Сущность и значение бухгалтерского учета в банках.

Значение контроля в банках и основные его виды.

В общепринятом смысле контроль представляет собой процесс наблюдения за объектом, проводимый для обнаружения в нем отклонений от установленных стандартов, что позволяет выполнить своевременное вмешательство с целью трансформации состояния объекта, не доводя до возникновения кризисных явлений.

Как известно, контроль является одной из функций управления и связан с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, средств и методов управления.

Внутренний контроль направлен на повышение эффективности функционирования и экономического развития хозяйствующих субъектов, то есть является своеобразной «экспертизой бизнеса».

Виды исходя из различных критериев классификации, следующим образом: 1 .По объекту (сфере) контроля целесообразно выделить контроль за: -соблюдением законодательных актов Российской Федерации; -соблюдением нормативных положений коммерческого банка в части регулирования экономических процессов; -достоверностью учета и отчетности; -состоянием управления кредитной организацией; -состоянием информационных систем и адекватности информации, которой располагают подразделения банка (аутсорсинг); -соблюдением исполнительской дисциплины. 2.В зависимости от времени проведения контроля: -предварительный, в качестве предупреждения какого-либо нарушения; -текущий, как способ оперативного устранения нарушений; -последующий, как способ оценки достигнутых результатов и принятия соответствующих мер. З.В зависимости от назначения контроля могут выделяться следующие виды: -мониторинг, как наблюдение за объектом; -ревизия, предполагающая сплошную документальную проверку объекта; -проверку, как установление соответствия изучаемого состояния необходимому, путем выхода на место; при этом проверки распределяются на комплексные и тематические; сплошные и выборочные; -обследование, как способ получения определенной информации об объекте; -экспертиза, как способ установления подлинности документов или законности выполнения операций. Указанные виды контроля характерны практически для всех субъектов контроля: едина по существу сфера контроля; имеет место использование предварительного, последующего, текущего контроля; применение мониторинга, экспертизы, проверки, обследования.

Как должно быть организовано в коммерческом банке хранение наличных денег и других ценностей?

Все коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии, выданной Национальным банком РК на ведение кассовых операций, при этом банку устанавливается лимит операционной кассы размер которого зависит от объема выполняемых банком операций. Для более рационального оборота наличных денег в кассе банк на основании заявок клиентов составляет кассовый прогноз поступлений и выплат наличными деньгами.

При недостатке кассовой наличности для обеспечения предстоящих выплат банк может получить наличные деньги в расчетно-кассовом центре за счет средств на корреспондентском счете банка.

Большое значение придается правильной и четкой организации кассовой работы в коммерческом банке, которая должна обеспечить и сохранность ценностей, и своевременное поступление кассовой наличности обслуживаемых банком предприятий и организаций, и инкассацию денежной наличности. При этом работы должны вестись с полным соблюдением кассовой дисциплины.

В коммерческом банке создаются кассы приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние, кассы для выдачи чековых книжек, пересчета денежной выручки. Виды и количество таких касс зависят от объема операций и характера деятельности банка.

Для хранения наличных денег и других ценностей в коммерческом банке выделяется специальное помещение – денежное хранилище. Технические требования к оборудованию определяются в специальном документе Национального банка.

Пример.

Открыт депозит по юридическому лицу – клиенту банка при

условии начисления процентов по окончании срока договора в

сумме 50000 тенге сроком на один месяц под 20% годовых.

1. Открытие депозита:

Дт 2203 «Текущие счета клиентов» 50000

Кт 2211 «Депозиты до востребования клиентов» 50000

2. Начислены проценты по сроку договора:

(50000х30х20%)/(360х100)=750000/36000=833 тенге

Дт 5211 «Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по

депозитам до востребования клиентов

Кт 2720 «Начисленные расходы по депозитам до востребо-

вания клиентов»-833

3. По истечении срока договора возвращается депозит:

Дт2211 «Депозиты до востребования клиентов» 50833

Кт 1001 «Наличность в кассе» 50833

Или 2203 «Текущие счета клиентов» 50833

При привлечении депозитов наличными деньгами на осно-

вании приходных кассовых документов составляется следующая

корреспонденция счетов:

Дт 1001 «Наличность в кассе»

Кт 2211-2223 «Привлеченные депозиты».

