Нормативно-правовое регулирование аудита малого предпринимательства

Особенности аудита малых предприятий

Наименование направления

(профиля подготовки): Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Ф.И.О. студента: Мадатова Набат Рамиз кызы

Номер группы: 2052

Номер зачетной книжки: 122112

Дата регистрации курсовой работы кафедрой ___________

Проверил: Остапова В.В.

Оценочное заключение:

Новосибирск 2015

Заявление о самостоятельном характере выполненной работы

Я, Мадатова Набат Рамиз кызы, студентка 4-го курса специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит, группы 2052, заявляю о том, что курсовая работа на тему «Особенности аудита малых предприятий», написана мною самостоятельно, на все заимствованные данные из источников приведены соответствующие ссылки.

Дата .12.2015 г. Подпись ___________



ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы аудита малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства как сегмент аудита

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям […]:

- для юридических лиц - суммарная доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, указанные выше.

Аудитор, приходя в организацию, проводит проверку всех операций по отдельному участку учета:

- Учредительные документы, Уставный капитал

- Организация бухгалтерского учета и учетной политики

- Операции по учету денежных средств:

а) кассовые операции;

б) операции по расчетному счету;

в) расчет с подотчетными лицами;

- Расчетные и кредитные операции:

а) займы и кредиты;

б) расчет с кредиторами и дебиторами.

- Процесс приобретения:

а) основных средств;

б) нематериальных активов;

в) материалов.

- Процесс производства:

а) материальные затраты;

б) затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды;

в) амортизация основных средств и нематериальных активов;

г) учет и распределение общепроизводственных расходов и общехозяйственных расходов;

д) затраты вспомогательных производств

е) незавершенное производство;

ж) выпуск готовой продукции.

- Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Проверка всех участков учета, которые проверяет аудитор сопровождается нормативными документами, которые представлены в следующем параграфе.

Нормативно-правовое регулирование аудита малого предпринимательства

Проводя аудит малого предприятия, аудитор руководствуется следующими нормативными документами:

- Документы, содержащие обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами. Документы, которые определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. К этим документам относятся федеральные законы – наиболее важным Федеральным законом является Федеральный закон от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; утвержденные федеральными законами кодексы – Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс РФ и т.д.; указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

- Федеральные стандарты – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ утверждено Минфином России и ориентирован на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета объектов бухгалтерского наблюдения, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

- Отраслевые стандарты – методические рекомендации, методические указания, инструкции. Эти документы содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, указанных в законодательных документах и в федеральных стандартах. Важную роль среди этих документов играет план счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, составляющие основу построения бухгалтерского учета в экономических субъектах.

- Стандарты экономического субъекта – внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, которые организация разрабатывает сама. К этим документам относятся учетная политика, рабочий план счетов бухгалтерского учета, система документооборота. Все эти документы разрабатываются на основе законодательных и нормативных актов, учитывая специфику деятельности экономического субъекта.

- Федеральные стандарты аудиторской деятельности – описывают основные правила проведения аудиторской деятельности. В них содержатся нормы обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг.

- Стандарты саморегулируемых аудиторских организаций. Стандарты, которые прописывают дополнительные, более детальные требования к аудиторам, аудиторским организациям.

- Внутренние стандарты, которые прописывают правила проверок внутри конкретной аудиторской организации.

Стандарты нижнего уровня не должны противоречить стандарту более высокого уровня.

Если имеет место противоречие между документами разного уровня, необходимо руководствоваться документами более высокого уровня.

Если имеет место противоречие между документами одного уровня, то в таких случаях необходимо руководствоваться документом более поздним по дате принятия.

Если имеет место противоречие в одном документе, то нужно руководствоваться профессиональным суждением бухгалтера или аудитора.

Наши рекомендации