Обязанность заключать договор страхования своей гражданско-правовой ответственности.

Наряду с договором страхования ответственности в пределах страховой суммы, предусмотренной Законом, и договором дополнительного страхования по правилам п. 2 ст. 24.1 Закона на арбитражного управляющего может быть возложена обязанность заключить дополнительный договор: а) по решению коллегиального органа управления должника согласно абз. 1, 2 п. 2.1 ст. 24.1 Закона в размере страховой суммы, установленной решением коллегиального органа; б) при утверждении судом арбитражного управляющего, в отношении которого СРО предоставлена информация о его несоответствии предъявляемым требованиям (абз. 3 п. 2.1 ст. 24.1 Закона).

Ответственность арбитражных управляющих

Исходя из положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о деятельности арбитражного управляющего и его статусе можно сделать вывод о характере его гражданско-правовой ответственности в случае совершения им правонарушения.

Ответственность арбитражного управляющего носит, на наш взгляд, внедоговорный характер, так как у него отсутствуют договорные отношения с должником и его кредиторами <1>.

--------------------------------

<1> Проблема правового статуса арбитражного управляющего является дискуссионной. В доктрине правовой статус арбитражного управляющего определяют и с точки зрения типа договора, который заключается арбитражным управляющим с должником. Можно выделить несколько теорий как с использованием договорных конструкций, так и без них: 1) теория доверительного управления; 2) теория представительства; 3) теория вещного права; 4) публично-правовая теория; 5) теория органа юридического лица; и др.

Основания и условия гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего регулируются гл. 59 ГК РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В российском Гражданском кодексе используется генеральный деликт, предусматривающий ответственность за вред, причиненный противоправными действиями личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом, в частности в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ).

Поскольку ГК РФ не содержит сингулярного деликта для арбитражного управляющего, постольку следует применять ст. 1064 ГК РФ.

Основанием гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего следует признать причинение им имущественного вреда должнику, кредиторам, иным лицам.

Условиями деликтной ответственности арбитражного управляющего согласно ст. 1064 ГК РФ выступают: неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, причинная связь между причиненным вредом и противоправным поведением, вина арбитражного управляющего.

Однако в арбитражной практике при анализе оснований и условий ответственности арбитражного управляющего не всегда в качестве обязательного условия гражданско-правовой ответственности арбитражных управляющих называют его вину <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определение ВАС РФ от 30 августа 2011 г. N ВАС-11095/11 по делу N А12-23032/2010; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 мая 2010 г. N А82-4810/2009-5 // СПС "КонсультантПлюс".

Дело в том, что арбитражные управляющие до 1 января 2011 г. обладали статусом индивидуального предпринимателя, как того требовал Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей до 30 декабря 2008 г. Полагаем, что подобный подход арбитражных судов связан с наличием статуса индивидуального предпринимателя у арбитражных управляющих, на которых согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ может быть возложена повышенная ответственность независимо от вины, если иное не предусмотрено законом или договором.

Однако привлечение к ответственности арбитражного управляющего, обладавшего статусом предпринимателя, также должно быть связано с установлением его вины, так как наличие вины является обязательным условием ответственности по генеральному деликту.

Следовательно, вина арбитражного управляющего должна устанавливаться независимо от того, обладал ли он статусом индивидуального предпринимателя, в силу нормы об условиях деликтной ответственности (ст. 1064 ГК РФ), которая по отношению к п. 3 ст. 401 ГК РФ, регулирующему ответственность при осуществлении лицом предпринимательской деятельности, выступает специальной нормой. В ряде случаев арбитражные суды условием ответственности арбитражного управляющего признают его вину <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2010 г. N КГ-А41/9863-10 по делу N А41-39857/09 // СПС "КонсультантПлюс".

Гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего наступает в форме возмещения убытков, являющейся универсальной формой гражданско-правовой ответственности. Поскольку в гражданском праве действует принцип полного возмещения убытков, постольку арбитражный управляющий должен возместить реальный ущерб и упущенную выгоду.

Легальное определение реального ущерба и упущенной выгоды дано в п. 2 ст. 15 ГК РФ.

Привлечение арбитражного управляющего к гражданско-правовой ответственности, как предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", возможно исключительно в судебном порядке (п. 4 ст. 20.4). О привлечении арбитражного управляющего к гражданско-правовой ответственности должен быть вынесен судебный акт.

Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражных управляющих, в том числе о возмещении ими убытков, подведомственны арбитражным судам (п. 12 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Спор между арбитражным управляющим и лицом, которому причинены убытки, должен разрешаться судом в исковом производстве.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает иное толкование. Требования должника, его участников, кредиторов о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим, предъявляются в рамках дела о банкротстве, а после завершения конкурсного производства или прекращения производства - в общеисковом порядке в пределах оставшегося срока исковой давности (п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Подобный порядок применяется на практике, если завершено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Арбитражный суд, разрешающий дело о банкротстве должника, выносит судебное определение, которое может быть обжаловано в апелляционной и кассационной инстанции.

В этом случае применяется общий срок исковой давности, который составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Для определения начала течения срока исковой давности используется субъективный критерий - день, когда потерпевший узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о причинителе вреда.

Арбитражный управляющий может быть освобожден от гражданско-правовой ответственности, если докажет, что отсутствуют его вина в причинении убытков или иные условия ответственности.

Арбитражный управляющий несет ответственность всем своим имуществом, т.е. его ответственность не ограничена какими-либо пределами. По размеру ответственность гражданина и индивидуального предпринимателя не различаются.

Однако п. 1 ст. 446 ГПК РФ установлен перечень имущества гражданина, принадлежащего ему на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание: а) жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания; б) земельный участок, на котором расположено это жилое помещение; в) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; г) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто МРОТ; д) используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания, и т.п.

Кроме того, в ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указаны виды доходов гражданина, на которые также не может быть обращено взыскание по его долгам.

Возмещение вреда, причиненного арбитражным управляющим, производится за счет имущества страховщика, так как ответственность арбитражного управляющего подлежит обязательному страхованию, а также за счет средств компенсационного фонда, формируемого саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, и за счет имущества самого арбитражного управляющего.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих формируется за счет взносов членов этой организации, которые они вносят в денежной форме. Минимальный размер взноса установлен п. 2 ст. 25.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Член саморегулируемой организации не может быть освобожден от уплаты членского взноса в компенсационный фонд, не допускается и зачет взаимных требований. Законом установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд - 50 тыс. руб. для каждого члена СРО (п. 2 ст. 25.1 Закона). При этом минимальный размер самого фонда составляет 20 млн. руб. Компенсационный фонд принадлежит на праве собственности организации. Законом установлено строго целевое назначение компенсационного фонда, на него не может быть обращено взыскание по долгам саморегулируемой организации и ее членов, за исключением компенсационных выплат. В целях прироста средства фонда размещаются управляющей компанией по договору доверительного управления (п. 14 ст. 25.1 Закона).

Потерпевший вправе обратиться с требованием о выплате компенсации из средств фонда при недостаточности страхового возмещения, выплаченного страховщиком, а также при отказе арбитражного управляющего удовлетворить требование потерпевшего или молчании арбитражного управляющего в течение 30 рабочих дней с момента предъявления требования к нему, которое Законом расценивается как отказ от выплаты. Размер компенсационных выплат по одному страховому случаю не может превышать 5 млн. руб. (п. 11 ст. 25.1 Закона) или 1 млн. руб., если арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования своей ответственности в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 5 ст. 45 Закона.

Субъектом, обязанным возместить вред, причиненный арбитражным управляющим, в этом случае выступает саморегулируемая организация арбитражных управляющих, в которой состоит арбитражный управляющий, причинивший имущественный вред, или национальное объединение арбитражных управляющих, которому передан компенсационный фонд соответствующей саморегулируемой организации в случае ее ликвидации.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлен внесудебный порядок удовлетворения требований потерпевших при соблюдении потерпевшими определенных условий (п. п. 5 и 6 ст. 25.1 Закона).

Литература

Баркалова Г.И. Гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 5.

Богданов Е.В. Ответственность арбитражного управляющего // Адвокат. 2014. N 8.

Васильева Л.А. При проведении собрания кредиторов // Арбитражный управляющий. 2014. N 4.