Для привлечения депозитов от депозиторов – юридических

лиц:

Дт 2203 «Расчетный счет клиентов»

Кт 2211-2223 «Привлеченные депозиты».

При привлечении депозитов от клиентов, обслуживаемых в

других банках, денежные средства поступают на соответствующие

депозитные счета через корреспондентские счета»

Дт 1051-1052 «Корреспондентские счета»

Кт 2211-2223 «Привлеченные депозиты».

При возврате привлеченных средств по депозитам делаются

обратные бухгалтерские записи:

Дт 2211-2223 «Привлеченные депозиты»

Кт 1001 «Наличность в кассе»

2203 «Текущие счета клиентов»

1051-1052 «Корреспондентские счета».

Учет трастовых операций

Трастовые операции – это доверительные операции, которые банки оказывают своим клиентам – юридическим и физическим лицам в виде различных услуг. Такие операции осуществляются на основе договора об учреждении траста.

В банковской практике под трастом понимают доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, деньгами, имущественными или иными правами) другой стороны в пользу клиента.

Участниками траста выступают:

- учредитель траста, т.е. собственник имущества или имущественных прав, которые он передает в управление по доверенности доверительному собственнику;

- доверительный собственник – это юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя функции управления имуществом на условиях, предусмотренных договором траста;

- бенефициарий – это любое физическое или юридическое лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста. Бенефициарий траста вправе получать доходы, возникающие при владении имуществом, переданным в траст доверительному собственнику, в пределах и на условиях, установленных договором об учреждении траста. Учредитель может быть также бенефициарием траста.

Оформление и учет операций между банками через счет НОСТРО.

Межбанковские расчеты возникают в случае, если плательщик и получатель средств обслуживаются различными банками; при взаимном кредитовании банков друг друга; при перемещении наличных денежных средств. Межбанковские расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открываемые на балансе каждого банка. Между различными банками устанавливаются корреспондентские отношения, особенностью которых является то, что платежи банков ограничены размером остатков средств на корреспондентских счетах. Между двумя коммерческими банками устанавливаются корреспондентские отношения на основании договора корреспондентского счета. Различают два банка:

- Банк-корреспондент – это тот банк, который открыл другому банку корреспондентский счет ЛОРО и выполняет по этому счету операции, предусмотренные договором корреспондентского счета.

- Банк-респондент – это тот банк, который открыл корреспондентский счет НОСТРО в другом банке.

Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корреспондентский счет по получении соответствующих документов. Между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность о:

- Порядке установления ДПП при проведении расчетных операций;

- Правилах обмена документами и форме реестра предстоящих платежей, способе и порядке его передачи;

- Обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корреспондентским счетам НОСТРО и ЛОРО одной датой;

- Порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП;

- Обязательствах банка-респондента по пополнению корреспондентского счета;

- Кредитовании счета банком корреспондентом;

- Условиях расторжения договора.

На балансе банка-корреспондента открывается пассивный балансовый счет «Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспон­дентов» банку-респонденту, является счетом ЛОРО. В аналитическом учете к нему ведутся лицевые счета по каждому банку-респонденту.

