Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы
В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
1) не имеет материально – вещественной (физической) структуры;
2) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
3) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
4) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
5) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
6) способно приносить организации экономическую выгоду;
7) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).
Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», и счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 04 «Нематериальные активы» активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 «Нематериальные активы» осуществляют в первоначальной оценке. Учет амортизации нематериальных активов ведется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
Аналитический учет нематериальных активов осуществляют в карточке учета нематериальных активов. Карточка применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.
Основными видами выбытия нематериальных активов являются их продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций. При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» списываются также все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и затем списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». При этом если сумма выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки». Если же остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
В настоящее время в ООО «СК «Центр» учет нематериальных активов не ведется в связи с их отсутствием.
Учет материальных ценностей
В строительных организациях учет материальных ценностей ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н. В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина № 94н от 31.10.2000 (в редакции приказа Минфина РФ от 07.05.2003 №38н) материальные ценности по составу группируются в разрезе субсчетов к счету 10 «Материалы». В составе материальных ценностей строительных организаций учитывается сырье и материалы для строительства многоквартирных домов, специальная одежда, специальная обувь и защитные приспособления.
Материалы отпускаются в строительство на основании лимитно-заборных карт (М-8), требований-накладных (М-11) по объему, весу, площади и счету с указанием кодов заказов, объектов строительства, видов работ, для производства которых они были отпущены, в строгом соответствии с разрабатываемыми строительной организацией и утверждаемыми ежегодно нормами расхода ресурсов. Конструкции и детали в виде технологических комплектов завозятся на строительные площадки на основании комплектовочных карт в соответствии с графиками производства работ.
В строительстве также используется ряд специфических документов:
- материальные отчеты, составляемые каждым материально ответственным лицом (прорабом, начальником строительного участка), используются для списания материалов на производство (форма М-19);
- отчеты о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма М-29);
- журналы учета выполненных работ по каждому выполненному объекту строительства (форма КС-6).
Материалы отпускаются в строительные участки по производственным нормам; при этом возможны отклонения от норм, которые могут быть вызваны заменой одного материала другим, сверхлимитным отпуском. При замене материала оформляется требование на замену. К сверхлимитному отпуску материалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака и покрытием перерасхода материалов. Обоснованный перерасход материалов по количеству, разрешенный руководителем строительной организации, подлежит списанию на затраты. При необоснованности расхода материалов перерасход подлежит возмещению за счет виновных лиц.
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Рассмотрим бухгалтерские записи по учету материальных ценностей в ООО «Строитель Плюс» (табл. 5).
Таблица 5 - Бухгалтерские записи по учету материальных ценностей в ООО «Строитель Плюс»
Наименование операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
С расчетного счета перечислены денежные средства поставщику за материалы | ||
От поставщика получены материалы | ||
Отражается НДС по приобретенным ценностям | ||
Предъявлен НДС к вычету | ||
Передача материалов субподрядчику | ||
Отпуск материалов в строительство |
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Учет расходов на продажу
Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров служит счет 44 «Расходы на продажу». При списании издержек обращения составляется бухгалтерская запись: Дебет 90 — 8 «Коммерческие расходы» — Кредит 44 «Расходы на продажу».
ООО «Строитель Плюс» является строительной организацией, поэтому более подробно остановимся на счетах учета затрат на выполнение строительных работ.
В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов: - «Материалы»;
- «Расходы на оплату труда рабочих»;
- «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»;
- «Накладные расходы».
Строительная организация может, исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности, самостоятельно расширять номенклатуру статей на производство строительных работ.
К прямым затратам относят материальные затраты и затраты на оплату труда строительных рабочих.
Прямые затраты учитываются на счете 20 «Основное производство» и включаются в себестоимость конкретного объекта строительства.
Указанные расходы списывают в дебет счета 20 с кредита счета 10 «Материалы» (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и других счетов.
Строительные организации для осуществления строительных работ привлекают разные строительные машины (башенные краны, бульдозеры, экскаваторы и др.) и механизмы (бетономешалки, растворомешалки и др.). Учет затрат по эксплуатации машин и механизмов ведут на счете 25 «Общехозяйственные расходы» в разрезе видов однородных машин.
