Оценка материалов по методу ФИФО
Пример.
Ведомость учета остатков материалов на складе за 2017 г.
Материально ответственное лицо Иванов А.А.
№ | Материалы | Номенклатурный номер | Ед. измерения | Цена, руб. коп. | Остаток на 1 января | Остаток на 1 февраля | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | |||||
Всего по складу |
Типовые операции по учету заготовления материалов
На счете 10 «Материалы»
№ п/п | Содержание операций | Дебет | Кредит |
Отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика | |||
Учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации) | 60 (76) | ||
Отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации) | |||
Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации (на основании счета-фактуры посредника) |
УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.
Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспорт-но-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.
Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.
Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:
где УЦн – стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;
УЦп – стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.
Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете.
Суммы транспортно-заготовительных расходов на вы-бывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности, по учетным ценам в корреспонденции: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10ДЗР.
Если организация использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма отклонения фактической себестоимости от учетной цены учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Пример расчета сумм и процента транспортно-заготовительных расходов материалов Счет 10, субсчет 1
Содержание операций | Оценка материалов | ТЗР (отклонение) | |
по учетным ценам | по фактической себестоимости | Фактическая себестоимость – договорная цена | |
Остаток на начало месяца | 30 000 | 31 000 | |
Поступило за отчетный месяц | 26 750 | 28 120 | |
Итого поступило с остатком | 56 750 | 59 120 | |
Процент транспортно-заготовительных расходов | 2370 : 56 750 х 100 = 4% | ||
Израсходовано в отчетном месяце: на изготовление продукции на ремонт здания цеха на общехозяйственные нужды | 19 600 | 19 600 + 784 = = 20 384 8270 + 331 = = 8601 4640 + 186 = = 4826 | 19 600x4% = = 784 8270 х 4% = = 331 4640 х 4% = = 186 |
Итого расход | 32 510 | 33 811 | |
Остаток на конец месяца | 24 240 | 25 309 |
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.
Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.
Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным но-мерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомости учета остатков материалов (сальдовые ведомости).
В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. Поданным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.
Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.
Основным регистром аналитического учета движения материалов в бухгалтерии является ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)».
Ведомость состоит из трех разделов:
1) «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;
2) «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам) – по учетным ценам и фактической себестоимости»;
3) «Расход и остаток на конец месяца (по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе учетных групп материалов)».
Ведомость № 10 позволяет осуществлять:
- контроль сохранности материалов по местам их хранения;
- учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам и фактической себестоимости);
- учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов.
Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сдачи документов, ведомостей по движению материалов, производственных отчетов цехов, требований-накладных.
УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.
Поставщики одновременно с отгрузкой выписывают покупателю расчетные документы (платежное требование, счет-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы поступают в отдел маркетинга покупателя. Там проверяют правильность их заполнения, соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), акцептуют их, т. е. дают согласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.
С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается
к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу поставщика.
При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, экспедитор при приемке груза в транс-портной организации может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный.
Сальдо кредитовое на счете 60 свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам:
- оборот по кредиту – суммы акцептованных счетов поставщиков за отчетный месяц;
- оборот по дебету – суммы оплаченных счетов поставщиков.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Аналитический учет в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, акта приемки. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется он на основании акцептованных платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приеме материалов, выписок банка.
Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.
Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей – общей суммой, а по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов о приемке материалов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.
Суммы недостач, выявленных при приемке материальных ценностей, относятся в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается в журнале-ордере № 6 в корреспонденции: Д-т 76/2 К-т 60.
Организации пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер № 6.
По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получения оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.
Пример.
В марте была неотфактурованная поставка в сумме 12 000 руб.
В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 руб. (включая НДС).
В марте будет сделана запись: Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.
В апреле:
Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.
Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.
Д-т 19 К-т 60 – 2160 руб.
Пример.
Оценка материалов по методу ФИФО
Показатели | Кол-во ед., кг | Цена за ед., руб. | Сумма, руб. |
1. Остаток материалов на начало месяца | |||
2. Поступили материалы | |||
в течение месяца: | |||
первая партия | |||
вторая партия | |||
третья партия | |||
Итого приход за месяц | – | ||
3. Расход материалов за месяц (150 кг) | |||
Списание по методу ФИФО | |||
Итого расход за месяц | – | ||
4. Остаток материалов на конец месяца | |||
по методу ФИФО |
Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала (исходные данные из таблицы)
1) Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия: 450 + 3120 = 3570 (руб.).
2) Определяем количество материала: 30 + 140 = 170 (кг).
3) Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала:
3570 : 170 = 21 (руб.)
4) Фактическая себестоимость израсходованного материала равна:
21 руб. х 150 кг = 3150 руб.
Остаток на конец месяца составит: 20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.
Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей. Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
- приходный ордер (ф. М-4);
- акт о приемке материалов (ф. М-7).
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документальным данным поставщика и, если расхождений нет, выписывает приходный ордер на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае рас-хождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй – передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в 4-х экземплярах:
- первый – служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
- второй – для оприходования материала получателем;
- третий – для расчетов с автотранспортной организацией;
- четвертый – для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение материалов оформляют требованием-накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают материалы в организациях розничной торговли, у других организаций и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.
Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
- Лимитно-заборная карта (ф. М-8);
- Требование-накладная на отпуск материалов (Ф- М-11);
- Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех – получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет производственный отдел.
Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается получателю, другой – складу.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел маркетинга в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарная накладная в 4-х экземплярах.
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) с 1 января 2013 г. организации могут отказаться от большей части унифицированных форм по учету материалов и разработать свои, утвердив их приказом руководителя или в учетной политике.
Разрабатывая свои формы первичных документов, организация вправе сократить их количество, объединив несколько форм в одну, тем самым упростив документооборот по учету материалов.
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА СКЛАДЕ
Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.
Существуют следующие методы учета производственных запасов:
- количественно-суммовой;
- с помощью отчетов материально ответственных лиц;
- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета
материалов является оперативно-бухгалтерский. Он пред-полагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.
Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М -13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).
Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.