На балансе банка-респондента открывается активный балансовый счет «Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспон­дентах», который является счетом НОСТРО. В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе каждого банка-корреспондента. Корреспондентский счет ЛОРО может закрываться по письменному заявлению банка-респондента о закрытии счета ЛОРО в связи с расторжением договора корреспондентского счета. Расчетные операции между банками осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков средств по корреспондентским счетам НОСТРО и ЛОРО. Отражение в учете расчетных операций банка-респондента и банка-корреспондента осуществляется одной календарной датой – ДПП. Дата перечисления платежа устанавливается с учетом срока прохождения расчетных документов и указывается банком, начинающим операцию по переводу денежных средств, то есть банком-отправителем платежа. Подтверждением совершения операции по списанию или зачислению средств другим банком является выписка из корреспондентского счета, которая направляется банком-исполнителем банку-отправителю платежа. При этом за ДПП принимается день, за который дана выписка. ДПП указывается на каждом документе банка-отправителя: поручении, реестре предстоящих платежей.

Отражение в бухгалтерском учете банка операций по счетам НОСТРО и ЛОРО, осуществляемых в один день (то есть ДПП совпадает с датой списания средств со счетов плательщиков).

Иностранной валюте?

К валютным операциям в соответствии с действующим законодательством РК относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в ней;

- ввоз и пересылка в РК, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов;

- операции нерезидентов в иностранной валюте и рублях.

Валютные операции в нашей стране могут осуществляться уполномоченными банками, т. е. коммерческими банками, получившими лицензию Национального банка РК на проведение операций в иностранной валюте, включая банки с участием иностранного капитала и банки, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций действующему валютному законодательству. Валютные операции эти банки проводят как на внутреннем валютном рынке, который является составной частью финансового рынка, так и на международном валютном рынке, являющемся важным элементом мирового хозяйства.

Виды валютных операций банков. Основными банковскими операциями с валютными ценностями являются:

- открытие и ведение счетов клиентуры в иностранной валюте;

- установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;

- осуществление международных расчетов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг;

- покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

- привлечение и размещение валютных средств внутри страны;

- осуществление кредитных операций на международных денежных рынках;

- проведение депозитных и конверсионных операций на международных денежных рынках.

Учет операций СВОП.

Валютные операции «СВОП». Разновидностью валютной сделки, сочетающей наличную операции, являются сделки "своп". Подобные сделки известны со времен средневековья, когда итальянские банкиры проводили операции с векселями; позднее они получили развитие в форме репортных и депортных операций. Репорт-сочетание двух взаимно связанных сделок: наличной продажи иностранной валюты и покупки ее на срок. Депорт- это сочетание тех же сделок, но в обратном порядке: покупка иностранной валюты на условиях "спот" и продажа на срок этой же валюты.

Позднее операции "своп" приобрели форму обмена банками депозитами в различных валютах на эквивалентные суммы. Недостатком подобной операции являлось увеличение баланса банка на сумму этой операции, что ухудшало его коэффициенты и создавало дополнительные риски. Валютная операция "своп" разрешает эти проблемы: учет обязательств осуществляется на внебалансовых статьях, обмен валют совершается в форме купли- продажи, т. е. единой сделки.

"Своп" - это валютная операция, сочетающая куплю-продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной контрсделкой на определенный срок с теми же валютами. При этом договариваются о встречных платежах два партнера (банки, корпорации и др.). По операциям "своп" наличная сделка осуществляется по курсу "спот", который в контрсделке (срочный) корректируется с учетом премии или дисконта в зависимости от движения валютного курса. При этом клиент экономит на марже - разнице между курсами продавца и покупателя по наличной сделке. Операции "своп" удобны для банков: они не создают открытой позиции (покупка покрывается продажей), временно обеспечивают необходимой валютой без риска, связанного с изменением ее курса. Операции "своп" используются для: совершения коммерческих сделок: банк продает иностранную валюту на условиях немедленной поставки и одновременно покупает ее на срок.

