Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта

Из всего вышесказанного следует, что Закон №402-ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений, дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.

1.2 Основные виды расчетов по товарным операциям, порядок их организации и ведения бухгалтерского учета

В словаре С.И. Ожегова дано два определения товара:

1) товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи;

2) товар вообще - то, что является предметом торговли.

Товары являются основным объектом бухгалтерского учета в оптовой и розничной торговле, поэтому бухгалтерия торговой организации обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Главными целями бухгалтерского учета в торговле являются:

¾ контроль за сохранностью товаров;

¾ своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:

1. Проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

2. Обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

3. Установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;

4. Своевременное и правильное выявление торговой выручки.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

¾ единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий оптовой и розничной торговли;

¾ возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);

¾ периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.

Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом предприятий оптовой и розничной торговли. Только при правильной его организации, задачи будут выполнены полностью. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

Существуют следующие виды классификации товаров:

Классификация товаров по юридическим признакам:

Данная классификация имеет значение для бухгалтерского учета постольку, поскольку правила учета товаров ставятся в зависимость от юридического содержания фактов хозяйственной жизни.

¾ по объему прав на товары;

¾ товары, принадлежащие организации на праве собственности;

¾ товары, не принадлежащие организации на праве собственности.

Классификация товаров в зависимости от отрасли торговли, в которой на макроэкономическом уровне оборачиваются товары:

¾ товары, обращающиеся в оптовой торговле;

¾ товары, обращающиеся в розничной торговле.

Третья классификация подразделяет товары по материально ответственным лицам.

Для надлежащей организации бухгалтерского учета товарных операций необходима организация учета по каждому материально ответственному лицу (бригаде). Необходим постоянный учет движения товаров (их прихода и расхода) в разрезе материально ответственных лиц, чтобы иметь возможность на любую дату проверить, обеспечивается ли ими сохранность товаров - инвентаризация.

Для учета товаров предназначен один балансовый счет 41 «Товары» и два забалансовых счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию».

Далее необходимо разделить товар по признаку его предназначения для оптовой или розничной продажи. Для этого к балансовому счету 41 открываются субсчета:

41.1 - товары на складах;

41.2 - товары в розничной торговле;

41.3 - тара под товаром и порожняя.

К счету 90 «Продажи» открывают следующие субсчета первого уровня:

90.1 «Выручка»;

90.2 «Себестоимость продаж»;

90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

90.4 «Акцизы»;

90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Основные товарные операции отражаются проводками:

Дт 41 «Товары» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражается цена приобретения товаров (без НДС);

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражается сумма НДС по приобретенным товарам;

Дт 41 «Товары» Кт 42 «Торговая наценка» - отражается разница между предполагаемой продажной ценой поступивших товаров с НДС и стоимостью их приобретения без НДС.

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - отражена выручка от реализации товара.

Начисление в бюджет НДС за реализованные товары отражает запись:

Дт 90 «Продажи», субсчет «НДС»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - когда выручка в целях налогообложения учитывается по моменту отгрузки:

Кт 76, субсчет «по НДС» - когда выручка в целях налогообложения учитывается по моменту оплаты.

Учетная стоимость реализованных товаров списывается на реализацию: Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кт 41 «Товары»

Поступление денег от покупателя за реализованные товары (например, на расчетный счет) уменьшает задолженность покупателя: Дт 51 «Расчетные счета», Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Глава №2

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «СТИЛСОФТ»

2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности ЗАО «Стилсофт».

ЗАО «Стилсофт» - одно из крупных предприятий на территории Ставропольского края, способное решать вопросы комплексного подхода к обслуживанию своих клиентов. ЗАО «Стилсофт» является предприятием, основным видом деятельности которого является продажа компьютерной техники.

Местонахождение торгового розничного предприятия ЗАО «Стилсофт»: 355000, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Маяковского, 15.

Генеральный директор предприятия – Стоянов Юрий Павлович.

В своей деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством РФ, Законом «Об акционерных обществах», нормативными документами, положением об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта.

ЗАО «Стилсофт» - растущее и перспективное предприятие. Предприятие предлагают своим клиентам комплекс услуг, связанный с приобретением компьютеров, комплектующих частей к ним, и другую оргтехнику, указанную в прайс-листах. Основным из нормативных документов является Устав ЗАО «Стилсофт».

Основное предназначение ЗАО «Стилсофт» - достижение весомых финансовых результатов путём обеспечения востребованности реализуемых товаров. ЗАО «Стилсофт» уделяет особое внимание улучшению качества обслуживания всех категорий своих клиентов и совершенствованию системы продаж продуктов технической промышленности.

