Правосубъектность лиц (persona) в Древнем Риме

Лицо как субъект права – persona. Чтобы быть персоной, нужно было обладать правосубъектносью. Лицо как субъект права обладало правосубъектностью.

Правосубъектность – это способность быть субъектом римского частного права. Правосубъектность имеет внутреннюю структуру, включающую в себя два элемента:

· Правоспособность – способность иметь имущественные права и нести юридические обязанности (не реализовывать права и не исполнять обязанности, а просто обладать ими);

· Дееспособность – это способность своими действиями реализовывать принадлежащие лицу права и исполнять лежащие на нем обязанности. Дееспособность включает в себя два элемента:

o Сделкоспособность – способность самостоятельно совершать сделки и иные юридические действия (например, вступление в брак, или исполнение уже заключенного договора);

o Деликтоспособность – способность самостоятельно нести ответственность за причиненный вред.

Правосубъектность у свободного населения Древнего Рима, только они обладали ею, и правоспособность возникала с момента рождения либо момента приобретения свободы. А вот объем дееспособности свободных лиц зависел от возраста и некоторых дополнительных причин, иных обстоятельств. Дееспособность не возникала с момента рождения, она возникала постепенно при достижении возрастных границ.

С точки зрения возраста, римские лица делились на следующие категории:

· Дети до 7 лет (сейчас – до 6) – это малолетние лица, инфанты, они полностью не дееспособны. У них нет ни сделкоспособности (все сделки от их имени совершал законный представитель – либо домовладыка, глава семьи – патер фамилиас (paterfamilias), либо опекун, если его не было; сделки, заключенные малолетними, были ничтожными, они признавались недействительными), ни деликтоспособности (за вред, причененный этими лицами, несли ответственность своим имуществом законные представители – домовладыка либо опекун).

· Девочки от 7 до 12 лет и мальчики от 7 до 14 лет - эти лица частично дееспособны. Во-первых, они частично сделкоспособны (такие лица вправе самостоятельно сами и без согласия патер фамилиа совершать сделки, влекущие увеличение их имущества – например, принимать имущество в дар или ссуду – у нас это «сделки, направленные на безвозмездное получение выгодны»; все другие сделки малолетние тоже совершали сами, но только с одобрения законного представителя – если этого одобрения не было, сделка все равно была действительна, но такая сделка являлась частично натуральной – иначе говоря, если малолетний заключал договор купли-продажи, он может востребовать вещь через суд, а вот его контрагент не может добиться исполнения сделки в свою пользу; это не обеспечено исковой защитой. Единственная сделка, которые не могли совершать малолетние - завещать). Деликтоспособность этих лиц – эти лица полностью деликтоспособны, они сами отвечали за причиненный вред. То есть лица отвечали за свои действия уже с 7 лет.

· Несовершеннолетние – от 12 (14 – мальчики) лет до 25. Эти лица тоже частично дееспособны. Они вправе самостоятельно, без согласия законного представителя совершать любые сделки. Но несовершеннолетний мог затем потребовать признания такой сделки недействительной и применения реституции, ссылаясь на то, что он действовал в состоянии заблуждения. Но это плохо для совершеннолетних, это означало, что с ними никто не хотел иметь дело. Это препятствовало их участие в имущественном обороте. Поэтому при Марке Аврелии был введен институт кураторов – несовершеннолетнему по его просьбе мог был назначен куратор, и если сделка совершалась несовершеннолетним с одобрения куратора, возможность ретитуции у несовершеннолетнего отсутствовала. То есть с ним могли иметь дело в рамках предпринимательской деятельности. Кроме того, у несовершеннолетних появилось дополнительные права – завещать и вступать в брак. Таким образом, брачный возраст в Риме – 12 для девочек и 14 для мальчиков. Деликтоспособность несовершеннолетних – все остается по-прежнему, они полностью дееспособности.

· 25 лет – возраст полной дееспособности. Все сделки совершают сами, без участия кураторов. В 25 лет в Риме возникали также публичные права – избирать, быть избранным и право быть назначенным на должность.