Приобретения банком необходимой валюты без валютного риска (на основе покрытия конрсделкой) для обеспечения международных расчетов, диверсификации валютных авуаров. взаимного межбанковского кредитования в двух валютах. Сущность сделки "своп" между центральными банками заключается в следующем. Федеральный резервный банк Нью-Йорка по договоренности, например, с Немецким федеральным банком продает ему долларами США на условиях немедленной поставки (записывает доллары на счет этого банка у себя), а Немецкий федеральный банк зачисляет эквивалент этой суммы в марках ФРГ на счет банка Нью-Йорка. Таким образом, США получают кредит, создают резерв в иностранной валюте, используя его для валютной интервенции или валютной диверсификации. Одновременно Федеральный резервный банк Нью-Йорка заключает форвардную сделку с немецким Федеральным банком и при наступлении ее срока покупает у центрального банка ФРГ доллары на марки. США активно использовали сделки "своп" в целях поддержки долларов при падении его курса в 70-х годах.

Операции "своп" совершаются не только с валютами, но и с процентами. Сущность этой сделки с процентами заключается в том, что одна сторона обязуется выплатить другой проценты по ставке ЛИБОР в обмен на получение процентов по фиксированной ставке с целью извлечения прибыли в виде разницы между ними. При этом сторона, имеющая среднесрочные вложения по фиксированному проценту, но краткосрочные пассивы или пассивы по пересматриваемому проценту, страхует свой процентный риск (процентную позицию), "покупая" долгосрочную фиксированную ставку, или наоборот.

Документация по операциям "своп" сравнительно стандартизирована, включает условия их прекращения при неплатежах, технику обмена обязательствами, а также обычные пункты кредитного соглашения. Они дают возможность получать необходимую валюту, компенсировать временный отлив капиталов из страны, регулировать структуру валютных резервов, в том числе официальных.

49. Порядок учета операций ОПЦИОн Опцио́н (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому покупатель опциона (потенциальный покупатель или потенциальный продавец базового актива — товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу данного актива по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона. Опцион — это один из производных финансовых инструментов. Различают опционы на продажу (put option), на покупку (call option) и двусторонние (double option)[1][2]. Опционы и фьючерсы во многом сходные финансовые инструменты, но имеют некоторые принципиальные отличия. Биржевые опционы являются стандартными биржевыми контрактами, и их обращение аналогично фьючерсам (фьючерсным контрактам). Для таких опционов биржей устанавливается спецификация контракта. При заключении сделок участниками торгов оговаривается только величина премии по опциону, все остальные параметры и стандарты установлены биржей. Публикуемой биржей котировкой по опциону является средняя величина премии по данному опциону за день.

С точки зрения биржевой торговли опционы с разными ценами или датами исполнения считаются разными контрактами. По биржевым опционам клиринговой палатой ведётся учёт позиций участников по каждому опционному контракту. То есть участник торгов может купить один контракт, и если он продаёт аналогичный контракт, то его позиция закрывается. Расчётная палата биржи является противоположной стороной сделки для каждой стороны опционного контракта. По биржевым опционам существует также механизм взимания маржевых сборов (обычно уплачивается только продавцом опциона).

Внебиржевые опционы не стандартизированные — в отличие от биржевых, они заключаются на произвольных условиях, которые оговаривают участники при заключении сделки. Технология заключения аналогична форвардным контрактам. Сейчас основными покупателями внебиржевого рынка являются крупные финансовые институты, которым необходимо хеджировать свои портфели и открытые позиции. Им могут быть нужны даты истечения, отличные от стандартных. Основными продавцами внебиржевых опционов являются в основном крупные инвестиционные компании.

Биржи предпринимают попытки сместить внебиржевую торговлю на биржевое рыночное пространство. Появились FLEX-опционы, условия по которым позволяют варьировать даты истечения и страйк-цены.

Сущность метода начислений.

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на себестоимость продукции, превращения её в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация - это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт.

Норма амортизации - представляет собой отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости средств труда, выраженное в процентах.

Расчет нормы амортизации проводят по следующей формуле:

(Пс - ЛС )*100

На = Пс* Т

где Пс - стоимость основных фондов, руб.

ЛС - ликвидационная стоимость, руб.

