Развитие хозяйственного учета в Средневековье и в эпоху Возрождения

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме слева указываются активы, справа – обязательства и собственный капитал. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик) сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи обязательств и капитала. Баланс является основным бухгалтерским отчетом.

Создание резерва может предусматриваться в уставе или учетной политике организации с тем, чтобы дать организации и ее кредиторам дополнительную меру защиты от последствии убытков. Наличие и размер резервов представляет собой информацию, которая может быть уместной для пользователей при принятии решения. При создании резервов используются средства нераспределенной прибыли.

Краткосрочные обязательства – это те, которые будут удовлетворены посредством использования текущих активов или создания других краткосрочных обязательств. Упоминаемый при классификации текущих активов критерий годичного интервала или текущего операционного цикла также применяется для краткосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства – это финансовые обязательства, обеспечивающее финансирование на долгосрочной основе (то есть не является частью оборотного капитала), срок погашения которых не наступает в течение двенадцати месяцев после даты баланса.

Отчет о прибылях и убытках – содержит информацию о деятельности по созданию дохода или о средствах, заработанных или истраченных в течение определенного периода. Этот период важнейший, поскольку он показывает, насколько преуспела организация в достижении своей первостепенной цели – получении приемлемой прибыли. В отчете сравниваются все доходы и расходы, определяется доналогооблагаемый доход, который облагается 20% корпоративным подоходным налогом и исчисляется чистая прибыль остающаяся в распоряжении предприятия.

Пользователей финансовой отчетности интересует, как компания создает и использует денежные средства (и их эквиваленты). В хозяйственной деятельности денежные средства необходимы для выполнения операций, осуществления платежей по обязательствам, а также для выплаты доходов инвесторам. МСФО (IAS) 7 требует представления отчета о движении денежных средств, всеми компаниями.

Отчет о движении денежных средств, используемый в увязке с другими компонентами финансовой отчетности, представляет информацию, которая помогает пользователям оценить изменения чистых активов организации, ее финансовой структуры (в том числе ликвидности и платежеспособности). А также способность организации влиять на объемы (и сроки) денежных потоков в целях адаптации к изменяющимся обстоятельствам и возможностям (схема 16.3).

Отчет о движении денежных средств – суммирует все денежные поступления компании и раскрывает их использование в течение отчетного периода. Этот отчет появился сравнительно недавно, поскольку за последние три десятилетия стало ясно, что отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности показывает только изменения в финансовом положении компании.

Информация о движении денежных средств используется для анализа способности компании создавать денежные средства (и их эквивалентны), что позволяет пользователям разрабатывать модели для сопоставления приведенной стоимости денежных потоков различных компаний.

Такая информация также расширяет возможности сопоставления отчетности разных компаний, так как устраняет эффект применения различных методов в учете аналогичных операций.

Информация о движении денежных средств за предыдущие периоды часто используется в качестве основы для формирования представлений о размерах, сроках и определенности денежных потоков в будущем. Она также полезна при проверке точности составления прогнозов о будущих потоках денежных средств и при анализе связей между рентабельностью, чистыми денежными потоками и ценовыми изменениями.

В отчете о движении денежных средств должны отражаться денежные потоки отчетного периода с их разделением по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Организация представляет движение денежных средств в результате ведения операционной, инвестиционной и финансовой деятельности в такой форме, которая наиболее адекватна специфике ее хозяйственной деятельности.

Классификация потоков по категориям деятельности обеспечивает представление информации, позволяющей пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение компании и на сумму денежных средств (и их эквивалентов). Данная информация может также использоваться для анализа связи между указанными категориями деятельности.

Капитал – это оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета всех обязательств.Сумма капитала, показываемая в балансе, зависит от измерения активов и обязательств. Как правило, общий размер капитала только по случайности соответствует общей стоимости акции компании или сумме, которая могла бы быть выручена от реализации либо чистых активов по частям, либо всей компании, как действующей компанией.

