Оценка результатов прохождения процесса адаптации

Официальное завершение испытательного срока происходит после сдачи экзамена. Перед экзаменом стажер заполняет “Опросный лист”. В нем ему предлагают коротко описать процесс адаптации, оценить успешность прохождения испытательного срока. С помощью стандартных вопросов исследуется мнение стажера относительно размера заработной платы, условий работы, отношений в коллективе. Также ему предоставляется право задать в письменном виде любые вопросы руководству компании. В компании стараются, чтобы заполнение “Опросного листа” происходило без какого-либо влияния со стороны руководства магазина, так как только в этом случае складывается достоверная картина оценки эффективности Программы адаптации с точки зрения стажера. С этой целью стажеру предлагается принести “Опросный лист” непосредственно на экзамен. Экзамен проходит в стенах магазина, в котором работает сотрудник, принимает экзамен комиссия, состоящая из представителей службы персонала. К экзамену заполняется “Лист адаптации сотрудников розничных магазинов компании”.

Работа с этим документом начинается в первый день работы стажера. Директор магазина или администратор заполняет его первую часть, тем самым письменно закрепляя куратора за каждым стажером.

Вторая часть заполняется куратором в первую неделю работы сотрудника. В ней перечисляются все виды материалов, предоставленных сотруднику для ознакомления, а также дата их выдачи с подписью сотрудника. Информация по инструктажу, тренингам и семинарам, проходящим в период испытательного срока, заносится в третью часть “Листа адаптации”.

Третья часть заполняется директором магазина по итогам испытательного срока. В ней происходит комплексная оценка уровня профессиональных знаний, умений и навыков стажера, высказывается мнение о личностных качествах сотрудника, характере его отношений с коллегами.

В итоге дается письменное заключение директора магазина с учетом всей информации, полученной от администратора магазина, старших продавцов, куратора. В него вписаны рекомендации по завершению/продолжению испытательного срока, необходимости дальнейшего обучения.

Хочется особо отметить, что весь процесс адаптации нового сотрудника должен происходить при самом заинтересованном участии директора магазина, под его пристальным наблюдением. Как часто беседы со стажером в дружественной, спокойной обстановке позволяют директору магазина под совершенно новым углом взглянуть на процессы, протекающие внутри коллектива магазина, понять суть многих скрытых конфликтов, а подчас выявить неформальных лидеров. Кроме того, внимание директора магазина всегда подстегивает стажеров быть более инициативными и старательными, проявить себя с лучшей стороны.

Экзамен у стажера проходит в максимально комфортной для психологического общения обстановке. Начинается экзамен с разговора о том, как проходил процесс обучения. На этом этапе происходит ознакомление с “Опросным листом” сотрудника. Затем стажеру предлагается пройти в торговый зал. Принимая экзамен непосредственно в торговом зале, мы ставим задачу не только определить реальный уровень навыков и знаний стажера, приобретенных за период обучения, но и вовремя скорректировать их, направив дальнейший процесс обучения в нужное русло. Сдача экзамена является завершением испытательного срока сотрудника, сама же Программа адаптации продолжает работать ровно столько, сколько необходимо каждому сотруднику для полного овладения полученными знаниями и навыками. Успешная сдача стажером экзамена является победой всего коллектива магазина. Руководство компании поздравляет стажеров и их кураторов, размещая на стенде магазина красочное поздравление.

Программа адаптации, разработанная и внедренная в компании “Люди в новом”, показала, что успешность ее решения требует серьезной методической и организационной работы большого коллектива сотрудников. Одного понимания ее важности недостаточно. Успех возможен лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.

Программа еще находится в процессе отладки, но уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Программа:

  • способствует процессу скорейшей мобилизации сил, направленных на активное обучение новых сотрудников, что приводит к значительному сокращению времени испытательного срока стажеров, а следовательно, быстрейшему достижению точки рентабельности новых сотрудников;
  • позволяет снизить издержки по поиску и найму новых людей, уменьшить процент текучести в период испытательного срока;
  • дает возможность сформировать кадровый резерв из числа опытных наставников;
  • помогает развитию творческой инициативы у всего коллектива, воспитывает командный дух, открывает новые возможности роста;
  • расширяет границы поиска персонала. Отдел персонала ощутил отдачу от обучения новичков, и сейчас у его сотрудников есть возможность брать на работу людей без опыта работы и обучать их собственными силами.

Ни у кого в компании “Люди в новом” не вызывает сомнения необходимость существования Программы адаптации. Это является лучшим подтверждением ее жизнеспособности».

Опишите кратко свой пример проведения программы адаптации нового сотрудника в организации, выбирайте должность из перечня:

Перечень должностей:Администратор салона красоты, бармен, бортпроводник самолета, бухгалтер, ведущий экономист, личный водитель, врач ветеринарный, дизайнер, директор ботанического сада, заведующий общежитием, заместитель декана, маркетолог, медицинская сестра, менеджер по качеству, менеджер по кадрам, менеджер по продажам, офис-менеджер, повар, помощник руководителя, торговый представитель, старший преподаватель, программист, риэлтор, секретарь, фармацевт, флорист, юрист.

____________

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Александрова Н. А, Васильцова Л. И., Воронин Б. А., Набоков В,И. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров. Екатеринбург: Урал. аграр. издательство, 2013. - 372 с.

2.Фомина В.П., Анзорова С.П. Управление персоналом: учебное пособие, Издательство: Издательство МГОУ, 2011 г.

3.Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В. М. Маслова ; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М.: Юрайт, 2012.

Дополнительная литература

4.Джеффри А. Легкий способ пройти собеседование при приеме на работу / под ред. Н. Д. Васильевой. СПб.: Питер, 2011. 176 с.

5.Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами: учеб. М.: ИНФРА-М, 2009. 236 с.

Интернет-ресурсы

Журнал «Управление персоналом». Режим доступа: http://www.top-personal.ru/

Наши рекомендации