Т - нормативный срок службы основного средства, лет

В практике начисления амортизации применяются два вида методов : пропорциональные и регрессивные, или методы ускоренной амортизации. Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение всего срока службы амортизационные отчисления рассчитываются по одной и той же норме от первоначальной стоимости основных фондов. При ускоренной амортизации основная часть начислений концентрируется в первые годы эксплуатации основных средств, создаются финансовые условия для ускоренной замены оборудования.

К пропорциональным методам начисления амортизации относятся:

1.Равномерно- прямолинейный. При этом методе расчет сумм амортизационных отчислений осуществляется по следующим этапам:

- распределение основных фондов по группам, имеющим одинаковую норму амортизации;

- расчет среднегодовой стоимости основных фондов по группе;

- определение суммы амортизации путем умножения нормы на среднегодовую стоимость основных фондов.

Достоинства равномерно-прямолинейного метода начисления амортизации известны: равномерность поступления отчислений в амортизационный фонд, стабильность и пропорциональность в отнесении амортизации на себестоимость выпускаемой продукции, простота и высокая точность расчетов.

2. Пропорционально объему продукции. Метод представляет собой разновидность равномерного способа и учитывают их специфические условия функционирования отдельных видов средств труда.

Наряду с положительными моментами пропорциональные методы имеют недостатки. Они не всегда обеспечивают полный перенос стоимости основных фондов на производимый продукт . Равномерное начисление амортизации не обеспечивает концентрацию ресурсов, необходимую для быстрой замены оборудования , подверженного активному влиянию морального износа.

Стимулирующая роль амортизации резко возрастает с применением методов ускоренной амортизации основных фондов. В мировой практике используются многочисленные методы ускоренной амортизации, как регрессивные, так и прогрессивные. Основными из них являются три:

1. метод твердо фиксированного срока службы средств труда - фиксируется срок , в течение которого стоимость основного капитала должна быть списана в амортизационный фонд;

2. метод уменьшающегося остатка при удвоенной норме, или метод постоянного процента. Сущность заключается в том, что размер амортизации начисляется по удвоенной норме с остаточной стоимости основных фондов;

3. кумулятивный метод или метод суммы лет, сочетает в себе оба первых метода. Нормируется срок службы средств труда и увеличивается норма износа в первые годы их эксплуатации. Кумулятивный метод обеспечивает полное возмещение стоимости амортизируемых средств труда к концу их нормативного срока службы. Вместе с тем решающая доля амортизации начисляется в первые два - три года, т. о. стимулирующая роль амортизации возрастает.

Для расчета амортизационных отчислений можно использовать следующие формулы:

Линейный метод:

Aoi= Пс*На/100, Oc i=Oci-1 -Aoi

Метод уменьшающегося остатка:

Aoi= Oci-1 *На/100 , Oc i=Oci-1 -Aoi

Кумулятивный метод:

Aoi= Пс*(Тэк- i +1)/(1+2+3+ Тэк), Oc i=Oci-1 -Aoi

12. Износ основных средств: сущность, виды.

Износ основных фондов - частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии.

а) Физический износ - потеря технических свойств и характеристик под воздействием внешней среды.

б)Моральный износ- снижение стоимости основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных . Различают две формы морального износа:

Первого типа - проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях их изготавливающих. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают.

Второго типа - выражается в потере стоимости средств труда в результате появления новых более производительных машин, лучших по технико- экономическим показателям.

Моральный износ - экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средств труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов.

Для своевременной замены устаревших средств труда, без ущерба для предпринимателя, необходимо, чтобы стоимость выбывающих фондов была полностью перенесена на готовую продукцию. В амортизационном фонде должны быть накоплены необходимые средства. Только при этом условии процесс воспроизводства основного капитала может осуществляться планомерно и эффективно.

59) Охарактеризуйте порядок учета и оформления банковских комиссий.