Панина И.Ю., Чапаев И.А. Оспаривание сделок должника // Арбитражный управляющий. 2014. N 4.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

2.3. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

2.3.1. Права и обязанности саморегулируемой организации

арбитражных управляющих

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих как объединения субъектов профессиональной деятельности в сфере арбитражного управления:

1) осуществляют контроль за соблюдением арбитражными управляющими - членами саморегулируемой организации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

- представляют арбитражным судам кандидатуры арбитражных управляющих в целях утверждения их в деле о несостоятельности (банкротстве);

- рассматривают жалобы на действия членов саморегулируемой организации и применяют меры дисциплинарного воздействия;

- производят компенсационные выплаты потерпевшим в связи с причинением им арбитражными управляющими убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей при соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 25.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Для осуществления возложенных на них функций саморегулируемые организации арбитражных управляющих наделены правами, на них возложено исполнение обязанностей, указанных в ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

СРО вправе: а) представлять интересы своих членов в их отношениях с органами власти; б) обжаловать акты, решения и (или) действия или бездействие органов власти и их должностных лиц, если они нарушают права и законные интересы СРО, ее члена или членов или создают угрозу такого нарушения; в) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, государственных программ, связанных с арбитражным управлением, направлять свои заключения о результатах проводимых СРО независимых экспертиз проектов; г) вносить предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики и политики органов местного самоуправления в сфере несостоятельности и финансового оздоровления; д) запрашивать и получать в органах государственной власти и местного самоуправления информацию, необходимую для реализации возложенных на СРО функций; е) предъявлять иски в защиту прав и законных интересов арбитражных управляющих - членов СРО; ж) обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении, освобождении арбитражных управляющих, а также судебные акты, касающиеся прав и законных интересов СРО при проведении процедур несостоятельности (банкротства); з) аккредитовывать страховые организации, организации оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, операторов электронных площадок, организаторов торгов и других лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения ими своих обязанностей.

СРО обязана: а) разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих; б) разрабатывать и устанавливать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих; в) контролировать профессиональную деятельность арбитражных управляющих; г) рассматривать жалобы на действия арбитражного управляющего; д) применять меры дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим; е) на следующий день после исключения заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле арбитражного управляющего в случае его исключения из СРО; ж) осуществлять анализ деятельности своих членов; з) хранить отчеты арбитражных управляющих; и) осуществлять организацию и проведение стажировок помощников арбитражных управляющих; к) вести реестр членов СРО; л) формировать компенсационный фонд; м) организовывать повышение уровня профессиональной подготовки членов СРО; н) заключать договоры с управляющей компанией и со специализированным депозитарием; о) в 14-дневный срок представлять сведения о несоответствии требованиям закона в орган по контролю (надзору) СРО арбитражных управляющих.

Для осуществления установленных Законом функций саморегулируемая организация арбитражных управляющих как некоммерческая организация должна приобрести статус саморегулируемой организации, если ею выполнены требования, указанные в п. 2 ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается с даты включения сведений в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 464; Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии" (в ред. от 21 мая 2012 г.) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6366; 2012. N 22. Ст. 2754; Приказ Минэкономразвития России от 8 июля 2010 г. N 284 "О порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" (в ред. от 22 ноября 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 44; Российская газета. 2012. 14 июня. N 127.

В саморегулируемой организации арбитражных управляющих создаются органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Структура, порядок формирования, компетенция, срок деятельности органов управления, а также порядок принятия ими решений определяются уставом юридического лица в соответствии с Федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" и "О саморегулируемых организациях" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076; 2014. N 48. Ст. 6640.

Органами управления саморегулируемой организации являются: 1) общее собрание членов саморегулируемой организации; 2) постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее 7 человек; 3) исполнительный орган.

Для выполнения функций саморегулируемой организации арбитражных управляющих постоянно действующим коллегиальным органом создаются специализированные органы:

- орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим;

- орган по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

- орган по контролю за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ведет на бумаге и электронных носителях реестр арбитражных управляющих, являющихся членами этой организации <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 23 апреля 2010 г. N 148 "Об утверждении Порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, формы выписки из данного реестра и Порядка обеспечения свободного доступа к таким сведениям заинтересованных в их получении лиц" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.

Национальное объединение саморегулируемых организаций

арбитражных управляющих

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать свои объединения. Такие объединения могут получить статус национального объединения, если в его состав входит более 50% саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, включенных в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. Сведения о национальном объединении также включаются в этот реестр.

