Расчеты по полученным кредитам
Общество по договору от 23.09.05. получило кредит от АК СБ РФ Отделение 7892 под 15% годовых, согласно которому уплатило разовый платеж 18 130.08 руб. за неполное исполнение договора, внесение которого является обязательным условием предоставления кредита, а также 82.19 руб. за проведение операций и 1 232.88 руб – проценты по договору. Все суммы Общество разделило на нормативные (16 356.80руб) и сверхнормативные (3 088.35 руб) расходы. Проценты начислены только в сумме фактически уплаченных за период.
Нормированию подлежат только проценты за кредит. Процент за ведение ссудного счета относится к расходам на услуги банка, а разовый платеж – к санкциям за нарушение договорных обязательств и принимаются в полной сумме.
Проценты должны начисляться в соответствии с условиями договора независимо от факта уплаты.
Согласно договору от 11.07.05. с ОАО Ханты-Мансийским банком, Общество получило кредит под 17% годовых. Вся начисленная сумма процентов (23 753.43 руб) отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Так как в одном квартале выданы обязательства, удовлетворяющие критериям сопоставимости, а именно: выданы в одном квартале на срок 1 год в одинаковой валюте и сумме, то можно применить метод отнесения на расходы процентов, существенно не отклоняющихся от среднего уровня процентов.
Произведем расчет. Выданы следующие обязательства:
Долговое обязательство | Сумма основного долга | Процентная ставка |
Отделение СБ 7892 | 1 000 000 | |
ОАО Ханты-Мансийский банк | 1 000 000 |
Средний процент будет равен:
Iср = (1 000 000*0.15+1 000 000*0.17)/( 1 000 000+1 000 000) = 0.16 (16%)
Допустимое отклонение от среднего процента (в пределах 20%) составит 16*0.2=3.2.
Следовательно, на расходы можно принять проценты банка, не превышающие 19.2% (16+3.2). Так как проценты по полученным кредитам не превышают расчетный уровень, то можно все начисленные суммы отнести на расходы.
При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору Общества, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной 14.3% (ставка рефинансирования ЦБ 13%*1.1).
Требования нормативных актов
Согласно ст 264 п.1. пп. 25; НК РФ, К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);
Согласно ст.265 п.1.пп.13 НК РФ, В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В соответствии со Статьей 269 Налогового кодекса, под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Согласно п.5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям:
- выданы в одинаковой валюте;
- выданы на те же сроки;
- выданы под аналогичные обеспечения;
- выданы в сопоставимых объемах.
Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или юридических лиц, считаются несопоставимыми.
Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота и не меняется в течение налогового периода.
С 15 июня 2004 г. процентная ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У).
Согласно п.8 ст.270 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются сумма процентов, уплаченных за кредит сверх предельной величины.
В соответствии с ПБУ 15/01, п.14[43], Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации
П.16. Начисление процентов по полученным займам и кредитам организация производит в соответствии с порядком, установленным в договоре займа и (или) кредитном договоре.
П.17. Задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
Последствия и выводы
Следовательно, плату за неполное выполнение договорных обязательств и за ведение ссудного счета можно сразу принимать на расходы в целях налога на прибыль.
Начисление процентов производится в сумме их фактической уплаты.
Учетной политикой в целях налогового учета Общество не определило порядок отнесения на расходы процентов по кредитам, следовательно, в соответствии с Налоговым кодексом можно применить описанный выше порядок.
Поэтому, не принятые Обществом проценты по договору с Отделением СБ 7892 в сумме 3 088.35 руб. можно принять на расходы.
Либо, при избрании предельного уровня процентов в сумме Ставки ЦБ, увеличенной в 1.1 раза, наоборот, разделить проценты, уплаченные ОАО Ханты-Мансийскому банку на нормативные и сверхнормативные, а также скорректировать деление процентов по договору с Отделением СБ 7892.
Рекомендации
Внести в учетную политику в целях налогового учета порядок признания процентов по кредитам.
В соответствии с выбранным методом, перераспределить проценты по договорам.
Производить начисление процентов ежемесячно с первого числа (со следующего дня после выдачи кредита) по последний день месяца независимо от факта их уплаты.
Оформление первичных документов.
Описание ситуации
1) Общество применяет не унифицированную форму акта о приемки выполненных работ КС-2. Так, например, в форме документа отсутствуют следующие обязательные реквизиты:
· Инвестор;
· Заказчик (генподрядчик);
· Объект;
· Отсутствует печать подрядчика и заказчика;
· Нет расшифровки подписи.
Замечания по оформлению документов является сплошными.
2) Отсутствует очень много актов по выполнению работ, нет даже справок.
Акты формы КС-2 отсутствуют по всем заказчикам кроме Службы заказчика и Управления энергетики.
Кроме этого отсутствуют частично подписанные справки Формы КС-3. Т.е. нет абсолютно никаких документов подтверждающих выполненные работы.
Требования нормативных актов
В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ от 21.11.96 №129-ФЗ[44] первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 №100[45] утверждены формы первичных документов по учету работ в капитальном строительстве.
Для целей налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные налогоплательщиком (ст.252 НК РФ[46]).
Последствия и выводы
Общество принимает к учету документы не унифицированной формы. Обращаем ваше внимание на необходимость ведения первичной документации в соответствии с требования законодательства.
Отсутствуют первичные документы, подтверждающие выполнение работ. По данным бухгалтерского учета общая сумма выполненных работ составила 20 556 тыс.руб., из них документально подтверждены работы в сумме 8 400 тыс.руб.
Рекомендации
Необходимо внести изменения в порядок оформления первичных документов.