Значение и виды отчетности.

Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации (предприятия) и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобных для восприятия информации всеми пользователями.

Бухгалтерскую отчетность организаций классифицируют по трем основным признакам:

1. периодичности составления;

2. объему сведений, содержащихся в отчетности;

3. степени обобщения отчетных данных.

В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различаютпромежуточную и годовую отчетность. Промежуточной считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым отчетом.

По объему содержащихся сведений в отчетности выделяют внутреннюю и внешнюю отчетность. При этом внутренняя отчетность включает информацию о работе какого-либо подразделения организации. Составление внутренней отчетности вызывается необходимостью осуществления контроля за работой своих структурных подразделений. Внешняя отчетность характеризует деятельность организации в целом и является источником информации для внешних пользователей. По степени обобщения отчетных данных различают: первичные отчеты, составленные непосредственно организациями, и сводные, составленные вышестоящими, или материнскими, организациями (компаниями, фирмами) на основе первичных отчетов.

Бухгалтерская отчетность как источник информации о деятельности организации используется для управления ее экономикой и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение и анализ показателей отчетности дают возможность выявлять недостатки в работе и определять пути их устранения. Обобщенная информация о деятельности организации используется различными заинтересованными пользователями для принятия определенных деловых решений. Исходя из интересов информационных потребностей пользователей бухгалтерской отчетности их можно разделить на:

1. внутренних пользователей отчетности. К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители организации и структурных подразделений всех уровней, которые по данным отчетности выявляют потребности в финансовых ресурсах, оценивают правильность и эффективность принятых решений и т.д.;

2. внешних пользователей отчетности. К внешним пользователям бухгалтерской информации о деятельности организации относятся те, которые находятся вне организации, но имеют или хотели бы иметь в ней финансовую заинтересованность. Среди них акционеры и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы и др.

63)Ежедневный баланс банка. Основным отчетным документом банка является его баланс, который составляется на основе Плана счетов и представляет собой совокупность остатков по всем балансовым и внебалансовым счетам на определенную дату. В банке баланс оставляется ежедневно, являясь одной из основных форм синтетического учета. В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету IV порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам III и II порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по банку. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки. На основании ежедневного баланса, по установленной форме составляются иные виды баланса, в том числе: – баланс на 1, 8, 15 и 22 число каждого месяца, который представляется в Национальный банк; – баланс на квартальные даты, который подлежит публикации в журнале «Банковский вестник» и размещению на официальной странице Национального банка в сети Интернет; – баланс на 1 января каждого года, который вместе с другими формами годовой отчетности, подтверждается внешним аудитом, и также подлежит публикации. Годовой бухгалтерский баланс представляет собой совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное положение на отчетную дату – последний рабочий день отчетного года. В балансе приводятся данные о величине активов, обязательств и капитала банка и приводятся соответствующая сравнительная информация относительно года, предшествующего отчетному. В основу публикуемого баланса банка положен ежедневный баланс, но по сумме активов и пассивов они отличаются. Это происходит потому, что алгоритм расчета публикуемого баланса предусматривает уменьшение активов и пассивов на суммы созданных резервов на покрытие возможных убытков, собственных выкупленных акций, начисленной амортизации. Кроме того, при расчете публикуемого баланса ряд счетов, например, по группам «Межфилиальные счета», «Клиринговые счета», «Валютная позиция» зачитываются между собой. Имеются особенности и по отражению финансового результата деятельности банка. В составе баланса банка для публикации активы включают: 1. Денежные средства; 2. Средства в Национальном банке; 3. Ценные бумаги: - для торговли, - удерживаемые до погашения, - в наличии для продажи; 4. Кредиты и другие средства в банках; 5. Кредиты клиентам; 6. Долгосрочные финансовые вложения; 7. Основные средства и нематериальные активы; 8. Прочие активы. В пассивы банка входят обязательства и капитал. Обязательства включают: 1. Средства Национального банка; 2. Кредиты и другие средства банков; 3. Средства клиентов; 4. Ценные бумаги, выпушенные банком; 5. Прочие обязательства. Капитал банка включает: уставный фонд; эмиссионный доход; резервный фонд; накопленную прибыль и фонд переоценки статей баланса. Внебалансовые счета группируются на требования и обязательства. У баланса банка имеется широкий круг внутренних и внешних пользователей, к ним относятся юридические и физические лица, в том числе сотрудники банка, его клиенты как настоящие, так и потенциальные, собственники, различные банки. Этих пользователей интересует информация, которая содержится в балансе и баланс каждого вида должен обеспечить ее получение.