Сведения об объемах выполненных работ строительными машинами содержатся в отчете главного механика, составленного на основе ЭСМ-5 «Карта учета работы строительной машины (механизма).
Затраты, накопленные в течение месяца по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» в конце месяца с кредита данного счета списываются в дебет счета 20 «Основное производство». Затраты распределяются по объектам строительства исходя из времени использования машин.
Общехозяйственные расходы строительной организации представляют собой затраты, связанные с управлением, а также обеспечением условий для функционирования строительной компании. Учет накладных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету данного счета отражаются затраты, произведенные за месяц, а по кредиту - их списание. В конце месяца эти расходы списываются на производственную себестоимость строительной продукции пропорционально заработной плате рабочих:
Дт 20 Кт 26 – списаны общехозяйственные расходы.
9. Учет готовой продукции (работ, услуг) и ее продажи
Правильный учет готовой продукции позволяет систематизировать информацию для принятия управленческих решений, так как готовая продукция является конечным звеном в фазе материального производства конкретного предприятия.
Передача готовой продукции на склад может быть оформлена документом, составленным в произвольной форме, содержащей обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ.
Счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции.
ООО «Строитель Плюс» не осуществляет производственную деятельность, поэтому мы рассмотрим выполнение строительных работ в исследуемой организации.
В себестоимость строительных работ включаются затраты, связанные с производством строительных работ. Затраты субподрядной организации по производству строительных работ принятые генеральным подрядчиком, включаются в общую себестоимость работ по договору. Затраты на производство СМР включаются в себестоимость этих работ в том отчетном периоде, к которому они относятся, не независимо от времени оплаты.
Для приемки выполненных подрядных СМР составляет акт формы №КС-2. Как упоминалось ранее, акт формы №КС-2 составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма №КС-6а). Акт подписывается уполномоченными на то представителями сторон. На основании данных акта формы №КС-2 заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы №КС-3.
Рассмотрим бухгалтерские записи по отражению выполненных работ в ООО «Строитель Плюс» (табл. 6).
Таблица 6 – Бухгалтерские записи по учету выполненных строительных работ
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
90-1 | Отражена стоимость работ и затрат по генподряду | |
90-3 | Начислен НДС | |
Отражена стоимость принятых субподрядных работ | ||
Учтен НДС, предъявленный субподрядной организацией | ||
90-2 | Отражено списание субподрядных работ | |
Принят к вычету НДС по субподрядным работам | ||
Отражение в учете подрядчика поэтапной сдачи заказчику объекта | ||
62-2 | Отражена предоплата в размере 100% | |
62-2 | Начислен НДС с полученной предоплаты | |
20-2 | Приняты от субподрядной организации работы | |
Учтен НДС | ||
Принят к вычету НДС по субподрядным работам | ||
20-1 | 02, 70, 69 | Сформированы затраты СМР, относящихся к первому этапу работ, выполненных собственными силами |
90-1 | Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (первый этап) | |
90-3 | Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (первый этап) | |
62-2 | Восстановлен НДС, начисленный с полученной предварительной оплаты | |
Оплачены работы субподрядной организации | ||
90-2 | 20-1 | Списаны затраты выполненные собственными силами и принятые заказчиком строительных работ (первый этап) |
90-2 | 20-2 | Списаны затраты выполненные силами субподрядных организаций и принятые заказчиком строительных работ (первый этап) |
90-9 | Отражен финансовый результат от сдачи первого этапа | |
90-1 | Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (второй этап) | |
90-3 | Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (второй этап) | |
90-2 | 20-1 | Списаны производственные затраты выполненные собственными силами и принятые заказчиком строительных работ (второй этап) |
90-2 | 20-2 | Списаны затраты выполненные силами субподрядных организаций и принятые заказчиком строительных работ (второй этап) |
90-9 | Отражен финансовый результат от сдачи второго этапа | |
62-1 | Объект принят заказчиком в целом | |
62-2 | 62-1 | Зачтена предоплата |