Методические рекомендации. Рассмотрим на примере определение содержания фактов хозяйственной деятельности

Рассмотрим на примере определение содержания фактов хозяйственной деятельности.

Пример 1. Бухгалтерская проводка. Дт сч. «Основные средства» Кт сч. «Расчеты с учредителями» 100 000 руб.

Рассуждение. Счет «Основные средства» является активным. По дебету отражается поступление объектов основных средств. Счет «Расчеты с учредителями» является активно-пассивным. В данной проводке выступает активным счетом, так как на нем учитывается дебиторская задолженность учредителя по взносу в уставный капитал. По кредиту счета отражается уменьшение дебиторской задолженности.

Математически вид изменений в балансе можно выразить так: Актив + Основные средства – Расчеты с учредителями = Пассив. Это первый (I) тип операций.

Результат (решение). Поступили основные средства от учредителей в качестве взноса в уставный капитал. А+ х – х = П (I).

Пример 2. Бухгалтерская проводка. Дт сч. «Материалы» Кт сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 20 000 руб.

Рассуждение. Счет «Материалы» является активным. По дебету отражается поступление материалов. Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является пассивным. По кредиту отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиком за приобретенные материалы.

Математически вид изменений в балансе можно выразить так: Актив + Материалы = Пассив + Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Это третий (III) тип операций.

Результат (решение). Поступили материалы от поставщика. А+ х = П + х (III).

Пример определения содержания фактов хозяйственной деятельности

№ п/п Содержание фактов хозяйственной деятельности Сумма, руб. Бухгалтерская проводка Вид изменений в балансе
Дебет Кредит
Поступили основные средства от учредителей в качестве взноса в уставный капитал 100 000 Основные средства Расчеты с учредителями (по взносам в уставный капитал) А+ х – х = П (I)  
Поступили материалы от поставщика 20 000 Материалы Расчеты с поставщиками и подрядчиками А+ х = П + х (III)

Исходные данные.

Бухгалтерские проводки по фактам хозяйственной деятельности ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за май 20__ г.

№ п/п Сумма, руб. Бухгалтерская проводка
Дебет Кредит
100 000 Основные средства Расчеты с учредителями (по взносам в уставный капитал)
20 000 Материалы Расчеты с поставщиками и подрядчиками
20 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчетные счета
53 000 Основное производство Материалы
30 000 Основное производство Расчеты с персоналом по оплате труда
5 000 Расчетные счета Расчеты с покупателями и заказчиками
48 000 Готовая продукция Основное производство
10 000 Расчеты по налогам и сборам Расчетные счета
40 000 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчетные счета
6 000 Основное производство Амортизация основных средств

Таблица 3.6 – Определение содержания фактов хозяйственной деятельности

№ п/п Содержание фактов хозяйственной деятельности Сумма, руб. Бухгалтерская проводка Вид изменений в балансе
Дебет Кредит
         
         
           
  Итого        

Задача 3.8. Определения содержания фактов хозяйственной деятельности

Задание.

1. Определить содержание фактов хозяйственной деятельности по приведенным бухгалтерским проводкам.

2. Установить, к какому виду изменений в балансе относится каждый факт хозяйственной деятельности.

Решение оформить в таблице 3.6 (см. задачу 3.7).

Методические рекомендации.

Пример определения содержания фактов хозяйственной деятельности приведен в задаче 3.7.

Исходные данные.

Бухгалтерские проводки по фактам хозяйственной деятельности ООО «Дубрава» за сентябрь 20__ г.

№ п/п Сумма, руб. Бухгалтерская проводка
Дебет Кредит
4 000 Касса Расчетные счета
3 000 Расчеты с подотчетными лицами Касса
2 800 Материалы Расчеты с подотчетными лицами
22 000 Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты по налогам и сборам
63 000 Основное производство Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
110 000 Расчеты с покупателями и заказчиками Продажи
81 000 Расчеты с персоналом по оплате труда Расчетные счета
90 000 Вспомогательные производства Амортизация основных средств
40 000 Расчетные счета Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
Касса Расчеты с подотчетными лицами

Контрольные вопросы к теме 3.

3.1. Определение бухгалтерского счета.

3.2. Каково строение счета?

3.3. Чем обусловлено двухстороннее построение счета?

3.4. Для чего предназначен счет?

3.5. На основании чего выполняется запись по счетам?

3.6. Для чего применяют синтетический и аналитический учет? В чем их взаимосвязь?

3.7. Что такое субсчета и какова их роль?

3.8. Определение двойной записи.

3.9. В чем состоит контрольное значение оборотно-сальдовой ведомости?

3.10. Приведет ли неправильное отражение в учете факта хозяйственной деятельности к неравенству баланса? Почему?

Тема 4. Документация и инвентаризация

Задача 4.1. Документальное оформление кассовых документов

Задание.

1. Составить приходный кассовый ордер по форме 0310001.

