Учет уставного и резервного капитала.

https://lektsii.org/8-61627.html

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.

Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал. При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.

Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.

Учет резервного капитала

Создание резервного капитала в обязательном порядке касается акционерных обществ. Остальные организации могут создавать резерв в добровольном порядке.

В составе резервного капитала на счете 82 "Резервный капитал" в обществах с ограниченной ответственностью могут учитываться: резервный фонд; иные фонды, создаваемые в порядке и размерах, установленных уставом общества.

В составе резервного капитала в акционерных обществах могут учитываться: резервный фонд; специальный фонд акционирования работников; специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям; иные фонды, создаваемые в соответствии с уставом общества, например, фонд на выкуп собственных акций по требованию акционеров.

В составе резервного капитала в унитарных предприятиях могут учитываться: резервный фонд; иные фонды, предусмотренные уставом унитарного предприятия.

Внимание! Организация вправе организовать учет своих специальных фондов (на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на акционирование работников и т.п.) на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" обособленно (Инструкция по применению Плана счетов). Но вне зависимости от счета, на котором эти фонды учитываются в бухгалтерском учете, в Бухгалтерском балансе они показываются по строке "Резервный капитал".

Внимание! Распределение прибыли (в том числе на формирование резервного капитала) по результатам года относится к категории событий после отчетной даты, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. При этом в отчетном периоде, за который организацией распределяется прибыль, никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся. А при наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке выполняется запись, отражающая это событие (п. п. 3, 5, 10 ПБУ "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98).

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством путем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом общества и должен составлять не менее 5% уставного капитала для акционерного общества (размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом).

Резервный капитал используется на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также на выкуп собственных акций и погашение облигаций. Остатки неиспользованных средств переходят на следующий год. Резервный капитал не может быть использован для других целей.

Бухгалтерский учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82 "Резервный капитал". По кредиту счета отражается образование резервного капитала, а по дебету - его использование. Кредитовое сальдо счета показывает сумму неиспользованного резервного капитала на начало и конец отчетного периода. Проводки: Д84 К82 - Сформирован резервный капитал (учтены ежегодные отчисления) Д82 К84 - Покрыт убыток за счет резервного капитала Аналитический учет по счету 82 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по направлениям использования средств.

Учет добавочного капитала

Добавочный капитал включает в себя: прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки эмиссионный доход (разница между продажной и номинальной стоимостью акций, которая образуется в процессе формирования уставного капитала акционерного общества).

Учет добавочного капитала осуществляется на пассивном счете 83 "Добавочный капитал".

По кредиту счета 83 показывают образование и пополнение добавочного капитала. Дебетовые записи по счету могут иметь место в случаях: погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки; направления средств на увеличение уставного капитала; распределения сумм между учредителями организации.

Корреспонденция счетов по счету 83:

Д 01 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет дооценки имущества

Д 50, 51, 52 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет эмиссионного дохода

Д83 К80 - Увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала

Д83 К01 - Уменьшение добавочного капитала за счет уценки имущества

Д83 К75 - Распределение добавочного капитала между учредителями.

Д83 К84 - Списание резерва до оценки ОС при выбытии основных средств

Аналитический учет по счету 83 ведется по направлению образования и использования средств.

http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%97/zarickij-aleksandr-evgenjevich/buhgalterskij-upravlencheskij-uchet-shpargalki/113

https://otherreferats.allbest.ru/audit/00101715_0.html

https://studopedia.su/10_164853_vopros--uchet-ustavnogo-i-rezervnogo-kapitala.html

http://buhuchetpro.ru/rezervnyj-i-dobavochnyj-kapital/

https://www.syl.ru/article/180087/new_rezervnyiy-kapital---eto-uchet-ustavnogo-dobavochnogo-i-rezervnogo-kapitala-predpriyatiya

https://studfiles.net/preview/4619416/

http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/buhgalterskiy-uchet-kapitala.html

44. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность, состав и содержание.

http://studbooks.net/1330742/buhgalterskiy_uchet_i_audit/ponyatie_sostav_soderzhanie_finansovoy_otchyotnosti

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности организации, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период. Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей. Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций, на второй - учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и в главной книге). На третьей стадии формируются отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету, на четвертой - проводится анализ деятельности организации. Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование современной организации бухгалтерского учета [9. C.430].

Состав и качественные характеристики бухгалтерской отчетности.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую финансовую отчетность.

Промежуточная финансовая отчетность включает:

1. форму № 1 "Бухгалтерский баланс";

2. форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

1. бухгалтерский баланс - форма № 1;

2. отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

3. отчет об изменениях капитала - форма № 3;

4. отчет о движении денежных средств - форма № 4;

5. приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

6. пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета;

7. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность

бухгалтерской (финансовой) отчётности, если она в соответствии с Федеральным Законом подлежит обязательному аудиту.

