Синтетический и аналитический учет. Субсчета. Аналитические счета различных порядков
.Синтетические и аналитические счета. Субсчета.
Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для ее получения в БУ используются две группы счетов: синтетические и аналитические. Возникновение и обособление синтетического и аналитического учета связано с именем Ж.П. Савари (1676 г.), «одной из центральных фигур, сыгравших решающую роль в истории учета».
Синтетические счета (в переводе с греческого – основанный на синтезе, сводный, обобщенный, объединенный) содержит информации о хозяйственных средствах и операциях в обобщенных показателях. Эти показатели формируются только в денежном выражении. К таким счета относятся: сч. 04 «Нематериальные активы», сч. 50 «Касса», сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
Аналитические счета (в переводе с греческого – разложение, расчленение, разбор) используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов. Например, к синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета по каждому подотчетному лицу, и учет ведется в их разрезе.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь – аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета.
Степень детализации аналитических счетов достигается путем использования трех видов измерителей: натурального, трудового и денежного.
Взаимосвязь между синтетическим и аналитическими счетами выражается в следующем:
1. аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;
2. операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открываемых к данному синтетическому;
3. на синтетическом счете операция записывается общей сумме, а на аналитических частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;
4. аналитические счета дебетуются, если дебетуются соответствующие синтетические счета (кредитуются, если наблюдается кредитование синтетического счета, в разрезе которого они ведутся), т.е. их строение одинаково.
Рассмотрим порядок отражения операций на синтетических и аналитических счетах на следующем примере.
На начало месяца на синтетическом счете 10 «Материалы» учитывались:
Сталь прокатная 100 т по 8000 руб. за 1 т на сумму 800000 руб.
Проволока стальная 50 т по 2000 руб. за 1 т на сумму 100000
Итого остаток материалов на начало периода 900000 руб.
Первая операция. Получено материалов от поставщиков:
Стали прокатной 20 т по 8000 руб. за 1 т на сумму 160000 руб.
Проволоки стальной 300 т по 2000 руб. за 1 т на сумму 60000 руб.
Итого поступили материалы на сумму 220000 руб.
Вторая операция. Отпущено в производство материалов:
Стали прокатной 40т по 8000 руб. за 1 т. на сумму 320000 руб.
Проволоки стальной 60 т по 2000 руб. за 1 т. на сумму 120000 руб.
Итого расход материалов на сумму 440000 руб.
Отражение операция на синтетическом счете 10 «Материалы»
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное – 900000 | |
1. 160000 2. 60000 | 3. 320000 4. 120000 |
Оборот по дебету - 220000 | Оборот по кредиту – 440000 |
Сальдо конечное – 680000 |
На счета аналитического учета данная операция будет отражена следующим образом:
Сталь прокатная
Дебет Кредит
Номер операции | Количество, т | Сумма, руб. | Номер операции | Количество, т | Сумма, руб. |
Сн | |||||
1. | 2. | ||||
Од | Ок | ||||
Ск |
Проволока стальная
Дебет Кредит
Номер операции | Количество, т | Сумма, руб. | Номер операции | Количество, т | Сумма, руб. |
Сн | |||||
1. | 2. | ||||
Од | Ок | ||||
Ск |
Объединим в таблице данные об остатках и оборотах по синтетическому счету 10 «Материалы» и открытым к нему аналитическим счетам.
Элементы счетов | Синтетический счет 10 «Материалы» | Аналитический счет «Сталь прокатная» | Аналитический счет «Проволока стальная» | Всего по аналитическим счетам |
Сн | ||||
Од | ||||
Ок | ||||
Ск |
Наряду с синтетическими и аналитическим счетами в БУ применяются субсчета – промежуточные счета между синтетическими и аналитическими счетами.
Их назначение заключается в дополнительной группировке некоторых аналитических счетов. Они используются при составлении отчетности и анализе хозяйственной деятельности в целях получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся на синтетических счетах.
Субсчета открываются не ко всем счетам, а только в отношении тех, которые представлены значительной номенклатурой учитываемых объектов.
Взаимосвязь синтетического счета 10 «Материалы» с его субсчетами и аналитическими счетами.
Синтетический счет | Субсчета | Аналитические счета |
10 «Материалы» | 10-1 «Сырье и материалы» | Разные виды |
10-2 «Покупные полуфабрикаты» | Разные виды | |
10-3 «Топливо» | Нефть, дизельное топливо, керосин, бензине, уголь, газ и др. | |
10-4 «Тара и тарные материалы» (и т.д. 10-5, 10-6, 10-7) | Деревянная, картонная , металлическая |
План счетов БУ, его стр-ра и назначение
План счетов бухгалтерского учета
Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий. Тем не менее для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, их источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходим четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета.
Таким документом является План счетов и Инструкция по его применению.