Национальное объединение выполняет следующие функции:

1) разрабатывает федеральные стандарты;

2) устанавливает перечень обязательных сведений, включаемых в реестр арбитражных управляющих;

3) разрабатывает Единую программу подготовки арбитражных управляющих;

4) представляет интересы саморегулируемых организаций в органах государственной власти и местного самоуправления;

5) защищает права и законные интересы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

6) осуществляет компенсационные выплаты.

Для реализации возложенных функций национальное объединение СРО наделяется соответствующими правами:

а) обжаловать акты и действия органов власти, их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы организаций;

б) привлекать к обсуждению проблем деятельности арбитражных управляющих союзы, ассоциации, объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) осуществлять обмен информацией и проводить совместные мероприятия с российскими и иностранными юридическими лицами, международными организациями, иностранными учеными и специалистами;

г) направлять представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена;

д) направлять представителей для участия в ликвидации саморегулируемых организаций.

Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано:

а) обеспечивать сохранность переданных ему при ликвидации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих компенсационных фондов;

б) устанавливать периодичность и порядок сбора, обработки и хранения саморегулируемыми организациями информации о деятельности своих членов;

в) информировать орган по контролю (надзору) о составе членов национального объединения, о внесении изменений в учредительные документы.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ

"О саморегулируемых организациях"

Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности вправе объединяться в саморегулируемые организации. Саморегулирование пришло на смену лицензированию.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой выступают разработка и установление стандартов и правил, а также контроль за соблюдением установленных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О саморегулируемых организациях").

Саморегулирование осуществляется посредством объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации создаются как некоммерческие юридические лица, которые являются корпорациями, объединяющими своих членов на основе: а) единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или б) рынка произведенных товаров (работ, услуг), или в) субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Для приобретения статуса саморегулируемой организации юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:

- определенный количественный состав членов корпорации, а именно: не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности;

- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для членов корпорации;

- обеспечение корпорацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителем товаров (работ, услуг) посредством формирования компенсационного фонда.

Статус саморегулируемой организации юридическое лицо приобретает с момента внесения сведений в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" (вместе с Правилами ведения реестра саморегулируемых организаций) (в ред. от 24 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4543; 2010. N 40. Ст. 5076.

За деятельностью саморегулируемых организаций федеральными органами государственной власти осуществляется государственный надзор <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6709; 2014. N 46. Ст. 6356.

2.3.2. Контроль за деятельностью

саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

За деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется контроль (надзор) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами <1>.

--------------------------------

<1> Положение о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662; Приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 г. N 549 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 12.

В соответствии с п. 3 ст. 23.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом проверок контроля (надзора) является соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Орган по контролю (надзору) обязан сообщить о принятом им решении в саморегулируемую организацию. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд.

Основания для утраты статуса саморегулируемой организации арбитражных управляющих указаны в абз. 2 п. 10, абз. 3 п. 11 ст. 23.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

При выявлении в ходе проверки несоответствия СРО требованиям, установленным в абз. 2 и 4 п. 2 ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", орган по контролю (надзору) направляет в СРО предписание об устранении нарушения, которое должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней, а неисполнение предписания влечет исключение саморегулируемой организации арбитражных управляющих из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на основании решения арбитражного суда по заявлению органа контроля (надзора), который обязан обратиться в суд в течение трех месяцев со дня окончания срока исполнения выданного им предписания.

Выявленные органом контроля (надзора) иные нарушения законодательства должны быть устранены СРО по предписанию Росреестра в течение указанного им срока, который не может быть менее двух месяцев, а при неисполнении предписания саморегулируемая организация также исключается из реестра на основании решения арбитражного суда (п. 11 ст. 23.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Литература

Горб Е.Е. Проблематика рассмотрения саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих жалоб на действия своих членов // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 3.

Денисова А. СРО арбитражных управляющих // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013.

Пирогова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. (Глава 16 "Саморегулирование предпринимательской деятельности".)

2.4. Порядок опубликования сведений, предусмотренных

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Единый федеральный информационный ресурс

Статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" регулируется порядок раскрытия информации, предусмотренной Законом.

Сведения должны быть опубликованы в официальном издании, определенном Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между печатными изданиями, по итогам которого с печатным органом заключается договор о порядке и условиях опубликования сведений. Если по истечении срока договора Правительством РФ не определен печатный орган, то опубликование производится в том же органе, а при прекращении им публикаций - в "Российской газете", редакция которой не вправе участвовать в конкурсе.

