Аудит операций по кассе

23.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки.

К основным законодательным и нормативным документам, регу­лирующим объект проверки, относятся:

1. Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Централь­ного банка России № 40 от 22 сентября 1993 г.).

2. Закон РФ № 5215-1 от 18 июня 1993 г. «О применении контроль­но-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. от 30 декабря 2001 г.).

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

5. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налого­вых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 ию­ня 1995 г.).

6. Методические рекомендации по вопросам применения кснтрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.).

7. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление МФ РФ № 104 от 30 августа 1993 г.).

8. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Ука­зание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).

9. Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен­тации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госком­стата РФ № 88 от 18 августа 1998 г.) (ред. от 3 мая 2000 г.).

10.Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен­тации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.).

Источники информации для проверки.

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.

Основными документами, которые необходимо изучить при про­верке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистра­ции выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонен­тов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денеж­ных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

• Главная книга;

• журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);

• регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства);

• бухгалтерский баланс (ф. № 1, строка 261);

• отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

План и программа аудиторской проверки раздела учета

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых опера­ций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неодно­кратно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определен­ную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявля­ет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, пла­нирует состав основных контрольных процедур, определяет специ­фические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стан­дартных процедур.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего кон­троля за движением денежных средств в кассе предприятия для ау­дитора служат:

• отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной налично­сти и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

• отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавли­вающего периодичность проверок;

• наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизи­онной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банк­нот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;

• предоставление права подписи приходных и расходных кас­совых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руково­дителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;

• формальное проведение ревизии кассы при смене (увольне­нии) кассиров;

• отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

• отсутствие договоров с кассиром о полной материальной от­ветственности;

• отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых опе­раций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.

Наши рекомендации