Определение стиля управления по «Решетке менеджмента»

Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью.

Существует три вида стиля руководства:

· авторитарный стиль – стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных.

· демократический стиль – совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения;

· либеральный стиль – стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность.

«Решетка менеджмента»

           
    Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru
  Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru
 
 
   
Внимание к производству

Выполнение работы

Задание 1. Дайте характеристику стилей руководства, заполнив таблицу.

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненным Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы принятия решений        
Способ доведения решения до исполнителей      
Ответственность по принятому решению      
Отношение к инициативе        
Стиль общения        

Задание 2. Рассмотрите предложенные вам ситуации и определите на ваш взгляд оптимальный путь построения взаимоотношений руководителя с подчиненным. Определите, какой стиль управления согласно «Решетке менеджмента» характерен для каждого варианта.

Ситуация 1. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повториться.

A.Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

B.Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

C.Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрании коллектива.

D.Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 2. Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием. Почему на четыре? – спрашиваете вы.

А когда женился Иванов, вы ему разрешили на четыре, - невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению.

Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как вы поступите?

A.Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.

B.Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».

C.Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.

D.Возьму ответственность за прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравляю и пожелаю счастья.

Ситуация 3. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

A.Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

B.Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.

C.Предложу профоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

D.Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Задание 3. Ответьте на вопросы.

Вопрос 1. Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?

Вопрос 2. Каковы основные стили отношений между людьми, которые можно использовать для разрешения конфликта?

Практическое занятие № 12

Построение схем трансакций

Общие положения

При построении схем трансактов используют следующую диаграмму:

             
  Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru   Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru   Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru
 
   
Реакция (Р)
 
    Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» - student2.ru
 

Начальник Подчиненный

Выполнение работы

Задание 1: Составьте схемы трансактов и определите их формы:

1. Начальник: « Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?»

Подчиненный: « Не беспокойтесь, мы все выполним сами».

2. Начальник: «Ты не подскажешь, где документы?»

Подчиненный: « Вечно вы все теряете».

3. Начальник: «Могу я надеяться, что вы закончите задание в срок?»

Подчиненный: « Да, я уже сделал большую часть работы»

4. Начальник: « Господин Иванов, а который сейчас час?», думая: «Почему вас нет на рабочем месте, рабочий день уже начался!»

Подчиненный: «Я пользуюсь услугами общественного транспорта», думая: «Если бы меня, как вас, возила персональная машина, я бы успел вовремя».

5. Начальник: «Работай спокойнее, у тебя все получится!»

Подчиненный: «Я стараюсь, но у меня пока не получается».

Практическое занятие № 13

Наши рекомендации