Отчет об изменениях в собственном капитале отражает изменения в собственном капитале организации, произошедшие за отчетный период, где представляется информация о капитале каждого владельца (акционера), о чистом доходе, приходящимся на долю каждого владельца, о процентах, начисляемых на капитал и его изъятиях для товариществ с ограниченной ответственностью, а для акционерных обществ – о количестве разрешенных к выпуску, выпущенных и находящихся в обращении акций, о выкупленных обратно акциях, о дополнительном оплаченном капитале, о накопленном нераспределенном доходе и т.д., то есть вся информация, касающаяся собственного капитала. Отчет об изменениях в капитале предоставляет пользователям информацию об изменениях, произошедших в капитале организации за отчетный период, которые не были признаны в Отчете о прибылях и убытках.

В течение отчетного периода на величину капитала организации оказывают влияние две группы операций: операции с владельцами по внесению капитала и выплате дивидендов и операции по получению прибылей и убытков. Часть операций второй группы подлежит раскрытию в Отчете о прибылях и убытках, остальные операции раскрываются в Отчете об изменениях в капитале.

Тема 10. Профессиональная этика бухгалтера

1. Права и этика бухгалтера.

2. Тарифно-квалификационные характеристики бухгалтера.

3. Тарифно-квалификационные характеристики кассира.

Цель лекции: изучить профессиональную этику бухгалтера

Ключевые слова: этика бухгалтера, тарифно-квалификационные характеристики бухгалтера, тарифно-квалификационные характеристики кассира

Отличительным признаком профессии бухгалтера является принятие ею ответственности за действия в интересах общества. Следовательно, ответственностьпрофессионального бухгалтера* заключается не только в удовлетворении потребностей индивидуального клиента или работодателя. При осуществлении деятельности в интересах общества профессиональный бухгалтер должен соблюдать этические требования данного Кодекса.

100.2 Данный Кодекс состоит из трех частей. Часть А устанавливает фундаментальные принципы профессиональной этики для профессиональных бухгалтеров и концептуальную основу применения этих принципов. Концептуальная основа представляет руководство по фундаментальным этическим принципам. Профессиональные бухгалтера должны применять эту концептуальную основу для выявления угроз соответствию фундаментальным принципам, для оценки их значительности и, если эти угрозы отличаются, от угроз, четко определенных как незначительные*, применять меры предосторожности для их устранения или их снижения до приемлемо низкого уровня, при котором соответствие фундаментальным принципам не будет подвергаться риску.

100.3 Части Б и В показывают, как концептуальная основа должна применяться в определенных ситуациях. В них содержатся примеры мер предосторожности, которые могут быть полезными при рассмотрении угроз соответствия фундаментальным принципам, а также примеры ситуаций, в которых невозможно применить меры предосторожности, и, следовательно, нужно избегать отношения или действия, создающих угрозы. Часть Б применяется в отношении публично практикующих профессиональных бухгалтеров*. Часть В применяется в отношении профессиональных бухгалтеров практикующих в бизнесе*. Публично практикующие профессиональные бухгалтера могут также применять руководства, содержащиеся в Части В, если они применимы к определенным обстоятельствам.

Фундаментальные принципы

100.4 Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие фундаментальные принципы.

(а) Порядочность

Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен во всех профессиональных и деловых отношениях.

(б) Объективность

Профессиональный бухгалтер не должен допускать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов, оказания давления другими лицами с целью изменения профессионального или бизнес суждения.

(в) Профессиональная компетентность и должная тщательность

Профессиональный бухгалтер должен постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, достаточном для предоставления квалифицированных профессиональных услуг клиенту или работодателю, основываясь на текущих тенденциях в практике, законодательстве и методах работы. Профессиональный бухгалтер должен действовать старательно и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами при предоставлении профессиональных услуг*.

(г) Конфиденциальность

Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать такую информацию третьим сторонам без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, в которых раскрытие такой информации продиктовано его юридическими или профессиональными правами или обязанностями. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться в личных целях профессионального бухгалтера или третьих сторон.

(д) Профессиональное поведение

Профессиональный бухгалтер должен соблюдать соответствующее законодательство или регулирование, а также избегать любых действий, дискредитирующих профессию.

