Учет расчетов с покупателями: законодательно-нормативное регулирование и отражение на счетах бухгалтерского учёта.
Основными договорами, которыми оформляется продажа товаров, являются договоры купли-продажи и поставки. В статье 454 ГК договор купли-продажи определяется как договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а другая сторона (покупатель) обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Договор поставки относится к одному из видов договоров купли-продажи. В соответствии со ст. 596 ГК договор поставки предполагает, что поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности. Поставку от купли-продажи отличает наличие разрыва между моментом заключения договора и его исполнением. Договор поставки, как правило, предполагает длительное взаимодействие сторон, когда передача товара осуществляется не одноразовым действием, а в течение определенного периода (например, года) поэтапно, оговоренными партиями.
Организация-поставщик ведет расчеты с покупателями и заказчиками.
В бухгалтерском учете организации-продавца отражение факта продажи товара предполагает следующие действия:
– определение момента списания с баланса проданных покупателю товаров;
– своевременное и в соответствии с законодательством исчисление сумм акциза, НДС и предъявление их к оплате покупателю;
– отражение факта перехода права собственности к покупателю и возникновение дебиторской задолженности;
– фиксирование факта погашения дебиторской задолженности.
Ключевыми моментами по всем перечисленным пунктам являются моменты списание товара с баланса организации-продавца и постановка его на баланс организации-покупателя. Они связаны с переходом права собственности на продаваемый товар. Право собственности у приобретателя вещи по договору, согласно ст. 223 ГК, возникает с момента ее передачи. Однако стороны договора купли-продажи могут установить другой, отличный от общепринятого, момент перехода права собственности на реализуемый товар — оплата товара, передача его покупателю в любом оговоренном месте (франко-месте) и др. Организация должна приходовать имущество на баланс с момента получения права собственности на него и списывать с баланса в момент утраты права собственности.
Кроме покупателей организация ведет расчеты с заказчиками. Заказчик – это юр. или физ. лицо, обратившееся с заказом к другому лицу – изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). Возникающие при этом отношения регулируются различными договорами, например договором возмездного оказания услуг, договором подряда, договором на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др. В качестве заказчика могут выступать правительство, гос. органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.
ОТРАЖЕНИЕ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА.
Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями», по дебету которых отражается задолженность покупателя перед продавцом (дебиторка), а по кредиту — оплата за товар, работы, услуги. Проводки по счету 62 выполняются в момент совершения продажи, то есть в момент отгрузки товара.
На счете 62 могут быть открыты 3 субсчета:
субсчет 1 — для отражения расчетов по обычной продаже;
субсчет 2 — для учета полученного аванса;
субсчет 3 — для учета полученных векселей.
1. Учет расчетов с покупателями при продаже.
Выручка от продажи товаров (работ, услуг) признается доходом от обычного вида деятельности и отражается по кредиту счета 90 «Продажи».
Если же продажа разовая и не является обычным видом деятельности предприятия (например, продажа основного средства), то выручка отражается в составе прочих доходов по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Проводки по счету 62 при обычной продаже:
1) Д 62, К 90/1 - Отражена выручка от реализации товара (работ, услуг)
2) Д 90/3, К 68 - Начислен НДС по реализованным товарам (работам, услугам)
3) Д 62, К 91/1 - Отражена выручка от продажи ОС, НМА, материалов
4) Д 91/2, К 68 - Начислен НДС по реализованным активам
5) Д 51, К 62 - Получена оплата от покупателя
2. Учет аванса полученного при расчетах с покупателями:
Если покупатель оплачивает товар заранее и перечисляет аванс, то для учета расчетов с покупателями в данном случае на счете 62 открывается субсчет 2 «аванс полученный».
С полученных авансов НДС начисляет к уплате. Далее при передачи покупателю товаров НДС начисляется еще раз, на этот раз с выручки. Начисленная сумма НДС с аванса полученного восстанавливается, и затем делается проводка по зачету аванса.
Проводки по учету авансов полученных:
1) Д 51 К 62-2 - От покупателя поступил аванс на расчетный счет
2) Д 76.НДС с авансов получ. К 68 - Начислен НДС с полученного аванса
3) Д 62-1 К 90/1 - Отражена выручка от реализации товара
4) Д 90/3 К 68 - Начислен НДС по реализованным товарам
5) Д 62-2 К 62-1 - Зачет аванса в счет погашения задолженности
6) Д 68 К 76.НДС с авансов получ. - Принят к вычету НДС в связи с реализацией товара, оплаченного авансом
3. Учет векселей полученных от покупателя:
Если покупатель выдал продавцу простой вексель, его нужно учитывать на субсчете 3 «Вексель полученный» счета 62.
Проводки по счету 62 при оплате векселем:
1) Д 62 К 90/1 - Отражена выручка от реализации товара
2) Д 62/3 К 62/1 - Учтен полученный от покупателя вексель
3) Д 51 К 62/3 - Полученный вексель погашен
4) Д 62/3 К 90/1 - Отражено превышение номинальной стоимости векселя над стоимостью продажи.