Проверка организационно - технического раздела
Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.
Так, на первом этапе целесообразно собрать ответы на следующие вопросы:
- имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
- имеется ли в организации учетная политика;
- утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
- утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
- ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
- корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
- оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
- сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
- утвержден ли график документооборота;
- имеются ли положения, регламентирующие отдельные пункты учетной политики;
- имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
- имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
- утвержден ли график проведения инвентаризации;
- проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
- проводятся ли обязательные инвентаризации;
- проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
- ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
- определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
- определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.
Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). В ходе проверки организационно-технического раздела учетной политики необходимо изучить:
-организацию ведения учета (структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; должность бухгалтера в штате; по договору с организацией; руководитель);
-форму организации учета (централизованная, децентрализованная, смешанная);
-организацию бухгалтерской службы (положение о бухгалтерской службе; должностные инструкции; положение о филиалах и других структурных подразделениях; положение о внутренней отчетности; организация системы внутреннего контроля);
-технологию обработки учетной информации (ручной способ; ручной способ с частичным применением средств автоматизации; автоматизированный способ);
-применяемая компьютерная программа;
-имеется ли приказ о принятии организацией учетной политики (да, нет);
-утвержден ли организацией рабочий план счетов (да; нет; разрабатывается на основании типового плана счетов);
-утверждены ли формы первичных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы; (неунифицированные формы первичных документов не применяются; неунифицированные формы применяются и утверждены в качестве приложения к учетной политике);
-установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов (утвержден в приложении к учетной политике; утвержден в отдельных положениях по бухгалтерскому учету);
-определена ли технология обработки учетной информации (утвержден график документооборота; определены лица, ответственные за хранение документов);
-утвержден ли график документооборота (утверждены необходимые формы неунифицированных документов; определены лица, ответственные за составление и хранение документов);
-определены ли порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены порядок и сроки проведения инвентаризации во внутренних положениях; проведены инвентаризации в случаях, установленных законодательством);
-заключены ли договоры о полной материальной ответственности с материально-ответственными лицами (да; нет);
-имеются ли у организации структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс(да; нет);
-утвержден ли состав постоянно действующих комиссий (по отнесению материальных ценностей по сроку службы к оборотным средствам или ОС; по установлению сроков использования НМА , ОС; по определению непригодности объектов ОС; по списанию материалов);
-утвержден ли порядок расчетов с подотчетными лицами (утвержден перечень лиц, имеющих право на получение денежных средств; установлены сроки представления авансовых отчетов; сформулированы правила оформления авансовых отчетов);
-имеются ли у организации иностранные представительства (да; нет);
-порядок ведения учета иностранных представительств (по правилам установленным в стране нахождения иностранной компании, если последние не противоречат МСФО; по правилам, применяемым в РФ).