И оформления результатов инвентаризации

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 5.1 настоящего приложения внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.1. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения.

5.2. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 5.3 настоящего приложения внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.3. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

ГАРАНТ:

См. письмо Минфина РФ от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в государственных (муниципальных) учреждениях - на уменьшение финансирования (фондов).

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

5.4. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

5.5. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

5.6. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение N 5 к настоящим указаниям).

Руководитель

Департамента методологии

бухгалтерского учета и отчетности А.С.Бакаев

_____________________________

* Формы, приведенные в приложениях 1 - 18, являются примерными

** В дальнейшем "инвентаризационные описи", "акты инвентаризации" именуются "описи"

Приложение 1
к Методическим указаниям
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств

ГАРАНТ:

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации"

Приказ N

(постановление, распоряжение)


по_______

(наименование организации)

от "___"_______________19__г.


Для проведения инвентаризации в__________

назначается инвентаризационная комиссия (постоянно действующая, рабочая)

в составе:

1. Председатель (должность, фамилия, имя, отчество)______________________

_________

2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество)____________________

_________

Инвентаризации подлежат__________________

(имущество и финансовые обязательства)

_________

_________

к инвентаризации приступить__

(дата)

и окончить__

(дата)

Причина инвентаризации___________________

(контрольная проверка, смена

_________

материально-ответственных лиц, переоценка и т.д.)

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию__________________________

___________________________не позднее_____________________________19___г.


Руководитель

Приложение 2
к Методическим указаниям
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств

ГАРАНТ:

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации"

/----------------------------------------------------------------------\

|Номер| Наименование | Фамилии | Приказ | Состав |

| п/п |инвентаризуемой|материально- |--------------|инвентаризационной |

| | организации, |ответственных| Дата | Номер | комиссии |

| | склада, | лиц | | | (фамилии |

| | кладовой, | | | | председателя и |

| | цеха, | | | | членов комиссии) |

| | участка | | | | |

| | и т.д. | | | | |

|-----+---------------+-------------+------+-------+-------------------|

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

|-----+---------------+-------------+------+-------+-------------------|

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

\----------------------------------------------------------------------/


-----------------------------------------------------------------------\

|Расписка | Наименование | Начало | Окончание |

| в |инвентаризуемого| инвентаризации | инвентаризации |

|получении| имущества | (дата) | (дата) |

| приказа | |---------------------+--------------------|

| | | согласно |фактически|согласно |фактически|

| | | приказу | |приказу | |

| | | | | | |

| | | | | | |

-+---------+----------------+----------+----------+---------+----------|

| 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

-+---------+----------------+----------+----------+---------+----------|

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

-----------------------------------------------------------------------/


------------------------------------------------------------------------\

| Отметка о результатах инвентаризации |

-+----------------------------------------------------------------------|

| предварительный результат | окончательный результат |

-+---------------------------------+------------------------------------|

| дата | сумма | дата | сумма |

| |-----------------------| |-------------------------|

| | недостача | излишки | | недостача | излишки |

| | | | | | |

-+---------+-----------+-----------+----------+------------+------------|

| 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

-+---------+-----------+-----------+----------+------------+------------|

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

------------------------------------------------------------------------/


------------------------------------------------------------------------\

| Дата | Дата принятия мер | Отметка |

| утверждения | по недостаче | |

| результатов |-----------------------------| |

| руководством | погашение | передача | |

| | недостачи | дела в | |

| | | следственные | |

| | | органы | |

| | | | |

-+--------------------+-------------+---------------+-------------------|

| 19 | 20 | 21 | 22 |

-+--------------------+-------------+---------------+-------------------|

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

------------------------------------------------------------------------/

/-----------------------------\

|Книга контроля за выполнением|

|приказов о проведении |

|инвентаризации |

| |

|_____________________________|

| (наименование организации) |

| |

|Начата ____ _________19__г.|

| |

|Окончена ____ _________19__г.|

\-----------------------------/

Приложение 3
к Методическим указаниям
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств

ГАРАНТ:

Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей"

Наименование_______________________________

(организации)


Акт

Наши рекомендации