Целью предприятия является расширение товаров и услуг, осуществление производственных и торговых расчётов с потенциальными клиентами. В итоге - получение прибыли.

Основными видами деятельности данного предприятия являются:

¾ Розничная торговля техническими носителями информации (с записями и без записей);

¾ Розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами;

¾ Оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами;

¾ Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Организационная структура ЗАО «Стилсофт» является линейно-функциональной с признаками адаптирования , т.е. процесс деления организации делится на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанность.

Система управления производством трёхзвенная: руководство предприятия, вспомогательные отделы, исполнительные отделы. Руководство действует в соответствии с возложенными на него задачами:

¾ определяет основные направления совершенствования деятельности предприятия, мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в организационной технике;

¾ решает социальные проблемы коллектива предприятия;

¾ заслушивает отчеты руководителей подразделений о состоянии работы;

¾ рассматривает вопросы подбора, расстановки, оценки и освобождения от должностей руководителей подразделений торгового предприятия.

В ЗАО «Стилсофт» с целью улучшения состава персонала проводится работа по повышению квалификации работников, формированию и обучению резерва кадров.

Процессы в ЗАО «Стилсофт»:

Вспомогательный процесс – состоит в отдельных взаимосвязанных друг с другом операциях, которые отражают исполнение конкретных задач, отраженных в должностных обязанностях работников в рамках функций предприятия. Это: приобретение товаров у оптовика и предложение их для продажи любому желающему в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки; демонстрация свои товары; организация торговли с доставкой товара на дом, т.е. проведение работ по всем направлениям, затрагивая все подразделения производства.

В основном процессе лежит получение прибыли путем взаимодействия вспомогательных процессов.

Основные задачами товарной политики в ЗАО «Стилсофт»:

¾ определение и удовлетворение запросов потребителей;

¾ использование технологических знаний и опыта самой фирмы;

¾ оптимизация финансовых результатов.

Ген.директор

Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru

Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru

Заместитель генерального директора по рекламе
Заместитель генерального директора по снабжению
Заместитель генерального директора по развитию
Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
Исполнительный директор:
Заместитель ген.директора
Коммерческий директор

                                     
    Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
 
Отдел по работе с корпоративными заказчиками  
 
Производственно-технический отдел  
 
      Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
 
 
    Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
      Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
 
      Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта - student2.ru
 
 
 
Отдел руководителей проектов  
   
Бюро системы менеджмента качества  
 
   
Отдел материально-технического снабжения    
 
 

2.2 Организация учетной работы в ЗАО «Стилсофт» в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией),

возглавляемым главным бухгалтером.

Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего

Плана счетов согласно приложению 1.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

3. По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется

обособленно:

¾ Розничная торговля техническими носителями информации (с записями и без записей), розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами;

¾ Оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами;

¾ Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

4. Обособленные подразделения организации выделяются на отдельный баланс.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются

унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов.

Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 3.

Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6

декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед

составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных

законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Основание: часть 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

11. Переоценка основных средств не производится.

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд. При этом должны одновременно соблюдаться условия:

¾ объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;

¾ организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

¾ стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются по

Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

14. По основным средствам, предназначенным к использованию для работы в

условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в два раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным

способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16. Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и

первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчетного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Все виды товаров отражаются в учете по ценам их приобретения у поставщиков без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Основание: пункт 13 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

19. Фактическая себестоимость товаров формируется с учетом транспортно-

заготовительных расходов при приобретении товаров, которые учитываются на отдельном субсчете «ТЗР при приобретении товаров» к счету 41 «Товары».

Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

20. Списание ТЗР производится в дебет счета 90 «Продажи» пропорционально учетной стоимости товаров исходя из отношения суммы ТЗР на начало месяца и ТЗР за месяц к сумме остатка товаров на начало месяца и поступивших товаров в течение месяца по учетной стоимости.

Основание: пункт 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету

материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

21. При реализации и ином выбытии оценка всех видов товаров производится по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

22. Расходы на продажу товаров ежемесячно списываются в полном объеме с

кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи».

Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), пункт 7 ПБУ 1/2008.

23. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

24. Для расчета оценочного обязательства на оплату отпусков используется

следующий порядок:

¾ оценочное обязательство определяется на последнее число каждого

квартала;

¾ сумма оценочного обязательства рассчитывается как произведение

количества не использованных всеми сотрудниками организации дней

отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний

дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом

начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

25. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

26. Выручка от реализации отражается в учете в отношении доходов от продажи товаров – по факту перехода права собственности на проданные товары исходя из условий договора;

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

27. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

28. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

29. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

30. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

31. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности

применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах согласно приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Основание: пункты 1 и 2 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Глава №3

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В ЗАО «Стилсофт»

1.3 Документальное оформление и учет поступления товаров

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Договор поставки торговая компания ЗАО «Стилсофт» заключает с поставщиком товаров в условиях стабильных и долгосрочных хозяйственных связей.