Каждый из этих фундаментальных принципов более подробно рассматривается в Разделах 110-150.

Порядочность

110.1 Принцип порядочности накладывает обязательство на всех профессиональных бухгалтеров, в отношении откровенности и честности в профессиональных и деловых отношениях. Порядочность также предполагает справедливые взаимоотношения и правдивость.

110.2 Профессиональный бухгалтер не должен ассоциироваться с отчетами, декларациями, сообщениями или прочей информацией, если он считает, что информация:

(а) Содержит существенно недостоверный или вводящий в заблуждение отчет;

(б) Содержит неправильно подготовленные отчеты или информацию;

(в) Упускает или скрывает информацию, которая должна быть включена, если такое упущение или сокрытие может ввести в заблуждение.

110.3 Профессиональный бухгалтер не нарушит требования параграфа 110.2, если профессиональный бухгалтер представляет модифицированный отчет по вопросу, содержащемуся в параграфе 110.2.

Объективность

120.1 Принцип объективности накладывает обязательство на всех профессиональных бухгалтеров не подвергать риску их профессиональное или деловое суждение по причине предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или оказания давления другими лицами.

120.2 Профессиональный бухгалтер может столкнуться с ситуациями, которые могут повлиять на объективность. Не представляется практичным определить и прописать все такие ситуации. Необходимо избегать отношения, которые оказывают предвзятое или чрезмерное влияние на профессиональное суждение профессионального бухгалтера.

Конфиденциальность

140.1 Принцип конфиденциальности накладывает обязательство на профессиональных бухгалтеров, воздерживаться от:

(а) Раскрытия вне фирмы или организации-работодателя конфиденциальной информации, полученной в результате профессиональных и деловых отношений, без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, в которых раскрытие такой информации продиктовано его юридическими или профессиональными правами или обязанностями; и

(б) Использования конфиденциальной информации, полученной в результате профессиональных и деловых отношений, в личных целях или в целях третьих сторон.

140.2 Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность даже в социальной среде. Профессиональный бухгалтер должен учитывать возможность неумышленного раскрытия информации, особенно в случаях связанных с длительными связями с деловым партнером либо близким или непосредственным членом семьи*.

140.3 Профессиональный бухгалтер также должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой потенциальным клиентом или работодателем.

140.4 Профессиональный бухгалтер должен также рассматривать необходимость соблюдения конфиденциальности информации внутри фирмы или организации-работодателе.

140.5 Профессиональный бухгалтер должен принять все разумные меры, чтобы удостовериться в том, что сотрудники, находящиеся под контролем профессионального бухгалтера, и лица, от которых были получены консультации и помощь, уважают обязательство профессионального бухгалтера по соблюдению конфиденциальности.

140.6 Соблюдать принцип конфиденциальности необходимо даже после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем. Если профессиональный бухгалтер меняет работодателя или приобретает нового клиента, профессиональный бухгалтер имеет право использовать прошлый опыт. В тоже время профессиональный бухгалтер не должен использовать или раскрывать любую конфиденциальную информацию, либо приобретенную, либо полученную в результате профессиональных или деловых отношений.

140.7 Ниже перечислены обстоятельства, при которых профессиональный бухгалтер должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию или при которых такое раскрытие может быть необходимо:

(а) Раскрытие информации разрешено законодательством и санкционировано клиентом или работодателем;

(б) Раскрытие требуется в соответствии с требованиями законодательства, например:

(i) При предъявлении документов или прочих форм доказательств в ходе судебных разбирательств; или

(ii) При сообщении соответствующим уполномоченным органам о выявленных нарушениях законодательства; и

(в) Имеется профессиональная обязанность или право на раскрытие, в случаях, если не запрещено законом, с целью:

(i) Выполнения требований проверки контроля качества, проводимой ОО «Палатой профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан»;

(ii) Ответа на запрос или ответа в ходе расследования со стороны ОО «Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан» или регулирующего органа;

(iii) Защиты профессиональных интересов профессиональных бухгалтеров в ходе судебного разбирательства; или

(iv) Соблюдения технических стандартов и этических требований.

