Бухгалтерии в практике прокурорского надзора

Практика общенадзорной деятельности прокуратуры показывает, что знание судебной бухгалтерии имеет большое значение для работников прокуратуры при решении ими самых разнообразных задач в этой области. Основные трудности, с которыми сталкиваются работники прокуратуры в общенадзорной работе по выявлению хищений, связаны со следующими обстоятельствами:

сложностью анализа сведений, характеризующих исполнение законов и требующих познаний в области бухгалтерского учета, экономики, математической статистики;

с трудностями в привлечении к проверкам специалистов соответствующих отраслей знания;

с отсутствием систематизированных знаний о способах хищений, их признаках, источниках информации и специальной литературы.

Поэтому прокурорские работники, осуществляющие общенадзорные проверки, должны быть не только высококвалифицированными юристами, но и специалистами, обладающими основами экономического, бухгалтерского, документального анализа, позволяющими им глубоко изучать материалы хозяйственной практики и привлекать к надзорным мероприятиям специалистов в соответствующих областях знаний с постановкой перед ними четких и профессионально ориентирующих вопросов.

Проблема достижения высокой результативности в работе прокуратуры является сложной, носит комплексный характер и затрагивает несколько аспектов общенадзорной деятельности. Из них можно выделить три наиболее важных:

информационно-аналитический;

организационно-методический;

координационный.

В условиях усиления активности правоохранительных учреждений работники прокуратуры не должны ждать сигналов о совершенных правонарушениях, а путем анализа различных источников информации выявлять негативные отклонения в хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Информационно-аналитическая деятельность состоит из анализа:

данных уголовной статистики и иных данных правоохранительных учреждений по расследованию и разбирательству уголовных дел о хищениях имущества, должностных и хозяйственных преступлениях;

данных из контролирующих органов;

статистических данных министерств, ведомств по отраслям народного хозяйства.

Изучая эти данные, прокурорские работники активно используют такие методы судебной бухгалтерии, как экономический, бухгалтерский и документальный анализ. С помощью анализа указанных выше источников информации выясняются такие вопросы, как уровень и состояние контрольно-ревизионной работы, суммы ущерба, причиняемые недостачами и хищениями материальных ценностей в отдельных отраслях производства, меры по взысканию материального ущерба, законность списания на издержки производства и в убыток предприятия.

Анализ этих данных, основанный на применении методов судебной бухгалтерии, позволит установить распространенность хищений и недостач в отдельных сферах деятельности, эффективность борьбы с этими отрицательными явлениями, а также наметить соответствующие общенадзорные проверки соблюдения законодательства об охране собственности субъектов хозяйствования.

Исходя из полученных результатов анализа, прокурор может обратить внимание на состояние борьбы с хищениями и недостачами имущества на отдельных предприятиях, в организациях и запросить необходимые ему учетные данные.

На основании полученных результатов он может прийти к выводу об организации проверки на конкретном объекте. С этого момента начинается организационно-методическая деятельность прокурора по организации проверки.

Обычно без помощи сведущих лиц трудно разобраться в сложных вопросах хозяйственной деятельности, особенно выявить негативные отклонения в ней. Поэтому часто при организации проверок используются знания специалистов в области бухгалтерского учета и экономического анализа. Такие специалисты помогают прокурору в подборе и анализе нормативных актов, регулирующих конкретную хозяйственную деятельность, консультируют его по поводу документального оформления тех или иных хозяйственных процессов, оказывают содействие в обнаружении и изъятии необходимых бухгалтерских документов. Благодаря специалистам устанавливаются скрытые недостачи и хищения имущества на основе анализа сопряженных технико-экономических показателей, которые изменяют свои значения под влиянием этих отрицательных явлений.

Познания специалистов в области учета и анализа позволяют с помощью специальных методов не только выявлять недостачи, хищения материальных ценностей, а также причины, но и намечать меры, предупреждающие их появление в будущем. При подготовке к проверке прокурору важно установить необходимость участия в проверке тех или иных специалистов, определить перечень вопросов, которые следует разрешить.

Однако эффективное использование знаний специалистов зависит от того, насколько правильно и квалифицированно будет составлена программа общенадзорной проверки и поставлены задачи и вопросы перед специалистами. Причем немаловажным является и ориентация прокурором специалистов в области учета и анализа на определенные методы проверки. Вряд ли все это выполнимо без глубокого знания методов судебной бухгалтерии.

Координационный аспект общенадзорной деятельности прокуратуры предполагает тесное ее взаимодействие с другими государственными органами, участвующими в обеспечении законности в сфере экономики (органы ведомственного контроля, Национального банка, комитета по ценам и ценообразованию, инспекций по налогам и сборам, департамента финансовых расследований и т.п.). Координационная деятельность прокуратуры предполагает регулярный обмен с этими органами и получение от них специальной информации; знание методов работы и компетенции каждого государственного органа, имеющего отношение к контролю за хозяйственной деятельностью предприятий; умелое сочетание возможностей и методов государственных органов при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

Для рационального планирования контрольной деятельности, объектов проверки и ее объемов недостаточно познаний только в области права. Следует также использовать методы и возможности судебной бухгалтерии.

Таким образом, широкое использование в практике прокурорского надзора этих методов позволит прокурорским работникам эффективно обнаруживать нарушения законности в хозяйственной деятельности, выявлять причины и условия таких нарушений, координировать усилия всех контролирующих органов по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

Наши рекомендации