Договор купли-продажи заключается, если компания приобретает товар, хозяйственные отношения с которыми носят несистематический характер.

В соответствии с положением ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности не связанной с личным потреблением. Момент перехода права собственности на имущество определяется исполнением продавцом своих обязательств передать товар покупателю, если иное не оговорено в договоре (ст. 223 № 1 ГК РФ). Договоры поставки могут предусматривать различные условия поставки и оплаты товаров. Если поставщик не укладывается в сроки поставки, то он отсылает письма о причинах не поставки товаров. Для оплаты поступающих товаров на предприятиях торговли могут быть использованы счет-фактура или счет. Поставка товаров в основном производится транспортом компании-поставщика до склада ЗАО «Стилсофт».

Порядок поступления препаратов на склад ЗАО «Стилсофт» осуществляется следующим образом. Товары, поступающие на склад ЗАО «Стилсофт», должны иметь сопроводительные документы, предусмотренные условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Отдел документального сопроваждения принимает товар по качеству и количеству, указанному в сопроводительных документах. К основным документам, подтверждающим поступление товаров, относятся: накладная (ТОРГ-12) с приложениями, протокол согласования цен поставки и документы качества на каждый товар, счет-фактура и счет.

В случае выявления при приемке товаров расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов приемной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии) составляется «Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей». Акт составляется в двух экземплярах: один - для учета движения материальных ценностей, другой - для направления претензионного письма.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления товарной накладной (форма № ТОРГ-12). Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

При условии, что все правила приемки соблюдены, пакет сопроводительных документов подписывается материально-ответственными лицами, принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Далее пакет документов и копия накладной с отметками приемного отдела попадает в бухгалтерию, где ответственные за данный процесс лица вносят информацию с бумажного носителя в специализированную программу (1С:Бухгалтерия).

В программу вносится номера счет-фактур, счета, накладных, название организации поставщика, номер договора, вид доставки, наименование товара, серию, срок годности (из документов качества), количество, цены и всю информацию, предоставленную в приходной документации.

Далее товар размещают на склад, соблюдая все условия хранения товаров. После данных процедур товар готов к реализации.

Для получения товаров со складов и баз поставщиков материально ответственным лицам выдается доверенность. Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, проводится на основании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).

Первичные приходные и расходные документы служат основанием для составления товарного отчета:

¾ в приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего отчета и поступление товаров и тары по каждому сопроводительному документу с указанием источника поступления товара, номера и даты документа, суммы поступивших товаров;

¾ в расходной части товарного отчета подсчитывается общая сумма расхода товаров за отчетный период.

В соответствии с Планом счетов наличие и движение товаров, являющихся собственностью оптовых и розничных торговых предприятий, учитывают на счете 41 «Товары». Поступление товаров и тары на склад компании ЗАО «Стилсофт» отражается по дебету активного счета 41 «Товары», по субсчетам 41.1 «Товары на складах». Расходы по заготовке и доставке товаров при этом собираются на счете 44 «Расходы на продажу». На счете 41 учитывают также покупную тару и тару собственного производства, кроме инвентарной, служащей для производственных и хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства».

Материально ответственные лица ведут учет товаров на складе (их поступления, движения внутри склада и выбытия за пределы склада) в натуральном исчислении. Учет ведется на счете 41 «Товары» по стоимости приобретения без налога на добавленную стоимость. Суммы НДС по приобретенным товарам отражаются по дебету счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» в корреспонденции со счетами учета расчетов – 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумма транспортных расходов включает в себя: фактическую себестоимость приобретаемых товаров, которые отражаются на дебете счета 41.1 «Товары на складах» и кредите счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также расходы на продажу (Дт 44 «Расходы на продажу», Кт 60 или Кт 76). НДС на транспортные расходы отражается в корреспонденции счетов Дт 19.3, Кт 60,76.

Чтобы отнести сумму НДС по приобретенным товарам в дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т.п.), а на их основании и в расчетных документах. Суммы НДС по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету, независимо от факта реализации этих товаров.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 № 108, от 26.10.1999 № 1189, от 19.01.2000 № 46) непременным условием для возмещения НДС из бюджета является наличие счета-фактуры, поступившего от поставщика, оформленного и зарегистрированного в книге покупок в соответствии с требованиями постановления.