140.8 При принятии решения о необходимости раскрытия конфиденциальной информации профессиональный бухгалтер должен рассмотреть следующие факторы:

(а) Будут ли ущемлены интересы всех сторон, включая третьи стороны, чьи интересы также могут быть ущемлены, если клиент или работодатель согласятся на раскрытие информации профессиональным бухгалтером;

(б) Известна ли и обоснована ли, в той мере, в какой это возможно, вся соответствующая информация; в случае неподтвержденных фактов, неполной информации или необоснованных заключений при определении типа необходимого раскрытия, если таковое вообще следует осуществлять, должно использоваться профессиональное суждение; и

(в) Какого типа сообщение следует направить, и кому именно; в частности, профессиональный бухгалтер должен удостовериться в том, что стороны, которым адресуются сообщения, являются надлежащими получателями.

150.1 Принцип профессионального поведения накладывает обязательство на профессиональных бухгалтеров по соблюдению соответствующего законодательства и регулирования, а также избежанию любых действий, которые могут дискредитировать профессию. Это включает в себя действия, которые разумная и информированная третья сторона, обладая всей соответствующей информацией, будет считать оказывающими негативное влияние на хорошую репутацию профессии.

150.2 В ходе маркетинга и продвижения себя и своей работы профессиональные бухгалтера не должны навлекать дурную славу на профессию. Профессиональные бухгалтера должны быть честным и правдивым и не должны:

(а) Преувеличивать услуги, которые они могут предложить, квалификацию, которой они обладают, или полученный опыт, или

(б) Делать дискредитирующие ссылки или необоснованные сравнения с работой других лиц.

Развитие хозяйственного учета в Средневековье и в эпоху Возрождения

Распад Римской империи и ослабление степени централизации государственного устройства отразились и на особенностях развития экономики и хозяйственного учета в Средневековье.

Центрами общественной жизни становились монастыри, которые занимались также хозяйственной деятельностью. В монастырских хозяйствах оказывались услуги как населению, так и феодальным поместьям, что предполагало ведение учета прихода и расхода ценностей. Это привело к необходимости ведения хозяйственного учета в монастырях и выработке соответствующих инструкций. В целом к XIII в. в Европе сложилась система сплошного учета кассовых операций, складского учета материальных ценностей, торговых операций. Учет осуществлялся преимущественно в форме хронологических записей текущих оборотов в специальных учетных книгах.

Децентрализация системы государственного управления и развитие монастырского учета привели к появлению различных учетных форм. В частности, были распространены два основных вида хозяйственного учета:

§ камеральный (бюджетный), который исходил из того, что основным объектом является касса, т.е. учет доходов и расходов, а состояние и движение имущества рассматриваются как следствие выполнения бюджета;

§ простой (коммерческий), который предполагал учет состояния и движения имущества, а доходы и расходы признавались следствием этого движения.

К этому периоду хозяйственный учет уже стал объектом внимания и анализа. В результате начали появляться специальные трактаты, в которых описывались системы монастырского учета и устанавливались определенные требования к ним. Автор одного их них, доминиканский монах Вальтер Хенли, в своем трактате требовал:

§ тщательной проверки отчета;

§ ежегодной инвентаризации для сверки учетных данных и натура! ьных остатков;

§ строжайшей инвентаризации дебиторской задолженности;

§ свидетельских подтверждений правильности указанных в отчете цен.

Такие требования устанавливались также купцами из-за возникающих споров и разногласий. Так, в начале второго тысячелетия купцами стали создаваться посреднические суды, которые вырабатывали определенные правила ведения учетных записей. В частности, в XIII в. для средиземноморских купцов были установлены следующие требования оформления хозяйственных операций и их отражения в учетных книгах:

§ записывать завершенные операции в соответствии с возрастающим порядком их дат совершения, т.е. в хронологическом порядке;

§ не допускать пропусков между записями в бухгалтерских книгах;

§ указывать ссылку на разрешающий документ по каждой хозяйственной операции;

§ обязательно записывать числа прописью, чтобы не было подделок.