Сведения, подлежащие опубликованию, включаются также в ЕФРСБ. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) <1> включение таких сведений в ЕФРСБ с 1 апреля 2011 г. является обязательным.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 41; N 49 (ч. V). Ст. 7068; Российская газета. 31 дек. N 299.

ЕФСРБ представляет собой федеральный информационный ресурс и является частью ЕФРСФДЮЛ. Формируется и ведется ЕФРСФДЮЛ в электронной форме оператором ЕФСРБ. Оператором может быть юридическое лицо российской национальности, владеющее соответствующими техническими средствами, определенное по результатам проведенного регулирующим органом конкурса по установленным им критериям, которые должны предусматривать наличие опыта осуществления функций оператора или аналогичных функций в отношении соответствующих технических средств.

Оператор осуществляет проверку достоверности сведений о должнике, включаемых в реестр арбитражными управляющими, если Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не возложено включение таких сведений на иное лицо (п. 4.1 ст. 28 в ред. от 29 декабря 2014 г.), например Банк России в соответствии со ст. 189.44, посредством их сопоставления со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Согласно абз. 2 п. 4.1 ст. 28 Закона сведения в ЕФРСБ могут быть включены в него нотариусом, удостоверяющим их своей квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном ст. 86 Основ о нотариате <1>. Формирование и ведение ЕФРСФДЮЛ обеспечивает оператор в порядке, установленном регулирующим органом <2>.

--------------------------------

<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; Российская газета. 2014. 31 дек. N 299.

<2> Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 // Российская газета. 2013. 7 авг. N 172 (6148).

Сведения, содержащиеся в ЕФРСФДЮЛ, размещаются в сети Интернет по адресу: http://www.fedresurs.ru; сведения, содержащиеся в ЕФСРБ, размещаются по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.

Перечень сведений, подлежащих включению в ЕФСРБ, установлен п. 2.1 ст. 7, п. п. 6 - 6.5 ст. 28, п. 3 ст. 20.4, п. 2 ст. 20.7, п. 4 ст. 37, абз. 3 п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 100, абз. 3 п. 2 ст. 129, абз. 3 п. 4 ст. 189.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также регулирующим органом в приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178.

С 15 июля 2014 г. должник, согласно абз. 2 п. 4 ст. 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) <1>, обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд со своим заявлением в ЕФРСФДЮЛ (не менее чем за 15 календарный дней до обращения в арбитражный суд).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ.

С 15 июля 2015 г. право на обращение с заявлением конкурсного кредитора о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации возникает согласно п. 2.1 ст. 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) после предварительного опубликования в ЕФРСБ уведомления о намерении обратиться с таким заявлением (не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд).

С 29 января 2015 г. включению в ЕФРСБ подлежат сведения о предъявленном кредитором в процедуре внешнего управления требовании (п. 2 ст. 100) с целью извещения об этом лиц, участвующих в деле.

Кроме того, решением собрания кредиторов согласно абз. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть дополнительно определен перечень таких сведений.

Опубликование и размещение указанных сведений осуществляются за плату, которая может быть увеличена не чаще чем один раз в год. Возмещение расходов, связанных с опубликованием и включением сведений в реестр, осуществляется в зависимости от того, о каком лице размещаются сведения. Сведения о банкротстве должника публикуются и размещаются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено законом или решением собрания. Если у должника отсутствует имущество, то сведения публикуются и размещаются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлены специальные правила в отношении должников-граждан.

Сведения о банкротстве граждан публикуются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, кроме сведений: а) о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; б) о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества.

Внесению в ЕФРСБ подлежат сведения, указанные в п. 2 ст. 213.7 Закона. Опубликование сведений в официальном издании и в ЕФРСБ осуществляется за счет гражданина, и его стоимость составляет 50% платы, установленной для юридических лиц.

Литература

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Пирогова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

2.5. Компетенция органов исполнительной власти и

органов местного самоуправления в сфере банкротства.

Предупреждение банкротства

Правительство РФ наделено правом предоставления субсидий головным исполнителям и исполнителям в целях предупреждения несостоятельности (банкротства) и стимулирования выполнения госуд<

Наши рекомендации