Формы бухгалтерского учета

Каждая организация ведет бухгалтерский учет по определенной форме.

Форма - это одно из центральных и сложнейших понятий бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это сочетание различных учетных регистров и технических средств для их обработки.

Понятие «форма бухгалтерского учета» было введено Лукой Пачоли. Он описал одну из первых форм счетоводства – староитальянскую систему. Ее суть состоит в 3-х уровневой организации учета.

Для каждого уровня Л. Пачоли выделял отдельную регистр - книгу. На первом уровне проводилась фиксация фактов хозяйственной деятельности в памятной книге (мемориале). На втором уровне данные о фактах соединялись с проводками (появилось понятие Плана счетов). Здесь появляется вторая книга-журнал, где происходит перечисление фактов и указание корреспондирующих счетов по данным, отраженным в этих фактах (журнал хронологической регистрации).На третьем уровне записи о фактах группируются в третьей книге-Главной книге, где осуществляется систематизация учета. По счетам этой книги составляется баланс. Это и есть венецианская форма счетоводства. После этой формы счетоводства возникли французская, немецкая, голландская, английская, американская формы счетоводства.

Формы отличаются друг от друга:

- назначением регистров

- количеством

- внешним видом

- содержанием

- степенью автоматизации

- взаимосвязью синтетического и аналитического учета и др.

В настоящее время, выделяют следующие формы ведения учета:

1. Журнал-главная – самая простая. Применяется в общественных организациях, в малых предприятиях, там где мало имущества, нет материального производства, мало операций и документов.

2. Мемориально-ордерная – применяется в сельхозпредприятиях, в потребительской кооперации. Весьма наглядна, ее быстро усваивают.

3. Журнально-ордерная – наиболее распространенная в нашей стране. Применяется с 1949 года. Предполагает ведение Главной книги и Журналов-ордеров. Каждый журнал-ордер посвящен определенной группе проводок. Сложна, трудоемка.

4. Таблично автоматизированная – предполагает создание автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМБ). Бухгалтерский учет ведётся с помощью компьютерной бухгалтерской программы.

5. Упрощенная форма – применяется в малых предприятиях, вместо Главной книги ведутся книга К-1 и 8 ведомостей. Частные предприниматели ведут Книгу доходов и расходов.

Журнал-главная

Это наиболее простая форма бухгалтерского учета. Любая операция по первичному документу или группа однородных операций по накопительному документу сразу записывается в книгу «Журнал-главная».

Эта книга совмещает и регистрационный журнал (хронологическая запись) и синтетический учет (систематическая запись). Книга имеет следующую форму:

Дата № операции Документ и содержание операции Сумма оборотов Счет № Счет № Счет №
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
                   

В эту книгу сначала записывают остатки по счетам на начало отчетного периода.

Затем все операции по документам записывают в хронологическом порядке: приход в кассу, расход из кассы, приход расчетного счета, расход расчетного счета.

После записи всех операций подсчитывают обороты. При этом следует сделать проверку: сумма оборотов общая должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов.

Затем выявляется остаток на конец периода.

Эта форма находит применение в предприятиях с небольшим количеством хозяйственных операций, с небольшой численностью работников. Она обеспечивает наглядность записей и ведет ее один бухгалтер.

Вариантом этой формы является простая форма бухгалтерского учета, рекомендованная Министерством Финансов для малых предприятий. В этой форме книга журнал-главная носит название книга хозяйственных операций (форма К-1). Кроме того, к этой книге предусматривается ведение ведомостей по учету заработной платы (форма В-8), а также по расчету с бюджетом по налогам.

Книга учета К-1 является комбинированным регистром. Некоторые предприятия ведут ее в виде ведомости с вкладными листами, а другие предприятия открывают книгой на целый год, которая пронумеровывается и прошнуровывается, на последней странице заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью малого предприятия.

Книгу открывают записями остатков на начало года или на начало деятельности. В содержание операции в хронологической последовательности позиционным способом разносят каждый документ (хозяйственную операцию).

Кроме того, параллельно ведут ведомости: В-1 - по основным средствам; В-2 – по инвентарю и хозяйственным принадлежностям; В-3 - по учету затрат; В-4 - по денежным средствам; В-5 - по расчетным операциям; В-6 - по учету реализации, В-7 - по финансовым результатам; В-8 — по заработной плате.

Данные этих ведомостей переносят в шахматную ведомость.

Затем составляется бухгалтерский баланс.

Наши рекомендации