В XV в. в Европе распространились арабские цифры, что оказало существенное позитивное влияние на развитие хозяйственного учета. Во-первых, это значительно облегчило учетную работу; во- вторых, с распространением арабских цифр, измерительных приборов и ростом математических знаний повысилась точность учетных измерений. Все это способствовало появлению третьей, более совершенной, системы хозяйственного учета, основанной на принципе двойной записи.

Появление двойной записи оказало революционное влияние на саму технику ведения хозяйственного учета и на мышление деловых людей. Происхождение двойной записи до сих пор достоверно не установлено, хотя известно, что двойная бухгалтерия зародилась одновременно в нескольких городах северной Италии между 1250 и 1350 гг., откуда феномен двойной бухгалтерии распространился на страны Европы, а потом и по всему миру. С момента его зарождения исследователи по-разному оценивали значение двойной записи для формирования экономической информации о хозяйствующем субъекте. Существуют самые разнообразные мнения относительно ее сущности, техники применения, роли и значения в системе хозяйственного учета. Несмотря на разные взгляды на появление двойной записи, следует отметить, что двойная запись родилась стихийно из необходимости контролировать разноску по счетам. Подавляющее большинство фактов хозяйственной жизни всегда имело двойственный характер, что и послужило основой появления двойной записи и необходимости уравновешивания итогов дебетовых и кредитовых оборотов.

Однако значение двойной записи для современного бухгалтерского учета трудно переоценить. Первым автором, исследовавшим природу двойной записи, стал итальянский купец БенедеттоКотрульи. Он написал книгу «О торговле и совершенном купце», содержавшую большую главу о двойной бухгалтерии. Книга была написана в 1458 г., но вышла только в 1573, т.е. через 115 лет после написания. Поэтому авторство двойной записи приписывается другому итальянский математику Луке Пачоли, который в 1494 г. в трактате «О счетах и записях» впервые описал принцип двойной записи.

Наряду с описанием системы двойной записи и его элементов (счета, обороты, остатки, дебет, кредит и т.п.) Л. Пачоли вывел два постулата, которые носят его имя:

§ сумма дебетовых и кредитовых оборотов всегда тождественна в одной и той же системе счетов;

§ сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо в одной и той же системе счетов.

Особое внимание в своем трактате Л. Пачоли уделил бухгалтерскому балансу, который трактовал как «бухгалтерское равновесие, необходимое для контроля за правильностью разноски по счетам». Однако он не рассматривал батане как отчетный документ. Следовательно, бухгалтерский баланс как важнейший элемент бухгалтерской отчетности появился позже.

Л. Пачоли описал одну из первых форм счетоводства — староитальянскую (венецианскую). По существу, она схожа с мемориально-ордерной формой счетоводства, применяемой в нашей стране до 60-х годов XX в. Сущность староитальянской формы хозяйственного учета заключалась в следующем:

§ факты хозяйственной жизни фиксировались в мемориальной книге, заменявшей современные первичные документы;

§ поданным мемориальной книги бухгалтер составлял бухгалтерские проводки, т.е. записи по счетам. Для этого использовался журнал регистрации (хронологическая запись);

§ записи о фактах группировались по экономическому содержанию в Главной книге (систематическая запись).

Наряду с описанием двойной записи Л. Пачоли в своей книге рассматривал проблемы оценки имущества и отстаивал принципы оценки по себестоимости (фактической стоимости приобретения или создания). Также Л. Пачоли описал проблемы учета валютных операций, связанные с изменением курса валюты. Он поставил задачу перевода одной денежной единицы в другую и отражения прибыли от операций обмена валюты, разработал переводную таблицу различных валют. В книге «Божественные пропорции» он предложил коэффициенты соотношения налогов и прибыли, прибыли и капитала, оборотов и запасов, которые придают учету законченный вид.

Особое внимание Л. Пачоли уделил человеческому фактору в хозяйственной деятельности и бухгалтерском деле, что заложило основу деловой этики того времени. Он считал, что бухгалтерский учет — дело честных и грамотных людей.

