Государственное регулирование бухгалтерского учета.

http://www.catback.ru/articles/theory/account/regulation.htm

Происходящее в последние годы интенсивное изменение российского законодательства в области бухгалтерского учета обусловлено реформированием отечественного учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и осуществляется в рамках Плана мероприятий, утвержденного Программой реформирования бухгалтерского учета в РФ № 283 от 06.03.98.

Как известно, регулирование бухгалтерского учета в России на сегодняшний день осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативов:

- первый уровень – Законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского чета;

- второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях;

- третий уровень – методические указания, учитывающие отраслевую специфику, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, рекомендации и иные аналогичные им документы;

- четвертый уровень – внутренние рабочие документы конкретной организации.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ определяет единые правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Закон состоит из 19 статей, сгруппированных в четыре раздела:

1. Общие положения.

2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация.

3. Бухгалтерская отчетность.

4. Заключительное положение (определяется ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете).

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т. п.). В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Одним из основных условий, обеспечивающих прозрачность бухгалтерской отчетности, является применение всеми предприятиями и организациями России единых правил организации учета аналогичных хозяйственных объектов и процессов, унифицированных требований к раскрытию информации в отчетности – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

ПБУ – это национальные стандарты бухгалтерского учета России. Структура каждого стандарта включает шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных, и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны: состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации). В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разделе V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм. В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

В настоящее время в России разработаны и утверждены множество положений по бухгалтерскому учету и отчетности, каждое ПБУ посвящено одной теме бухгалтерского учета. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

Положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

• название и номер ПБУ;

• общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

• определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

• оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

• порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);

• раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе о бухгалтерском учете и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе. Основными рабочими документами конкретной организации являются:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Кроме указанных нормативов в российской национальной системе бухгалтерского учета нельзя не отметить роль "Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России". Данный документ был одобрен Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ 29. 12. 1997 г. В нем излагаются основополагающие подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в РФ.

Иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту разрабатываются и утверждаются в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти. Эти акты обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации. Они перечислены в ст. 5 Закона о бухгалтерском учёте. К ним относятся:

1) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;

2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;

3) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учёту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в ст. 6 Федерального закона. В соответствии и на основе документов второго уровня, утверждаемых указанным федеральным органом исполнительной власти, Центральный банк РФ утверждает положения по бухгалтерскому учёту для банковской системы.

Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях является документом, формирующим единую государственную учётную политику для всех бюджетных учреждений.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, которым Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, министерствами и иными органами исполнительной власти, на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Документы третьего уровня не должны противоречить положениям по бухгалтерскому учёту и иным указаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, указанным в ст. 6 Федерального закона.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Документы данного уровня содержат, исходя из установленных правил бухгалтерского учёта, специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учёта организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учётную политику организации.

Название документов, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации. Самостоятельность организации в постановке и ведении бухгалтерского учета должна реализовываться в рамках общих правил установленных государством. Выбор организацией из совокупности отдельных способов и приемов ведения и постановки учетного процесса называется учетной политикой организации.

Формирует учетную политику предприятия ее руководитель. На выбор и обоснование учетной политики оказывают влияние:

• организационно-правовая форма;

• вид деятельности;

• объемы производства и численность персонала;

• соотношение с системой налогообложения;

• стратегия финансово-хозяйственного развития;

• материальная база и информационное обеспечение;

• квалификация и заинтересованность персонала в результатах работы и т.п.

Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Например, положения учетной политики касаются следующих методических вопросов:

• методов оценки материально-производственных запасов;

• способов погашения стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов);

• критериев отнесения объектов к нематериальным активам и определение срока их полезного использования;

• способов списания ремонтных затрат по основным средствам на себестоимость продукции (работ, услуг);

• видов и порядка создания резервов за счет себестоимости;

• структуры и сроков погашения расходов будущих периодов;

• методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• способов оценки готовой продукции;

• порядка создания резервов под обесценивание активов и обязательств;

• сроков списания доходов будущих периодов и дебиторской задолженности;

• вариантов распределения и использования чистой прибыли;

• порядка отражения начисления и выплаты дивидендов и т.п.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение рабочего плана счетов, формы первичных учетных документов, формы внутренней бухгалтерской отчетности, формы бухгалтерского учета, правил документооборота и т.п.

Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Учетная политика подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т.п.). Положения учетной политики применяются с 1 января года, следующего за годом принятия учетной политики, всеми структурными подразделениями организации независимо от места их нахождения.

Вновь образованные организации оформляют свою учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Учетная политика организации может быть изменена в случаях:

• реорганизации;

• смены собственников;

• изменений в законодательстве РФ по вопросам бухгалтерского учета;

• разработке новых способов бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованными и оформляются соответствующими документами (приказом, распоряжением и т.п.).

https://studopedia.su/5_8614_gosudarstvennoe-regulirovanie-buhgalterskogo-ucheta.html

http://refac.ru/regulirovanie-buxgalterskogo-ucheta-v-rf/

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/7e8d316465eb39eb75df176d93b78632ca87e32e/

http://base.garant.ru/70103036/3/

14. Учетная политика организации: её значение и содержание.

https://лектор.com/osnovyi-finansov/uchetnaya-politika-organizatsii-znachenie-38926.html

Учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации. Обычно разрабатывает учетную политику бухгалтер.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. Т. е., в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, т. к. он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, т. к. формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, т. к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, т. к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства.

Учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

Учетной политикой предприятия понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Исходя из содержания ПБУ 1/98, определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

1) требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;

2) требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена( независимо от времени фактического получения или выплаты денег);

3) требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;

4) требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

5) требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;

6) требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

При этом при формировании учетной политики предлагается:

- что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

- что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

- что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

- что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

https://studfiles.net/preview/5611918/page:26/

https://www.kazedu.kz/referat/195700/4

https://pravo.studio/ekonomika/uchetnaya-politika-organizatsii-znachenie-45193.html

https://otherreferats.allbest.ru/audit/00123077_0.html

http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/00464.htm

http://diplomba.ru/work/122

http://www.studbooks.net/1277203/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchetnaya_politika_organizatsii_soderzhanie_naznachenie

Наши рекомендации