Регулирование бухгалтерского учета в РФ

ЧАСТЬ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Содержание

Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование 2

1. Понятие и задачи бухгалтерского учета. 2

2. Регулирование бухгалтерского учета в РФ.. 3

3. Требования к ведению бухгалтерского учета. 6

4. Понятие и структура бухгалтерского баланса. 7

Тема 2. Счета бухгалтерского учета. 9

1. Счета и принцип двойной записи. 9

2. Счета синтетического и аналитического учета. 11

3. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс. 13

4.Классификация счетов бухгалтерского учета. 13

Тема 3. Первичный учет. 16

1. Первичные учетные документы.. 16

2. Классификация первичных документов. 19

3. Документы строгой отчетности. 24

4. Электронные документы.. 26

5. Хранение документов. 27

Тема 4. Учетные регистры бухгалтерского учета. 29

Тема 5. Инвентаризация имущества и обязательств. 36

Тема 6. Учетная политика предприятия. 41

Тема 7. Бухгалтерская отчетность. 43

Тема 1. Основные задачи бухгалтерского учета и его нормативное регулирование

Понятие и задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных факторов, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н с посл. изм.)

основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Главный бухгалтер должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим требованиям должны соответствовать гл. бухгалтера открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов и прочих организаций, работающих с ценными бумагами.

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером, последний выполняет действия, к которым его побуждает руководитель, только по его письменному распоряжению. И именно в этом случае руководитель единолично несет ответственность за созданную им в результате этого информацию.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы

1 уровень – законодательный – Закон о бухгалтерском учете и другие законы В законе определены требования к учетной политике, первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2 уровень – стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности

3 уровень – методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств

4 уровень – рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия

Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета, включающий законы РФ, в том числе Закон о бухгалтерском учете, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются национальными стандартами бухгалтерского учета. В настоящее время действует 25 ПБУ. Положения по бухгалтерскому учету - подзаконные акты Минфина России - приобретают значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в "Российской газете", а также в журнале "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу. До тех пор пока нормативные акты органов исполнительной власти не прошли государственной регистрации, а также акты, зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке (если их регистрации и опубликование обязательны), не влекут за собой правовых последствий. Они считаются еще не вступившими в силу и не являются основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими указаниями, положениями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами. Эти документы носят методический характер и являются обязательными для исполнения. Данные документы не имеют самостоятельного значения, а обязательность их исполнения определена нормативными правовыми актами. В актах методического (нормативно-технического) характера содержатся предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета содержит документы, регламентирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в самой организации.

Таким образом, согласно Закону N 402-ФЗ документы в области регулирования бухгалтерского учета это:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

3. Требования к ведению бухгалтерского учета

Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ выдвигает следующие требования к ведению бухгалтерского учета:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Наши рекомендации