Таким образом, книга Л. Пачоли послужила мощным импульсом к развитию хозяйственного учета, положила основу зарождения учетных школ и учетной науки. Кроме того, она способствовала распространению системы учета, основанной на принципе двойной записи, в европейских странах и в последующем по всему миру.

Тема 2. Бухгалтерский учет как информационная система

1. Нормативно- правовое регулирование бухгалтерского учета в Республике Казахстан.

2. Определение бухгалтерского учета и его задачи.

3. Виды учета (оперативный, статистический, налоговый).

4. Пользователи бухгалтерской информации и качественные характеристики финансовой отчетности.

5. Основные подсистемы бухгалтерского учета (финансовый учет, управленческий учет).

Цель лекции: рассмотреть бухгалтерский учет как информационная система

Ключевые слова:нормативно- правовое регулирование бухгалтерского учета,оперативный учет, статистический учет, налоговый учет

В Республике Казахстан принята 4-уровневая система регулирования ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Первым высшим уровнем является Закон «О бухгалтерском учете» от 06 июля 2002 г. в соответствии с которым «бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, собственном капитале, обязательствах, доходах и расходах субъекта, регламентированную стандартами бухгалтерского учета и другими нормативно – правовыми актами, издаваемыми в соответствии с данным Законом».
Уполномоченным государственным органом, регулирующим систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике, в настоящее время является Министерство финансов.
Второй уровень государственного регулирования составляют стандарты бухгалтерского учета (далее СБУ), которые определяют правил и процедуры измерения, оценки и предоставления бухгалтерской информации, а также типовой план счетов бухгалтерского учета и СБУ утверждаются Министерством финансов и регистрируются в Министерстве юстиции Республики Казахстан и имеют статус нормативных правовых актов.
Третий уровень представляют методические рекомендации к СБУ, инструкции и указаниягосударственного органа, детализирующие и разъясняющие положения СБУ в зависимости от различных факторов, влияющих на финансово – хозяйственную деятельность организации.
Четвертый уровень, системы составляют документы самой организации по реализации положений Закона, СБУ, и методических рекомендаций, отражающие вопросы организации системы сбора учетной информации, составления финансовой отчетности в зависимости от принадлежности отраслей, размера бизнеса, других факторов, составляющие учетную политику организации.
Бухгалтерский учет связан с характером и объемом финансовой информации, которую организации предоставляют на рассмотрение пользователям. Пользователей могут представлять различные группы людей или организаций, например, осуществляющие инвестиции или предоставляющие кредиты, или ведущие совместную деятельность, или работающие в самой организации. При принятии важных экономических решений эти лица полагаются на финансовые и другие отчеты.
Существует две основные группы пользователей бухгалтерской информации:

1. внутренние пользователи;

2. внешние пользователи.

К внутренним пользователям бухгалтерской информации относятся те, кто управляет субъектом (организацией).
Внешние пользователи бухгалтерской информации делятся на две категории:

1. имеющие прямой финансовый интерес (настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы и покупатели);

2. имеющие косвенный финансовый интерес (налоговые органы, регулирующие органы, статистические органы, аудиторы, консультанты, группы потребителей и др.)

Все вышеуказанные пользователи имеют разные информационные потребности, которые не могут удовлетворяться финансовой отчетностью. Однако существуют общие потребности для всех пользователей. Этими потребностями по всеобщему признанию являются потребности инвесторов, как поставщиков капитала для организации.
Наличие различных групп пользователей бухгалтерской информации привело к тому, что различают финансовый и управленческий учет.
Управленческий учет охватывает все виды информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством.
Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая помимо использования ее внутри организации руководством, сообщается тем, кто находится вне организации.
Для того, чтобы четче понять отличия финансового и управленческого учета проведем сравнительный анализ по различиям между ними.

1.Юридические требования.
Законом об акционерных обществах установлено, что акционерные общества должны представлять ежеквартальные финансовые отчеты независимо от мнения администрации о полезности этой информации. Управленческий же учет осуществляется при необходимости и в сроки, определяемые самой администрацией при условии, что выгоды от использования информации больше, чем затраты на ее сбор.