План счетов – это систематизированный перечень счетов первого и второго порядка, сгруппированных в соответствующих разделах исходя из однородности экономического содержания учитываемых фактов хозяйственной деятельности организации с целью получения информации, необходимой для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников и других заинтересованных лиц и органов, для составления достоверной, достаточной и прозрачной бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерские счета, группируя информацию, позволяют формировать в учете такие важнейшие стоимостные показатели, характеризующие деятельность организации, как производственные расходы, доходы от продажи товаров, работ, услуг, управленческие расходы, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы, прибыль и т.д.
По Плану счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно – правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Инструкция по применению Плана счетов определяет структуру и назначение счетов, экономическое содержание отражаемых на них хозяйственных операций вне зависимости от специфики производственно – хозяйственной деятельности.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета План счетов относится к документам третьего уровня.
В связи с этим Инструкция по применению Плана счетов не может устанавливать требования к ведению бухгалтерского учета, которые должны быть определены документами более высокого уровня. В преамбуле к Инструкции по применению Плана счетов подчеркивается, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
План счетов определяет лишь общий порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
В Инструкции по применению Плана счетов приведена только краткая характеристика синтетических счетов: структура и назначение счета, экономическое содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении наиболее распространенных хозяйственных операций, корреспонденция счета с другими синтетическими счетами.
Типовую схему корреспонденции счетов нельзя рассматривать как исчерпывающую все возможные варианты корреспонденции счетов.
В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая при этом правила и основные методологические принципы ведения учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности, установленные Положениями по бухгалтерскому учету и Инструкцией по применению Плана счетов.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в существующий План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основе действующей методологии бухгалтерского учета.
Основополагающий принцип построения Плана счетов – приоритет права собственности на актив над возможностью контроля над ним.
По этому принципу счета разбиты на балансовые и забалансовые.
Структура Плана счетов ориентирована на кругооборот хозяйственных средств, находящихся в собственности хозяйствующего субъекта, то есть на характер участия объектов имущества и роль участников их формирования в процессе кругооборота капитала.
Группировка счетов по разделам и последовательность их расположения в Плане счетов основаны на экономическом содержании фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых синтетическими позициями, и принципиально исходит из схемы кругооборота средств хозяйствующего субъекта.
Поэтому в каждом разделе объединены все счета, связанные с определенной стадией кругооборота, независимо от назначения и структуры этих счетов. Так, разд.I "Внеоборотные активы" включает счета активов (01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке"); счета процессов (08 "Вложения во внеоборотные активы"), а также регулирующие счета (02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов").
План счетов состоит из восьми разделов, включающих 99 синтетических счетов, часть из которых зарезервирована, и 11 забалансовых счетов:
§ разд.I "Внеоборотные активы" (счета 01 – 09);
§ разд.II "Производственные запасы" (счета 10 – 19);
§ разд.III "Затраты на производство" (счета 20 – 29 и счета 30 – 39);
§ разд.IV "Готовая продукция и товары" (счета 40 – 49);
§ разд.V "Денежные средства" (счета 50 – 59);
§ разд.VI "Расчеты" (счета 60 – 79);
§ разд.VII "Капитал" (счета 80 – 89);
§ разд.VIII "Финансовые результаты" (счета 90 – 99);
§ забалансовые счета (счета 001 – 011).
В Плане счетов приведены наименования и коды (шифры) синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Применение кодов (шифров) синтетических счетов и субсчетов ускоряет обработку первичных документов. При заполнении реквизитов соответствующих документов на них вместо наименований дебетуемого и кредитуемого счетов указываются коды (шифры) корреспондирующих счетов.
В каждый из разделов Плана счетов включены счета синтетического учета однородного экономического содержания.
В Плане счетов сначала помещены разделы бухгалтерских счетов учета активов (основного и оборотного капитала), в том числе счетов учета хозяйственных процессов, а затем – разделы бухгалтерских счетов обязательств и капитала. Завершает План счетов раздел, формирующий информацию о финансовых результатах. Затем приводятся забалансовые счета.
Из Плана счетов видно, что в основу группировки счетов бухгалтерского учета положены экономические особенности учитываемых объектов имущества организации.
Как уже отмечалось ранее, хозяйственные средства по составу и размещению подразделяются на внеоборотные активы и оборотные активы. В последующих разделах мы рассмотрим порядок учета операций, связанных с наличием и движением внеоборотных и оборотных активов организации.
Содержание и структура бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки имущества организации, а так же источников его образования, составленных на конкретную дату в денежном выражении. Баланс представляет собой таблицу двусторонней формы. Левая часть – это актив, максимально отображающий все имущество организации. Правая часть – это пассив, отображающий источники образования имущества. Обязательным условием баланса является равенство итогов актива и пассива, которые можно выразить в виде следующего капитального балансового уравнения: активы = сумма собственного капитала и финансовых обязательств. Все имущество в активе и все источники в пассиве представлены в балансе в сгруппированном виде. Баланс состоит из 5 разделов: в активе – внеоборотные активы и оборотные активы; в пассиве – капиталорезервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. Каждый из раздела актива и пассива включает в себя экономически однородные виды имущества и источников его образования, которые называются статьями баланса. Каждая статья баланса имеет код.