· 60 лет – лицо получало дополнительное право – аррагацио. Arrogatio – это право на усыновление чужих детей.

· 70 лет – еще одно право. Если такое лицо являлось опекуном, в 70 лет лицо могло отказаться от исполнения этих функций, ссылаясь на возраст. Это касалось только мужчин, женщины сами были под опекой и не могли никого опекать.

Помимо возраста, объем дееспособности зависел от иных обостоятельств (у нас кроме возраста – только психическое здоровье):

· От состояния здоровья – не психически, а вообще. Душевнобольные были полностью недееспособны, как дети до 7 лет. Над ними устанавливалось попечительство, они не могли совершать никаких сделок. От их имени совершали сделки их попечители, и отвечали за их вред. Лица с телесными недостатками ограничивались в дееспособности в отличие от вида физического недостатка (например, кастраты не могли вступать в законный брак, хотя могли находиться в простом сожительстве; глухие и немые не могли участвовать в стипуляции – произнесении речей, выслушивании вещей и ритуальные клятвы).

· Половая принадлежность. Даже в демократической Греции женщины были ограничены, что уж говорить про аристократический Рим. Считалось, что женщинам от природы свойственно легкомыслие. Поэтому публичных прав (избирать, быть избранным и назначаемым) они не имели вообще. В области частного права они были ограниченно дееспособны. Они, например, не могли быть опекунами, попечителями и кураторами, а также законными представителями других лиц. Во-вторых, они не могли завещать. Также они не могли быть поручителями по чужому долгу. Остальные гражданско-правовые сделки женщины могли совершать, но они могли потребовать отмены сделки, реституции, сославшись на незнание законов. То есть с женщиной опасно было совершать сделку. В эпоху императора Юстиниана (он преследовал инакомыслие в области религии, но был демократом в межполовых отношениях) женщин почти уровняли в имущественных правах с мужчинами – они по-прежнему не могли быть опекунами, попечителями и кураторами, но утратили право требовать реституцию. То есть они получили возможность заниматься коммерцией.

· Вероисповедание. При христианских императорах христианство было объявлено государственной религией, а при Юстиниане были введены ограничения в дееспособности для иудеев, язычников и апостатов (перешедших из христианства в иудейство или язычество), а также еретиков (атеисты). В частности, они не могли завещать свое имущество соответствующим религиозным организациям (уже римляне обнаружили, что возникают секты).

· Склонность лица к расточительству. Такая склонность, по разумению римлян, могла быть только у мужчин – женщины изначально легкомысленны. Расточитель – это лицо, которое по легкомыслию слабости характера неразумно тратит свое имущество. Расточителем можно было объявить только мужчину. Лицо можно было объявить расточителем двумя способами. Во-первых, отец мог объявить сыну в расточительстве в завещании. Если сын не хотел быть расточителем, он мог не принимать наследства. Но тогда ему и тратить будет нечего. Во-вторых, через претора – судебного магистрата. Можно было обратиться домовладыке к претору судебного магистрата, чтобы объявить расточителем, и претор решал спор по справедливости.

Если лицо считалось расточителем, то сделки, влекшие отчуждение имущества – на них требовалось согласие назначаемого куратора. Некоторые сделки расточитель мог заключать сам – например, составлять завещание; вступать в брак; заключать приобретательские сделки (приобретать имущество в дар или в ссуду) – имущество увеличивалось, так зачем участие куратора?

Нельзя было объявить расточителями домовладык.

Правовые статусы лица в Древнем Риме

Правосубъектность лиц в Риме, помимо вышеперечисленного, зависела от трех основных статусов:

· Libertatis – либертатис, статус свободного;

· Civitatis – сивитатус, статус гражданства;

· Familiae – семейный статус.