2.Степень точности.
Администрация организации обычно требует оперативной информации, так как принятие решений не может откладываться до получения информации в полном объеме: приблизительная информация, подлежащая быстрой обработке, обычно является достаточной для принятия решений администрацией. Данные же финансового учета должны быть довольно точными, чтобы внешние пользователи могли относиться с доверием к ней.

3.Принципы учета.
Финансовый учет регулируется правилами (СБУ) ведения и представления его результатов. Эти правила, как было указано выше, утверждаются уполномоченным государственным органом. Стандартизация финансового учета производится с целью удовлетворения потребностей внешних пользователей. Информация управленческого учета не регламентируется регламентирующими органами, администрация организации использует те данные бухгалтерского учета, которые считает необходимыми для принятия решений, не заботясь о соблюдении общепринятых правил и юридических требований.

4.Временные рамки информации.
Финансовый учет формирует и представляет информацию о событиях прошлого периода. В управленческий учет включается информация прогнозного характера – администрация организации нуждается в детальной информации о будущих доходах и расходах, так как принимаемые ей решения касаются будущих событий.
5. Масштабы учета.
Финансовый учет предоставляет материал о деятельности всей организации, в то время как управленческий учет охватывает небольшие участки или сферы деятельности.
6.Измерение.
Финансовый учет формирует и представляет информацию в денежном выражении. Управленческий учет может выражать информацию в количественных и объемных показателях.
7.Использование.
Информация, формируемая в финансовом учете, используется в основном внешними пользователями. Управленческий учет дает информацию для внутренних пользователей.

Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1. Предмет бухгалтерского учета.

2. Объекты бухгалтерского учета.

3. Классификация ресурсов организации по видам и времени использования.

4. Классификация ресурсов организации по источникам образования.

5. Элементы метода бухгалтерского учета.

Цель лекции: изучить предмет и метод бухгалтерского учета

Ключевые слова: предмет бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, элементы метода бухгалтерского учета.

Тема 4. Бухгалтерский баланс

1. Основное бухгалтерское уравнение.

2. Структура и содержание бухгалтерского баланса.

3. Состав и характеристика краткосрочных и долгосрочных активов.

4. Состав и характеристика краткосрочных и долгосрочных обязательств.

5. Состав и характеристика капитала.

6. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

Цель лекции: изучить бухгалтерский баланс

Ключевые слова:краткосрочные и долгосрочные активы, краткосрочные и долгосрочные обязательства, капитал, бухгалтерский баланс

Тема 5. Первичное наблюдение - основа информационной системы бухгалтерского учета

1. Документы как источник первичной информации.

2. Классификация документов.

3. Организация системы управления документооборотом.

4. Сущность инвентаризации, ее виды и порядок проведения.

Цель лекции: .рассмотреть первичное наблюдение - основа информационной системы бухгалтерского учета

Ключевые слова:документы, документооборот, инвентаризация.

Предмет и объекты бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как наука имеет свои предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению — внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) — капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты — снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Бухгалтерский учет, как и всякая наука, имеет свои предмет и метод. Под предметом понимается то, что изучается наукой и что учитывается.

Предметом бухгалтерского учета являются имущество организации, находящееся в виде хозяйственных средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.

Предмет состоит из отдельных составных частей, которые называются объектами учета. Бухгалтерский учет, выступая как часть единой системы народно-хозяйственного учета, осуществляет контроль за производственными процессами в организациях. Организации являются областью применения бухгалтерского учета и одновременно являются объектами его учета.

Часть этих объектов, имея самостоятельное значение в детализированных показателях, в укрупненных учетных показателях находит свое обобщенное выражение в составе других объектов.

Так, затраты труда обобщенно выражаются в составе средств (незавершенное производство), а оплата труда — в форме задолженности рабочим и служащим по заработной плате — в составе источников. Расчетно-кредитные отношения находят выражение

Наши рекомендации