постановку и достоверность учетных данных, и отражение их в отчетности. Он должен обеспечить контроль сохранности коллективной собственности, правильность расходование денежных средств и материальных ценностей, ведение строжайшего учета режима экономии и хозяйственного расчета.
Бухгалтерский учет движения основных средств ведет главный бухгалтер.
Относительно учета основных средств в Приказе об учетной политики определено (Приложение Б):
Ø признание, оценка и учет основных средств осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Единицей учета определяется отдельный объект основных средств;
Ø амортизация объектов основных средств начисляется следующим образом:
- здания и сооружения – линейным методом исходя из срока полезного использования 20 лет;
- машины и устройства – линейным способом, исходя из срока полезного использования 5 лет.
На предприятии не составляется график документооборота.
График документооборота, должен быть составлен главным бухгалтером и утвержден руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, он регламентирует порядок предоставления первичных документов в бухгалтерию.
Форма графика документооборота, предложена в Приложении Д.
Инвентаризация на предприятии товарно-материальных ценностей осуществляется ежегодно. Проверке подлежат также расчеты и обязательства. Ответственность за ее организацию несет директор, ответственным за исполнение приказом назначается главный бухгалтер. Но, к сожалению не все акты сверки взаиморасчетов есть в ООО «___________». Результаты инвентаризации находят свое отражение в финансовой отчетности.
Финансовая отчетность ООО «_______________» составляется на протяжении года и отражает нарастающим итогом имущественное и финансовое состояние предприятия. Правильность и объективность данных отчетов подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера.
Ведение бухгалтерского учета в ООО «________________» централизовано. Первичная учетная документация из всех производственных подразделений поступает в центральную бухгалтерию, где производится ее группировка и бухгалтерская обработка, и разноска в оборотную ведомость аналитического учета, с дальнейшим формированием главной книги.
Следовательно, на основании данных об организации учета можно сделать выводы, что она позволяет обеспечить своевременность составления первичных документов и их обработки. Вместе с тем, необходимо пересмотреть обязанности по некоторых сотрудников, так как в период сдачи квартальной, годовой отчетности нагрузка в работе главного бухгалтера и его заместителя значительно возрастает по сравнению с нагрузкой некоторых работников бухгалтерии. Кроме этого пересмотр должностных обязанностей должен осуществляться один раз в три года. Бухгалтерский учет ООО «_______________» осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Документальное оформление движения основных средств
Для правильной оценки и своевременного учета основных средств все они должны быть оформлены первичными документами.
В ООО «_________________» средства поступают в результате капитальных вложений, приобретения за плату у других предприятий и частных лиц, внесения учредителями в счет их взносов в уставной капитал предприятия, оприходования излишков основных средств, выявленных во время инвентаризации, а также внутреннего перемещения.
Основные средства выбывают из предприятия вследствие частичной или полной ликвидации, реализации, а также недостач, выявленных во время инвентаризации.
Приемку основных средств в эксплуатацию осуществляет постоянно действующая комиссия, назначенная приказом директора. В ее состав входят главный инженер, прораб, инженер по технике безопасности, бухгалтер, занимающийся учетом основных средств, работник, который принимает под ответственность объект основных средств.
В ООО «_________________» применяют унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России (таблица 2.2.):
Таблица 2.2 - Первичные документы по учету основных средств, применяемые в ООО «Есфирь»
Форма | Название формы | Применение |
Ф. ОС-1 | Акт о приеме-передаче ОС (кроме зданий и сору-жений) (Приложение 5) | Оприходование оборудования, транспортных средств и др. в организации или между организациями. |
Ф. ОС-2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов ОС. | Для оформления и учета перемещения из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. |
Ф. ОС-3 | Акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС. | Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов ОС из ремонта, реконструкции, модернизации. |
Ф. ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств. | Применяется при списании автотранспортного средства (к акту должен быть приложен документ, подтверждающий снятие автомобиля с учета ГИБДД). |
Ф. ОС-4б | Акт о списании групп объектов (кроме автотранспортных средств). | Применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность ОС. |
Ф. ОС-6 | Инвентарная карточка учета объекта ОС. (Приложение 4) | Ведутся для учета наличия объектов ОС, а также учета движения его внутри организации. Эти документы удобно вести в электронном виде. |
Ф.ОС-10 | Журнал «Опись инвентарных карточек» | Регистрация инвентарных карточек. |
Ф. ОС-11 | Инвентарная книга учета объектов ОС. | Применяется в организациях, имеющих небольшое количество ОС. |
Ф. ОС-14 | Акт о приеме (поступлении) оборудования. | Применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования, если в дальнейшем планируется его использование в качестве объектов ОС. |
Ф. ОС-15 | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж. | Для оформления передачи оборудования в монтаж. Не оформляется, если монтажные работы проводятся подрядным способом. |
Ф. ОС-16 | Акт о выявленных дефектах оборудования. | Составляется, если в процессе монтажа, наладки или испытания выявлены дефекты оборудования. А также по результатам контроля. |
Итак, основными документами отражающими движение основных средств в ООО «_________________» являются различные акты, инвентарные карточки и т.д.