Статус свободного – главный, базовый статус римской правосубъектности. Субъектами права в Риме являлись только свободные лица – лица, имеющие статус либертатис. Все остальные лица, не имевшие такого статуса – это рабы. Они являются не субъектами, а объектами права, весьма ценными. Существовала классификация вещей римского юриста Варрона (1 век до н.э.), который делил вещи на три группы: неодушевленные (золото, дерево, ткань, камень, земля), одушевленные (домашние животные, скот), инструментум вокале (вещи одушевленные и говорящие – это рабы). Причем рабы относились к категории ценных, манципируемых вещей, для отчуждения раба требовался обряд манцепации. Раб являлся одушевленной говорящей манципированной вещью.

В каких случаях лицо попадало в категорию несвободного, раба, не являлось субъектом права? А) Рождение ребенка от рабыни. Если ребенок рождался вне брака, он получал статус матери, а рабыня не может вступать в брак. А женщина свободная сама обращалась в рабство за связь с рабом. Б) Взятие в плен. Римляне, попадая в плен, становились рабами. Например, подвластный член семьи мог быть продан в рабство домовладыкой за непослушание, это не было распространено, но допускалось юридически. В) Вольноотпущенный раб мог быть обращен обратно в рабство за неблагодарное отношение к патрону (бывшему господину). Это решалось претором по справедливости.

В архаическом праве рабы правосубъектностью вообще не обладали, однако с развитием имущественного оборота их наделили определенными элементами правосубъектности. Это выражалось в том, что:

· Появляется институт рабского пикулия (peculium) – определенное имущество, земля и инвентарь, в фактическое владение и пользование, которое владелец давал рабу с условием, что часть урожая раб мог оставить себе. Юридически собственником урожая был господин, но им обманывать было не выгодно.

· Некоторые доверенные лица господина получают право заключать сделки от имени господина. По идее, такие сделки можно заключать только после договора поручения, но здесь – исключение. Некоторым позволяли.

· Если раб причинял кому-то вред, а затем получал свободу, а к этому моменту вред не был возмещен, на вольноотпущенника переходит обязанность возместить вред, хоть в статусе раба он и был вещь.

Какие способы освобождения рабов? Просто отпустить на свободу было нельзя, Римское государство не было заинтересовано в вольноотпущенниках, они были политически ненадежными. Порядок освобождения регулировался законом, существовали следующие способы:

· С помощью завещания. Господин мог указать в завещании, что он дарует рабу свободу.

· Внесение в цензовый список. Раз в 4-5 лет в Риме проводили перепись населения, и если господин указывал раба как вольноотпущенника, раб получал свободу.

· Если освободить раба нужно было срочно, использовалась сделка с фикцией – манумиссио вендикто, специальная процедура освобождения раба. Для этого требовалось участие двух домовладельцев. В качестве исца выступало третье лицо, приглашенный домовладыка. Ответчик – собственник раба. Предмет спора – раб, которого хотели отпустить на свободу. Истец заявлял вендикационный иск, в котором утверждал, что по праву квиритов данный раб принадлежит ему, ответчик в ответ молчал, не возражает – вроде бы соответствует действительности. Судья решал спор в пользу истца, который сам без личных формальностей выпускал раба на свободу.

Свободные лица сами делились на группы в зависимости от второго статуса.

Статус гражданства. Этот статус касался только свободного населения Рима. С точки зрения этого статуса, все свободное населения Рима делилось на пять категорий:

· Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз племен. При создании римского государства некоторые племена проявили наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, а также назначаться на государственные должности. Также они могли служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

§ Юс комменции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

§ Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

· Латины. Делились на три разновидности.

o Древние. Это лица, которые относились к Римской республике, но не имели статус гражданина. Изначально они относились к другим племенам латинского союза, но не имевших особых заслуг. Их условно можно сравнить с категорией «неграждане» в Латвии. В области публичных прав древние латины имели только активное избирательное право. В области частных прав их права аналогичны правам квиритов. Они могли вступать в смешанные браки с квиритами. Статус детей определялся по статусу отца.

o Процинциальные. Это лица, которые жили в римских колониях. Их правовое положение в области публичных прав совпадает с древними латинами. Что касается частно-правовой сферы, то у них существуют определнные ограничения – юс комменцио они имеют, а вот юс конубии – право на брак, только по специальному рескрипту, то есть разрешению.

o Юлиани. Это лица, приобретавшие статус латина после освобождения из рабства господином-латином, а со времени закона Lex Iunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином. Такая категория латинов:

§ Ограничивались в правоспособности.

