Экспертиза правильности отражения в учете и отчетности расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Судебно-бухгалтерская экспертиза по вопросам соблюдения налогового законодательства может проводиться в следующих случаях:

- при проведении экспертного исследования по поручению правоохранительных органов, когда на рассмотрение эксперта-аудитора поставлены вопросы, связанные с проверкой налогообложения операций организации;

- при проведении экспертизы по поручению налоговых органов, когда в процессе налоговой проверки привлекаются эксперты для получения специальных знаний в области бухучета.

Привлечение экспертов в процессе налоговой проверки регулируется нормами НК. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Методика проведения экспертного исследования соблюдения налогового законодательства не меняется в зависимости от того, какой орган назначил экономическую экспертизу. Однако создать универсальную методику налоговой экспертизы невозможно, так как каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налоговой экспертизы.

Налоговую экспертизу можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Налоговая экспертиза как процесс состоит из нескольких этапов:

- предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

- проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

- оформление и представление результатов проведения налоговой экспертизы.

На каждом из этих этапов эксперты выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо:

- провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;

- определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

- проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

- провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

- проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

- осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на этом этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки эксперт определяет, какие именно налоги и платежи будут подвергнуты проверке. При этом следует руководствоваться заданием, полученным от правоохранительных органов, вопросами, поставленными перед экспертом, и материалами дела. Если эксперт не имеет конкретного задания по проверке определенных видов операций или налогов, экспертизе должна быть подвергнута вся система налогообложения.

Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе по видам налогов или хозяйственных операций. При этом экспертиза носит сплошной характер при установлении периода исследования.

Особенности экспертного исследования налогооблагаемых операций организации связаны с тем фактом, что исследование может осуществляться при несоответствии записей, отраженных в бухучете, фактическим операциям и показателям. Проведение экспертного исследования системы налогообложения должно отвечать следующим требованиям:

- определение объектов налогообложения на основе достаточных исходных данных;

- определение объектов налогообложения в соответствии с нормами налогового законодательства;

- определяется наличие отклонений, которые имеют место при исчислении суммы налогов, согласно экспертному исследованию с фактической суммы налогов, исчисленными и уплаченными организацией.

Определение объектов налогообложения на основе достоверных исходных данных означает, что налоги должны исчисляться исходя из фактических показателей продажи, прибыли, доходов, расходов и затрат организации. Определение объектов налогообложения с учетом норм налогового законодательства означает, что фактические показатели деятельности организации должны быть приведены в соответствие с установленным налоговым законодательством, порядком определения налогооблагаемой базы, льготами и ставками налога, которые действовали в исследуемый период. При этом делаются ссылки на статьи и положения налогового законодательства.

При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Так, при проверке правильности исчисления налога на прибыль обращается внимание прежде всего на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.

В ходе налоговой экспертизы проводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнения налоговых деклараций организации.

Эксперты, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки эксперты-аудиторы могут взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством (если это возможно исходя из обстоятельств дела). Эксперт не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации.

На третьем, заключительном, этапе подводятся итоги проведенной экспертизы. Результаты аудиторской проверки оформляются заключением эксперта.

В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению экспертизы следует выразить мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Эксперт несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении о выявленных им искажениях и правонарушениях налогового законодательства в соответствии с нормами уголовного права.

Неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности: 1) налоговой, налагаемой на налогоплательщика; 2) административной, налагаемой на должностных лиц; 3) уголовной, налагаемой на должностных лиц.

25. Экспертное исследование и его содержание.

Экспертное исследование – процесс исследования объектов, представляемых на экспертизу.

Толкование понятия «исследование» в юридической сфере связано непосредственно с доказыванием, т.е. с установлением истины по делу и познанием предмета доказывания.

В процессе проведения исследования эксперт осуществляет сбор доказательств по делу, выполняет исследовательские процедуры для подготовки ответов на поставленные перед экспертизой вопросы.

После обобщения результатов экспертного исследования составляется экспертное заключение, в исследовательской части которого подробно описывается содержание исследования – процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.

Излагаются:

- методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими бухгалтерских познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование;

- обоснование и объяснение принятых при производстве расчетов (подсчетов) величин (показателей), а также выявленных расхождений (несоответствий) в учетных данных со ссылкой на документы, подтверждающие несогласованность исследуемых величин (показателей);

- справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов с указанием даты и места их издания;

- результаты следственных действий (допросов, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;

- ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;

- экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. Проводится группировка результатов исследования с помощью таблиц, ведомостей, графиков, рабочих документов.

В текст исследовательской части заключения могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документов, порядок их движения и другие вопросы.

Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению.

На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.

Если экспертиза была комплексной или в ходе ее выполнялись комплексные исследования, исследовательская часть завершается так называемой синтезирующей частью. В ней эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленный вопрос.

В последней части заключения излагаются выводы, т.е. даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. При невозможности решения какого-либо вопроса эксперт должен в исследовательской части заключения указать причины отказа. Выводы об обстоятельствах, по которым следователем не были поставлены вопросы и которые эксперт приводит в рамках экспертной инициативы, излагаются в конце заключения.

Выводы эксперта должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае если такая связь имеется, эксперт должен указать, какой именно нормативный документ нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае когда это сделать возможно, нужно указать, кто из должностных лиц организации несет ответственность за нарушение, с точки зрения бухучета, и оценить сумму материального ущерба.

Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований.

Экспертные выводы по определенности подразделяются на категорические и вероятные (предположительные). Категорические выводы – это достоверный вывод о факте независимо от условий его существования.

В основу судебного решения по делу могут быть положены только категорические выводы. Следовательно, только они имеют доказательственное значение. Заключение с категорическими выводами служит доказательством.

Наши рекомендации