Прием двойной записи не применяется при отражении операций
1) на основных счетах;
2) на регулирующих счетах;
3) на забалансовых счетах;
4) на калькуляционных счетах.
16.Корреспонденция счетов — это связь между:
1) дебетом одного и кредитом другого счета;
2) синтетическими и аналитическими счетами;
3) аналитическими счетами и субсчетами.
17.Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между:
1) субсчетами и аналитическими счетами;
2) счетами и балансом;
3) счетами.
Субсчет - это
1) способ группировки данных аналитических счетов;
2) счет синтетического учета;
3) счет аналитического учета;
4) забалансовый счет.
19.Простой называется бухгалтерская запись, в которой одновременно корреспондируют:
1) один счет по дебету и один по кредиту;
2) два счета по дебету и два по кредиту;
3) один счет по дебету и два по кредиту.
20. Сложной называется бухгалтерская запись, в которой одновременно корреспондируют:
1) один счет по дебету и один по кредиту;
2) два счета по дебету и два по кредиту;
3) один счет по дебету и два по кредиту.
- Организация бухгалтерского учета
- Понятие организации бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; План счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на их получение от вышестоящей организации.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.
Главный бухгалтер в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой руководствуется главный бухгалтер, включает в себя документы четырех уровней:
1 уровень системы– Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
2 уровень системы– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета различных видов активов и др.
Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Правила служат обязательными для исполнения предприятиями и организациями. Однако данное условие не исключает в определенных рамках использования своих различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.
ПБУ условно можно разделить на 3 группы:
- первая группа – включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета активов и обязательств организации (ПБУ 3/2000, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 15/01, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02);
- вторая группа – включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета финансовых результатов организации (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ 13/2000, ПБУ 18/02);
- третья группа - включает в себя ПБУ, раскрывающие правила формирования бухгалтерской отчетности и информации об организации, приводимой в бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/98, ПБУ 1/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/01, ПБУ 11/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 16/02, ПБУ 20/03).
3 уровень системы– Методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, раскрывающие подробно конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы, например, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации;
4 уровень системы– рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.п.).
Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя в срок не позднее первой публикации годовой отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Её изменение в отчетном периоде, как правило, не допускается. Исключением является изменение действующего законодательства в течение года или каких–либо нормативных актов, осуществление реорганизационных процедур (разделения, присоединения, выделения, слияния), смены собственников, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Эти изменения также должны быть оформлены необходимой организационно-распорядительной документацией по предприятию.
Все изменения, кроме указанных, должны быть приурочены к началу хозяйственного года, аргументировано, обоснованы и, по возможности, исчислены в стоимостном выражении.
Учетная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учета:
1. методологическое обеспечение;
2. организационное обеспечение;
3. техническое обеспечение.
На уровне предприятия методологическое обеспечение бухгалтерским учетом определяется применением:
- разработанного на основе типового плана счетов рабочего плана, содержащего синтетические и аналитические счета и обеспечивающего необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей;
- типовых межотраслевых и отраслевых форм первичных учетных документов для регистрации экономических событий. Те из событий, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности в части оформления должны соответствовать общим требованиям и перечню обязательных реквизитов;
- действующей модели текущего контроля за экономическими событиями исходя из их содержания;
- разработанной технологии проведения инвентаризации и методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- правил документооборота и технологии обработки учетной информации на базе действующей организации учета и имеющихся технических средств.
Методологические принципы бухгалтерского учета как часть учетной политики предприятия предусматривают:
- наличие имущественной обособленности и обязательств предприятия от их собственников и других предприятий;
- допущение непрерывности функционирования предприятия, т.е. отсутствие намерения прекратить свою деятельность в обозримом будущем;
- последовательность в осуществлении своей деятельности от одного отчетного периода к другому и, следовательно, отсутствие намерения не платить по своим обязательствам (допущение последовательности применения учетной политики);
- соблюдение момента начисления, т.е. доходы и расходы принимаются к учету не по моменту их формирования, а по тому отчетному периоду, к которому они относятся (допущение временной определенности фактов экономических событий).
Таким образом, на каждом из уровней управления решаются свои задачи. Вместе с тем все они в конечном итоге направлены на регламентацию и оптимизацию учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета.
Учетная политика предприятия призвана обеспечить:
- полное и своевременное отражение методом двойной записи всех фактов экономических событий, происходящих на предприятии (требования полноты);
- соблюдение большой осторожности в своих действиях, ненанесение своими действиями преднамеренного ущерба финансовой устойчивости фирмы (принцип осмотрительности);
- преобладание правовых и экономических подходов над формальным пониманием отдельных действующих положений (принцип приоритета содержания над формой);
- равенство начальных и конечных остатков, а также оборотов по дебету и кредиту аналитических счетов и субсчетов начальному и конечному остатку, равно оборотам по дебету и кредиту объединяющего их синтетического счета (принцип непротиворечивости);
- экономное и рациональное ведение бухгалтерского учета с учетом конкретной деятельности предприятия (требование рациональности);
- принцип периодичности, т.е. разграничения учетного (месяц) и отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) для целей исчисления финансового результата предприятия, с одной стороны, и представления внешним потребителям информации о финансовом состоянии предприятия, с другой стороны;
- принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности (неизменность её состава, сопоставимость показателей статей баланса, отчета о прибылях и убытках на начало и конец отчетного года, публичность отчетности).
Отмеченные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета следовало бы дополнить еще одним, действующим в странах с рыночной экономикой, но не декларируемом в отечественном учете. Он гласит: первоначальная запись признается достоверной, если она оформлена документально и иное не оговорено участниками сторон, или не доказано в судебном порядке. Данный принцип определяет главенство Закона, что исключает основу для осуществления органами исполнительной власти действий, противоречащих законодательным и нормативным актам.
Отсутствие соответствующих способов в процессе постановки отдельных вопросов бухгалтерского учета ставит перед предприятием проблему выбора иных подходов. Главное, чтобы они не противоречили Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».