Операции IYтипа А-,П- валюта уменьшается

ЛИТЕРАТУРА

1. Васькин Ф.И. Свободина М.В. Теория бухгалтерского учета.-М.,2000

2. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.- М.- Т.1,2.- 2004

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.- 2009

Тема 1. Основы бухгалтерского учета

1. Предмет бухгалтерского учета (практ. занятие)

2. Метод бухгалтерского учета...........................................................................................1

3. Бухгалтерский баланс......................................................................................................2

4. Счета бухгалтерского учета. ..........................................................................................4

5. План счетов бухгалтерского учета.................................................................................7

6. Двойственное отражение операций на счетах БУ.........................................................7

7. Классификация счетов по структуре и назначению.....................................................9

8.Счета синтетического и аналитического учета...........................................................13

9. Нормативная база бухгалтерского учета в РФ............................................................14

10.Бух. регистры и формы бухгалтерского учета…………………………………...…16

11. Документирование (самостоятельно)

12. Оценка и калькуляция (самостоятельно)

Вопрос 2. Метод бухгалтерского учета

Если предмет любой науки отвечает на вопрос – что она изучает, то метод должен дать ответ на вопрос как или с помощью чего она это делает.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов БУ.

Элементами метода БУ являются:

1. Документирование

2. Оценка

3. Счета

4. Двойная запись

5. Инвентаризация

6. Калькуляция

7. Балансовое обобщение и отчетность.

1. Документирование – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Т.е. каждая хозяйственная операция оформляется документом. Документирование является отличительной особенностью БУ. В документах отражается содержание хозяйственной операции, данные которых затем подвергаются экономической группировке и обобщению.

2. Для дальнейшего отражения в учете и обобщения документально подтвержденных разнородных операций их следует оценить. Оценка заключается в денежном измерении имущества, источников их формирования и хозяйственных операций. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифов и т.д.

В целях сопоставимости стоимости имущества и обязательств различных организаций установлены единые правила оценки. Н-р, в бухгалтерском Балансе ОС показываются по остаточной стоимости.

3. Для получения итоговых данных о каждом объекте БУ после оценки все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью используют бухгалтерские счета. По каждому учетному объекту, т.е. по каждому виду хозяйственных процессов, категории имущества и обязательств открывается отдельный счет.

4. Отражение хозяйственных операций на счетах производится способом двойной записи. Сущность его состоит в том, что каждая операция отражается одновременно на двух взаимосвязанных счетах в одной и той же сумме.

5. Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации. Инвентаризация - способ проверки фактического наличия имущества в натуре. Инвентаризация является важным средством контроля за сохранностью собственности предприятия и работой материально-ответственных лиц. Данные инвентаризации сверяются с показателями учета. В случае несоответствия выявляют а)недостачи (если факт меньше данных учета), которые в зависимости от причин относят на виновное лицо, издержки производства или финансовый результат деятельности предприятия; б) излишки, которые приходуют. Этим самым данные учета приводят в соответствие с фактическим наличием имущества предприятия.

Инвентаризация не только средство контроля и достижения реальности учетных данных, но и способ наблюдения и регистрации таких операций и явлений, которые не поддаются документальному оформлению в момент их совершения (естественная убыль ТМЦ, недостачи, излишки).

6. Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах БУ и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькулирования. Калькуляция – это способ исчисления себестоимости средств производства, произведенной готовой продукции и выполненных услуг. Он заключается в подсчете общей суммы затрат, относящихся к калькулируемому объекту и в установлении себестоимости единицы продукции или общего ее объема. Калькуляция служит для определения финансового результата деятельности предприятия – прибыли или убытка.

7. Итоговые данные по счетам, полученные с помощью двойной записи и исчисленный финансовый результат подвергают дальнейшей укрупненной группировке с целью получения обобщенных показателей деятельности организации. Для этого применяют баланс и отчетность.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс (баланс – лат. означает двучашие) – это способ экономической группировки и обобщенного отражения в стоимостной оценке имущества организации по его видам и источникам образования на определенную дату.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона ее называется актив, правая – пассив. В активе баланса показывают имущество предприятия, в пассиве – источники его формирования.

Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, т.к. и в активе и в пассиве отражается одно и то же – имущество организации, но с разных сторон: в активе показывают состав имущества, в пассиве – за счет каких источников оно сформировано.

Итоги по активу и пассиву называют валютой баланса. Каждый элемент актива и пассива (вид имущества или источников) называют статьей баланса. Каждая статья показывается отдельной строкой и имеет соответствующий код.

Статьи бухгалтерского баланса группируются в следующие разделы:

Актив Пассив
1. Внеоборотные активы 3. Капитал и резервы
2. Оборотные активы 4. Долгосрочные обязательства
5. Краткосрочные обязательства

В процессе хозяйственной деятельности в результате хозяйственных операций происходят изменения в имуществе предприятия. Каждая хозяйственная операция изменяет или размер отдельных видов имущества, или величину отдельных видов источников формирования, или одновременно и величину имущества и величину его источников. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Валюта баланса также может изменяться.

Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива баланса бывают 4 типов.

Баланс предприятия

Актив на 1.01 +,- на 1.02 Пассив на 1.01 +,- на 1.02
Основные средства   Уставный капитал  
Касса +50 Прибыль -120
Расчетный счет -50,-100 Резервный капитал +120
  Материалы     +70   Расчеты с поставщиками и подрядчиками +70, -100
Итого -30 Итого -30

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса. Например, получены с расчетного счета наличные деньги в кассу 50 д.ед. Данная операция затрагивает две статьи актива баланса – «Касса» и «Расчетный счет», при этом статья «Касса» увеличивается на 50 д.ед., а статья «Расчетный счет» уменьшается на эту же сумму. Изменения произошли внутри актива баланса, при этом валюта баланса не изменилась.

Операции 1 типа: А+, А- валюта не изменяется

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества, т.е. затрагивают только пассив баланса. Например, часть прибыли направлена на пополнение резервного капитала – 120 д.ед. Данная операция затрагивает две статьи пассива баланса – «Прибыль» и «Резервный капитал». При этом «Прибыль» уменьшается на 120 д.ед., «Резервный капитал» увеличивается на 120 д.ед. Изменения произошли только в пассиве баланса, валюта баланса не изменяется.

Операции II типа: П+,П- валюта не изменяется

Опереции третьего типа изменяют одновременно и величину имущества и величину источников его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Например, оприходованы купленные у поставщика материалы 70 д.ед. Операция затрагивает две статьи баланса: «Материалы», которая находится в активе, «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которая находится в пассиве. При этом и та и другая в результате операции увеличиваются на 70 д.ед. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса в сторону увеличения на 70 д.ед., т.е. валюта баланса увеличивается на 70 д.ед.

Операции III типа А+, П+ валюта увеличивается

Операции четвертого типа изменяют одновременно и величину имущества и величину источников его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Например, с расчетного счета перечислена задолженность поставщику в сумме 100 д.ед. Данная операция затрагивает две статьи баланса: «Расчетный счет», которая находится в активе, «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которая находится в пассиве баланса. При этом обе статьи уменьшаются на 100 д.ед., соответственно уменьшается и валюта баланса на 100 д.ед.

Операции IYтипа А-,П- валюта уменьшается

Таким образом, все хозяйственные операции, имеющие место на предприятии, бывают 4 типов и приводят к изменению отдельных статей баланса, но равенство итогов актива и пассива остается всегда.

Наши рекомендации