Целью финансовой отчетности - является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта. При этом особое значение приобретает такое понятие, как прозрачность отчетности, которое означает доступность и понятность информации об организации. Немаловажными качественными признаками отчетной информации являются также уместность и достоверность (надежность). Уместность и достоверность - это параметры, благодаря которым отчетная информация становится полезной при принятии решений, поскольку представляет объективную и правдивую картину. Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение, принимаемое в настоящее время. Уместность информации, в свою очередь характеризуется своевременностью, значимостью и ценностью для прогнозирования и сверки результатов. Значимость данных отчетности оказывает существенное влияние на оценку или управленческое решение. Составитель бухгалтерских отчетов должен решать, какие из многочисленных имеющихся у него данных могут удовлетворять требованиям различных пользователей. Значимость того или иного элемента информации определяется не только его величиной в количественном выражении, но и ролью, которую тот элемент может играть. Элемент информации является значимым, если его исключение оказывает влияние на решения, принимаемые пользователем на основании бухгалтерских отчетов. Достоверность является другим важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям не только объективное описание, приемлемое отражение тех событий, которые она должна представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений. На достоверность (надежность) информации, представляемых в бухгалтерских отчетах, оказывают влияние следующие факторы:

правдивость представления данных;

преобладание содержания над формой. Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских (финансовых) отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения юридической формы или с экономической стороны. Организациям в своих отчетах (пояснительной записке) следует особо выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку события;

нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям;

осмотрительность. При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности. Хотя отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из них раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего (например, размеры сомнительных долгов). В момент подготовки отчетов точно определить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бухгалтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность;

возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые аудиторы согласятся, что они с разумной степенью точности соответствуют основным операциям или событиям;

сопоставимость. Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов в сопоставимом виде дает возможность исследовать коммерческую деятельность различных организаций или одной и той же организации за определенный период [7. C.256].

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Организации составляют месячную, квартальному и годовую бухгалтерскую отчетность. При этом первая и вторая бухгалтерские отчетности являются промежуточными. Отчетный год для всех организаций охватывает период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Законодательство также устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной - в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года [10. C.476].

Содержание бухгалтерской отчетности:

1. Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. По стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая - из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассива. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух разделов (Внеоборотные активы и Оборотные активы), пассив - из трех разделов (Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства и Краткосрочные обязательства) [17. C.480].

2. Отчет о прибылях и убытках. Основное назначение отчета заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. При заполнении этой формы следует руководствоваться ПБУ 9/99 (Доходы организации) и ПБУ 10/99 (Расходы организации). В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на обычные и прочие (операционные, внереализационные). В нем отражается расчет следующих показателей финансовых результатов: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного года.

3. Отчет об изменениях капитала. Отражает информацию о наличии и движении собственного капитала организации в отчетном году. Показатели отчета сгруппированы по двум разделам:

1) изменения капитала. Здесь отражаются данные об изменениях капитала организации за предыдущий и отчетный период. В составе капитала организации входят уставный капитал, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. В данном разделе в отдельных графах записываются данные об изменениях каждого вида капитала.

2) резервы. В этом разделе приводят данные о резервах, которые создало предприятие. Все резервы подразделяются на:

резервы, образованные в соответствии с законодательством;

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

оценочные резервы;

резервы предстоящих расходов.

Данные по каждому виду резервов показываются за предыдущий и отчетный год. В Справке к Отчету об изменениях капитала организации отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного периода. Порядок определения стоимости чистых активов утвержден приказом МФ России и ФКЦБ России от 29 января 2003г. №10н/03-6пз.

4. Отчет о движении денежных средств. Отражает информацию о том, за счет каких средств организация вела свою деятельность и как их расходовала. Состоит из следующих показателей:

остаток денежных средств на начало отчетного периода;

движение денежных средств по текущей деятельности (средства полученные и направленные). Под текущей деятельность понимается деятельность организации указанная в Уставе;

движение денежных средств по инвестиционной деятельности. К инвестиционной деятельности относят вклады в недвижимость, оборудование, нематериальные активы. Кроме того, сюда включают долгосрочные финансовые вложения (приобретение акций на длительный срок, выпуск долгосрочных обязательств и т.п.)

движение денежных средств по финансовой деятельности. Финансовой является деятельность, которая связана с выпуском и реализацией ценных бумаг, акций и облигаций. Сведения даются за отчетный и предыдущий период.

5. Приложение к бухгалтерскому балансу. Содержит информацию о наличии и движении в отчетном периоде наиболее значимых статей (активов и обязательств) Бухгалтерского баланса организации. Приложение состоит из десяти разделов:

нематериальные активы;

основные средства;

доходные вложения в материальные ценности;

расходы на НИОКР;

расходы на освоение природных ресурсов;

финансовые вложения;

дебиторская и кредиторская задолженность;

расходы по обычным видам деятельности;

обеспечения;

государственная помощь;

6. Пояснительная записка. В состав годовой отчетности включают пояснительную записку. Это установлено Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ. Пояснительная записка дополняет содержание отчетных форм, представляет более полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период. В пояснительной записке приводятся:

информация о данных, которые не нашли отражения в годовой бухгалтерской отчетности (сведения об объемах продажи продукции, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта и др.);

расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов и дебиторов, иных обязательств, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов (более 5% по отношению к общему итогу);

основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты организации.

данные о применяемых элементах учетной политики и об изменениях учетной политики на следующий отчетный год (те из них, которые существенно влияют на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году);

данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет;

данные об аффинированных лицах (физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта) [16. C.512].

http://uuia.ucoz.ru/CTYDEHTAM/lekcija_1_po_bfo.pdf

https://revolution.allbest.ru/audit/00508048_0.html

https://studme.org/41457/buhgalterskiy_uchet_i_audit/buhgalterskaya_otchetnost_ponyatie_vidy_sostav_soderzhanie

https://xreferat.com/14/309-1-buhgalterskaya-otchetnost.html

https://studfiles.net/preview/399520/

Наши рекомендации