Товары, не являющиеся собственностью компании ЗАО «Стилсофт», учитывают на забалансовых счетах. Если товары приняты предприятием на ответственное хранение, то для учета их наличия и движения используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

В компании ЗАО «Стилсофт» учитывают на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на хранение», в случаях получения от поставщиков ценностей, которые не оплачены и запрещены к расходованию по условиям договора до их оплаты; приняты на ответственное хранение по прочим причинам.

Таком образом, учет поступления товаров в компании ЗАО «Стилсофт», ведется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.12.2010г. №186н).

Унифицированные формы первичной учетной документации, использованные в компании ЗАО «Стилсофт» и компаний поставщиков, касающиеся товарных операций, утверждены и соответствуют постановлениями Госкомстата России № 66 от 09.08.1999 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения» – по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения. Хотя с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

3.2 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров

В компании ЗАО «Стилсофт» учет реализации товаров ведется в общем порядке по мере перехода права собственности на проданные товары покупателю.

Для целей налогообложения в компании ЗАО «Стилсофт» по НДС используют метод определения выручки от продажи товаров, принятый в налоговой учетной политике по мере отгрузки товаров и предъявления покупателям расчетных документов.

Отпуск товаров покупателям производится на основании договоров поставки. На отпускаемые препараты выписываются накладные, счета, счета-фактуры, протоколы, сертификаты с приложения, акт приема-передачи. На доставку товаров в зависимости от применяемого транспорта выписываются товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, а также авианакладные. Отпуск товаров покупателям со склада «ЗАО «Стилсофт»» осуществляется при наличии пронумерованной и датированной доверенности и паспорта получателя.

Учет продажи товаров ведется на без сальдовом счете 90 «Продажи».

Дебет счета 90:

¾ стоимость реализованных товаров по покупным ценам (фактической себестоимости);

¾ налог на добавленную стоимость, налог с продаж;

¾ издержки обращения;

¾ прибыль от реализации товаров.

Кредит счета 90:

¾ Стоимость реализованных товаров по продажным ценам с налогами;

¾ Убыток от реализации товаров.

На стоимость отгруженных и отпущенных товаров с налогом на добавленную стоимость на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается задолженность покупателей в корреспонденции со счетом 90.1 «Выручка». НДС от продажной стоимости отражается в Дт 90.3 «Налог на добавленную стоимость» и Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Бухгалтерский учет движения товаров на складе ведется отдельно по каждому наименованию в количественном выражении.

Складской учет товаров на складе ЗАО «Стилсофт» ведется материально ответственными лицами по партиям (поступившим товарам одновременно по одному транспортному документу), поэтому покупную стоимость отпущенных товаров определяют на основе первичных документов.

Издержки обращения, приходящиеся на отгруженные и отпущенные покупателям товары, списываются с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж».

Возвратная тара под товарами не включается в товарооборот, поэтому не отражается через счет 90 «Продажи». На стоимость возвратной тары под товарами отражается задолженность покупателей на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 41.3 «Тара под товаром и порожняя».

Финансовый результат от продажи товаров отражается в следующих проводках: прибыль – Дт 90.9 «Прибыль» и Кт 99 «Прибыли и убытки»; убыток – Дт 99 «Прибыли и убытки» и Кт 90.9 «Убыток от продаж».

Недостача, выявленная при приемке товаров, оформляется соответствующим актом (форма № ТОРГ-2). Составляется соответствующая проводка: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Поставщику предъявляется претензия, в которой излагается ситуация и выдвигаются требования на возмещение недостачи и, если в договоре были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования по их оплате.

При этом на сумму недостачи товаров составляется проводка: Дт 76.2 «Расчеты по претензиям», Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Признание поставщиком предъявленных ему штрафных санкций оформляется на общую их сумму корреспонденцией: Дт 76.2 «Расчеты по претензиям», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В случае непринятия поставщиком штрафных санкций подается заявление в Арбитражный суд города Ставрополя. После решения суда о правомочности выдвинутых требований, делается аналогичная проводка (Дт 76.2 Кт 60) на присужденную сумму. Если же суд не признает правильности выставленных штрафных санкций, то никаких проводок по выставленным штрафным санкциям не производится. При отклонении иска судом его суммы списываются проводкой: Дт 91.2 «Прочие расходы», Кт 76.2 «Расчеты по претензиям».

В дальнейшем при оплате поставщиком, как недостающих товаров, так и штрафных санкций составляется на сумму поступивших средств бухгалтерская запись: Дт 51 «Расчетные счета» (50 «Касса» или 52 «Валютный счет»), Кт 76.2 «Расчеты по претензиям».

При переоценке (уценке, дооценке) товаров на складах компании ЗАО «Стилсофт» изменяется их продажная цена.

Наши рекомендации