2. Составить расходный кассовый ордер по форме 0310002.

Исходные данные.

Организация ООО «Дубрава». Код по ОКПО 44576343. Директор К. А. Дорохов, главный бухгалтер Н. П. Соколова, кассир Р. И. Павлова.

Приходный кассовый ордер № 1 от 12 января 20__ г. Получено в отделении Сбербанка России по чеку 050601 на хозяйственные нужды 5 000 руб.

Расходный кассовый ордер № 1 от 12 января 20__ г. Выдано под отчет секретарю А. Ю. Николаевой на хозяйственные нужды 5 000 руб.

Задача 4.2. Документальное оформление поступления материалов

Задание.

Составить два приходных ордера по форме 0315003.

Исходные данные.

Организация ООО «Дубрава». Код по ОКПО 44576343. Материалы принял кладовщик О. Р. Березов.

Приходный ордер № 10 от 24.01.20__ г. Поступили по товарно-транспортной накладной № 36 от 23.01.20__ г. от ООО «Северный лес»:

пиломатериалы хвойных пород, номенклатурный номер 05121, 200м3 по цене (без НДС) 10 600 руб. за 1м3;

пиломатериалы лиственных пород, номенклатурный номер 05122, 300м3 по цене (без НДС) 7 800 руб. за 1м3.

Рассчитать сумму НДС по ставке 18% от стоимости материалов без НДС.

Пиломатериалы приняты у водителя ООО «Удора-лес» Н. Д. Ивушева.

Приходный ордер № 11 от 25.01.20__ г. Поступили по накладной № 18 от 25.01.20__ г. от ЗАО «Техником»:

блок предохранительный ПР 121, номенклатурный номер 060101, 5 шт. по цене (без НДС) 170 руб. за шт.;

шарнир поворотного кулака, номенклатурный номер 060102, 1 шт. по цене (без НДС) 7 100 руб. за шт.;

амортизатор задней подвески, номенклатурный номер 060103, 3 шт. по цене (без НДС) 920 руб. за шт.

Рассчитать сумму НДС по ставке 18% от стоимости материалов без НДС.

Запчасти приняты у водителя ЗАО «Техником» В. А. Прошина.

Задача 4.3. Документальное оформление выбытия материалов

Задание.

Составить два требования-накладные по форме 0315006.

Исходные данные.

Организация ООО «Дубрава». Код по ОКПО 44576343. Материалы отпустил кладовщик О. Р. Берёзов. Отпуск разрешил заведующий производством С. С. Беляков.

Требование-накладная № 17 от 26.01.20__ г. затребовал и получил мастер В. П. Коркин для нужд основного производства:

пиломатериалы хвойных пород, номенклатурный номер 05121, 130м3 по цене 10 600 руб. за 1м3;

пиломатериалы лиственных пород, номенклатурный номер 05122, 200м3 по цене 7 800 руб. за 1м3.

Требование-накладная № 18 от 27.01.20__ г. Затребовал и получил начальник гаража Ф. А. Ануфриев для ремонта автомобилей:

шарнир поворотного кулака, номенклатурный номер 060102, 1 шт. по цене 7 100 руб. за шт.;

амортизатор задней подвески, номенклатурный номер 060103, 2 шт. по цене 920 руб. за шт.

Задача 4.4. Учет результатов инвентаризации

Задание.

Определить результаты инвентаризации и отразить их в журнале учета фактов хозяйственной деятельности.Форма журнала приведена в таблице 3.1 к задаче 3.1.

Исходные данные.

1. Выписка из инвентаризационной описи.

№ п/п Наименование Цена, руб. Количество
по данным инвентаризации по данным учета
Болты, кг 80,00 47,5
Втулка, шт. 10,30
Заклепки, кг 160,00 3,70 3,70
Пружина, шт. 10,08
Уголки 50х50, кг 260,00
Лист медный, кг 190,00

2. Решение инвентаризационной комиссии, приказ руководителя: а) излишек уголка металлического оприходовать; б) отразить недостачу болтов; в) материальный ущерб от недостачи болтов отнести на виновное лицо кладовщика О. Р. Берёзова по фактической себестоимости.

Контрольные вопросы к теме 4.

4.1. Каково значение первичных учетных документов в бухгалтерском учете?

4.2. Что такое реквизиты первичного учетного документа? Какие реквизиты являются обязательными?

4.3. В чем заключается проверка первичного учетного документа?

4.4. Способы внесения исправлений в первичные учетные документы.

4.5. Каково значение инвентаризации?

4.6. Каков порядок проведения и оформления инвентаризации?

4.7. Кем и как составляются сличительные ведомости при инвентаризации материальных ценностей?

4.8. Как проводится инвентаризация расчетов?

4.9. Как оформляются и отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации? Какие при этом выполняются бухгалтерские записи?

4.10. Каковы источники возмещения недостач?

Наши рекомендации