64) Консолидированный баланс банка.КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БАЛАНС- сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в рамках корпорации в целом. Взаимный оборот ассоциированных внутри корпорации компаний исключается из К. б. во избежание двойного счета. Особое значение приобрели К. б. банковских монополий в связи с тем, что материнские общества часто являются холдинг-компаниями, основные активы которых - участие в капитале дочерних предприятий. В большинстве стран банки обязаны предоставлять консолидированную отчетность национальным и межгосударственным органам контроля. Основной целью консолидированной финансовой отчетности является предоставление такой картины материнского и дочерних предприятий, как если бы они были одной компанией. В последние годы это стало особенно важным в силу того, что все больше компаний выросли через слияния и приобретения, включая некоторые транснациональные сделки. Консолидированная финансовая отчетность имеет цель - показать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом консолидированном отчете группы.

В прошлом было вполне приемлемо не консолидировать отчетность определенных дочерних предприятий, несмотря на то, что материнское предприятие владело контрольным пакетом акций, в случаях, когда сфера деятельности дочернего предприятия не совпадала со сферой деятельности материнского предприятия. Однако такая практика подверглась большой критике, поскольку привела к финансовому краху некоторых компаний.

В результате в настоящее время, за исключением некоторых случаев, финансовая отчетность всех дочерних предприятий, контрольный пакет акций которых принадлежит другой компании, должна консолидироваться с финансовой отчетностью их материнских компаний в целях представления полной информации для внешних пользователей.

В консолидированную отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т.е. отношения элементов группы друг с другом. Здесь напрашивается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между подразделениями, находящимися внутри компании. По данной аналогии из консолидированной отчетности удаляется нереализованная прибыль, то есть та прибыль, которую одно из предприятий показывает в своей индивидуальной отчетности, но которая возникла от продажи товара (работ, услуг) основного средства между предприятиями группы или ассоциированной компании, то есть нереализованной «за пределы группы» прибыли.

Что касается получения индивидуальной отчетности компаний групп, то данную операцию необходимо реализовывать на основании единых принципов получения бухгалтерских данных, поэтому здесь должна применяться единая учетная политика. Это может быть реализовано путем выпуска материнской компанией специальных форм для заполнения компаниями группы, достаточных для сведения консолидированной отчетности. В рамках группы целесообразно внедрить единый программный продукт, который в состоянии использовать единый план счетов. Специалисты материнской компании могут работать над описанными консолидационными записями, получив данные всех дочерних компаний в едином формате и в единой системе. Этот способ предполагает инвестирование в покупку и настройку единого программного продукта.

Если внедрение единого программного продукта нецелесообразно, то формировать консолидированную отчетность можно из готовых индивидуальных отчетностей специалистами материнской компании. При этом необходимо предусмотреть оперативную выдачу специалистами дочерних компаний дополнительной информации к индивидуальной отчетности для целей составления консолидированной отчетности группы.

Трудно переоценить значение консолидированной отчетности. Ведь для руководства компании, равно как и для инвесторов, зачастую важнее проанализировать финансово-экономическое положение и результаты деятельности группы предприятий в целом, а не показатели отдельных фирм.

.2 Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления

Составление консолидированной <

Наши рекомендации