§ Публичных прав не имели, кроме голосования.

§ Не имели jus conubii.

§ Имели jus commercii, но с ограничениями: они не могли завещать, не могли наследовать по закону, все имущество latini Iuniani переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства без обременения имущественными обязательствами умершего.

При Юстиниане эта категория латинов была упразднена.

· Перегрины (peregrini), или иностранцы. В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись. Правосубъектность получили благодаря юс генцум – права народов. Они не имели публичных прав вообще. Служить в армии могли только в наемном легионе, но не регулярной армии. В частной сфере они обладали юс комерции, но в ограниченном объеме. Они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума), но все остальное – могли. Юс конуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак не могли. Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери.

· Вольноотпущенники (libertini). Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус вольноотпущенника зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу. Кто мог отпускать работ? Квириты, латины и перегрины. Соответственно, если раба отпускал квирит, раб публичных прав вообще не получал (он лицо, не лояльное римскому государству), что касается частных прав – юс коммерцио он имел, имел и юс конубио, но с ограничением – он мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство). У вольноотпущенника древнего латина такое же положение. А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог.

При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическую зависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость? Было несколько форм.

· Вольноотпущенник должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное пложение;

· Патрон являлся наследником по закону после вольноотпущенинка, будто был его отцом.

· Если вольноотпущенник вел себя неблагодарно, патрон мог обратиться к претору и лишить его статуса, превратив обратно в раба.

· Колонны (colonus). Появляются в Риме в постклассическом праве, в период Имепенрии. Вообще, это институт феодального права. В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и формироваться феодальные отношения, признак этого – появление института колоната. Колонны – будучи формально юридическими лицами, они сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения – они не могли уходить с земельного участка собственника. Первоначально колонны – это лица, которые арендовали землю на условиях аренды у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, недостаточно налогов, и введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения. Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. То есть их по сути прикрепили к земле. Если колонны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили вендикационный иск для возврата таких лиц, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали те, кто арендовали на длительный срок, их дети, а также за нищенство и бродяжничество на его земле.

Эти лица утрачивали свободу перемещения. Это прообраз будущих крепостных. Колонны стали зависимы лично от собственника земли благодаря конституции.

Семейный статус. Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели ius connubii – иус коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он давал согласия на сделки. Иногда даже выступали иницииаторами брака дочерей. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными женщинами. А вот жена попадала под опеку сыновей. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военной пекулией. Домовладыка посягать не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если он доказывал претору, что жестоко обращался, он мог добиться освобождения от отцовской власти.

Какие существовали классические способы освобождения от отцовской власти?

· Смерть домовладыки;

· Если домовладыка утратил статус свободного;

· Если домовладыка утратил статус римского гражданина;

· По воле самого домовладыки – он мог освободить ребенка из-под своей власти; процедура этого называлась эманципацией (emancipatio). Это особый судебный процесс с фикцией, похожий на манумиссио индикто. В процессе участвует настоящий и приглашенный домовладыка, субъект права – ребенок. Приглашенный домовладыка утверждал, что по праву квирита данный ребенок находится под его отцовской властью, ответчик молчал, судья признавал это. И тот сразу отпускал. Процедура отличалась для мальчика и девочки – для мальчиков истец три раза принадлежал «он принадлежит мне», а если девочка – один раз. Фикция в чем: домовладыка утверждает, что он по праву квиритов собственник, и все ведут себя так, как будто это досроверный факт, хотя все знают, что это фикция. В современном праве эманципация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Вопрос 3 темы 3.Брак в римском праве

Римский брак базировался на двух принципах: единобрачия и моногамии. Это два разных принципа. Принцип единобрачия означал, что одновременно можно было состоять только в одном законном браке. Принцип моногамии – означает, что в браке только один брачный партнер.

