Подготовка специалистов по МСФО

Немаловажную роль во внедрении МСФО играет наличие квалифицированных специалистов в этой области. На первых этапах обучение МСФО в государствах – участниках СНГ велось в форме краткосрочных курсов повышения квалификации, как правило, вне систем высшего или среднего специального образования. В настоящее время в государствах – участниках СНГ наряду с курсами повышения квалификации появились национальные программы обучения МСФО, которые включены в систему высшего образования.

В большинстве государств – участников СНГ наряду с обучением МСФО специалистов, занятых подготовкой, аудитом и использованием финансовой отчетности по МСФО, проводится обучение преподавателей вузов, а также государственных служащих.

Соответствующие разделы по МСФО включены в программы аттестации специалистов, в том числе обязательной аттестации аудиторов и (в тех странах, где установлена обязательность аттестации) бухгалтеров (таблица 6).

Проблемы применения МСФО

В процессе внедрения и применения МСФО государства – участники СНГ столкнулись с рядом общих проблем (таблица 7). Среди них – институциональные, организационно-правовые, финансовые, кадровые и методические проблемы. Решение этих проблем позволяет реализовать в полной мере преимущества применения МСФО.

Институциональные проблемы

Институциональные проблемы применения МСФО заключаются в отсутствии или недостаточной развитости в государствах – участниках СНГ той институциональной среды, наличие которой предполагает эффективное применение МСФО. Исторически бухгалтерский учет и отчетность в государствах – участниках СНГ были ориентированы на интересы единственного собственника – государства. Эта ориентация прослеживается в подходах к отражению отдельных хозяйственных операций, формированию отчетной информации в целом, организации внутреннего и внешнего контроля качества отчетности. В большинстве случаев отсутствует опыт использования бухгалтерской информации для принятия экономических решений. В связи с этим ощущается недостаток того широкого круга пользователей отчетности, на который ориентированы МСФО. Немаловажным является относительно низкий уровень развития фондового рынка в государствах – участниках СНГ.

В то же время традиционно в государствах – участниках СНГ достаточно жесткие требования предъявляются к бухгалтерской информации со стороны государственных органов, прежде всего налоговых, и эти требования не совпадают с требованиями МСФО. Участие профессиональных общественных организаций бухгалтеров и аудиторов, а также другой заинтересованной общественности, включая пользователей финансовой отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности, развитии бухгалтерской профессии также недостаточно.

Для достижения прогресса при переходе на МСФО требуется, чтобы приверженность такому переходу выражалась на высшем политическом и государственном уровнях. Ключевым фактором успешной реформы является ее поддержка ведущими государственными деятелями.

В то же время успешный переход на МСФО невозможен без соответствующего спроса со стороны составителей отчетов, инвесторов и аналитиков. Правительственные органы нуждаются в постоянном активном сотрудничестве и поддержке составителей отчетов, профессиональных организаций, инвесторов и других пользователей бухгалтерской отчетности.

Организационно-правовые проблемы

Организационно-правовыепроблемы применения МСФО заключаются в отсутствии их официального статуса. Комитет по МСФО выпускает стандарты на английском языке, а Фонд Комитета обладает авторским правом на тексты МСФО. Для внедрения МСФО в правовое поле государств – участников СНГ необходимо не только осуществить перевод стандартов на национальный язык, но и обеспечить беспрепятственный доступ любого заинтересованного лица к этим текстам. До настоящего времени государства – участники СНГ решали эти проблемы в индивидуальном порядке (таблица 8), и до сих пор нельзя сказать, что кому-то удалось выработать приемлемую эффективную схему взаимодействия с Фондом МСФО в этих вопросах. В качестве значительного позитивного шага в этом направлении следует отметить размещение в начале 2010 года Фондом Комитета по МСФО на своем интернет-сайте перевода МСФО на русский язык.

Финансовые проблемы

Финансовые проблемы применения МСФО заключаются в необходимости осуществления больших затрат хозяйствующими субъектами на перестройку своих систем бухгалтерского учета, переподготовку управленческих кадров, наем дорогостоящих специалистов, разработку или приобретение нового программного обеспечения, изменение управленческих процессов и т.д. Затраты хозяйствующих субъектов возрастают, когда подготовка финансовой отчетности по МСФО осуществляется путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по национальным правилам. Между тем, трансформация, как правило, является основным способом составления отчетности по МСФО хозяйствующими субъектами государств – участников СНГ. Проблемой является также необходимость инвестировать крупные суммы в реформу бухгалтерского учета со стороны государства.

Кадровые проблемы

Кадровыепроблемы применения МСФО заключаются в недостаточном уровне знаний и навыков в области МСФО у бухгалтерских специалистов. Даже те хозяйствующие субъекты, которые в финансовом отношении могут позволить себе обучение сотрудников или наем квалифицированных специалистов по МСФО, как правило, ограничиваются очень узким кругом людей. Отдел по МСФО даже у крупных хозяйствующих субъектов часто состоит из 3-4 человек, а иногда и из 1 человека. Они заняты исключительно составлением финансовой отчетности по МСФО на основе данных бухгалтерского учета, который ведется по другим правилам специалистами, не имеющими необходимого глубокого представления об МСФО. Оторванность процессов ведения учета и составления финансовой отчетности негативно сказывается на качестве последней. Кадровые проблемы усугубляются отсутствием или недостаточным количеством и качеством методических материалов по переходу к применению и применению МСФО, в том числе на национальных языках государств – участников СНГ.

Не менее острой является проблема квалификации специалистов, являющихся «потребителями» отчетности, составленной по МСФО, – высшего руководства хозяйствующих субъектов, менеджеров среднего уровня, государственных служащих, финансовых аналитиков.

Методические проблемы

Методические проблемы применения МСФО заключаются в трудностях реализации требований МСФО. Если МСФО и могут претендовать на звание лучших бухгалтерских стандартов, то вряд ли они могут претендовать на звание «идеальных» стандартов. В их требованиях остается довольно большое количество изъянов, пробелов и даже противоречий. Кроме того, по уровню своих требований МСФО в основном ориентированы на крупный бизнес, в то время как сейчас проблемы внедрения МСФО в государствах – участниках СНГ уже перешли на уровень среднего и даже малого бизнеса. Международный стандарт для малого и среднего бизнеса, выпущенный в 2009 году, оказался не сильно «упрощенным» по сравнению с полным комплектом МСФО. Помимо собственно содержания самих требований проблемы практического применения МСФО возникают в связи с широким использованием в стандартах так называемой справедливой стоимости, когда вариации возможной оценки по своему воздействию на показатели отчетности превышают величину отличий между правилами МСФО и национальных стандартов. Получается, что отчетность хозяйствующего субъекта зависит не столько от применяемых стандартов, сколько от применяемых оценок.

Решению методических проблем в большой степени способствует активное сотрудничество государств – участников СНГ с международными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности (таблица 9).

* *

*

Общность описанных проблем внедрения и применения МСФО требует координации усилий государств – участников СНГ по выработке эффективных путей их решения.

Таблица 1

Наши рекомендации