Для вступления в брак требовалось наличие нескольких условий, которые делились на положительные (должны были присутствовать при заключении брака) и отрицательные (должны были отсутствовать, они мешали заключению брака).

Положительные условия:

· Наличие соответствующего социального статуса, позволяющего вступать в законный брак – наличие юс конубии. То есть надо быть квиритом, либо древним или провинциальным латином.

· Достижение брачного возраста – 12 (Ж) и 14 лет (М)

· Согласие либо домовладык, если в брак вступают подвластные, либо самих жениха и невесты, если они свободны от отцовской власти.

Отрицательные условия:

· Состояние здоровья – психическое нездоровье и некоторые физические недостатки;

· Близкие степени кровного родства – по прямой линии родства (сын и мать, внук и бабушка) и боковое родство в зависимости от степени (второй и третьей степени – не могли полнородные и двоюродные, дядя и племянница; а вот троюродные не могли). Сейчас не могут только полнородные.

Родство – это отношения между лицами, основанные на принадлежности к одной семье. По своей правовой природе в Риме различалось два вида родства:

· Огнатское родство (огнаты) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки. Это родство можно приобрести, утратить и даже сменить (когда дочь домовладыки вступает в брак с властью мужа). Это родство административное.

· Когнатское родство (когнаты) – это кровное родство. Это родство, основанное на общности происхождения от одного лица, происхождения от одного предка. Оно приобретается с момента рождения и не утрачивается с момента смерти.

До вступления в брак в Риме существовал юридический обычай – процедура обручения. До заключения брака в Риме существовал обычай. Процедура обручения называлась sponsalia. Суть обряда – будущие супруги, жених и невеста либо их домовладыки, если они подвластны, давали торжественно давали клятву о вступлении в брак в будущем. Если эта клятва нарушалась, санкции зависели от исторического периода.

В цивильном праве лицо, нарушившее клятву, должно было возместить причененные отказом от вступления в брак убытки (например, если другая сторона уже потратилась на организацию бракосочетания).

В преторском праве лицо, отказавшееся вступить в брак, объявлялось бесчестным.

По уложению Юстиниана санкции более мягкие, так как общество становится более цивилизованным. Сторона, которая передумала, должна была вернуть подарки, полученные при обручении. А другая сторона могла их сохранить.

Римский брак.

Для вступления в брак требовались определенные условия. По своей правовой природе они делились на положительные и отрицательные, как и сейчас.

Положительные условия должны присутствовать при заключении брака, и если хотя бы одно отсутствует, брак будет признан недействительным.

Отрицательные условия, наоборот, должны отсутствовать при заключении брака, это препятствия к заключению брака, и если хоть одно есть, брак будет недействительным.

Положительные условия:

· Достижение брачного возраста (14 лет для мужчин, 12 для женщин);

· Согласие сторон на вступление в брак либо их домовладык, если они подвластны.

· Наличие социального статуса, позволяющего вступать в брак. Статуса, у которого у лица было ius connibi – право на вступление в римский брак. Принадлежит всем квиритам, с некоторым ограничениям латинам, а также вольноотпущенникам этих лиц.

Отрицательные условия:

· Наличие психического расстройства либо физический недуг, препятствующий брачной жизни. Глухие, немые в брак вступать могли. Сейчас не могут только с психическими недостатками.

· Наличие близкой степени кровного родства. Препятствием к вступлению в брак являлась прямая линия кровного родства любой степени: мама и сын не могли, бабушка и внук, пробабушка и правнук и т.д. А вот боковая линия являлассь препятствием только до третьей степени включительно. То есть не могли в брак вступать браться и сестры (вторая степень), дядя и племянник, двоюродные братья и сестры (третья степень). Сейчас препятствие – только до второй степени.

При наличии этих условий можно было вступить в законный брак.

Наши рекомендации