Бухгалтерский баланс — метод обобщения информации об объектах бухгалтерского наблюдения

Понятие, функции и виды бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах) [22].

Бухгалтерский баланс является обязательной формой отчетности для всех юридических лиц. В бухгалтерском учете термином «баланс» (фр. balance – весы, равновесие) пользуются:

- говоря о равенстве итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и др.;

- для обозначения наиболее важной формы бухгалтерской отчетности, показывающей состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед инвесторами, кредиторами и другими лицами или ей угрожают финансовые трудности.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату.

Внешне бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая – пассивом.

В левой части баланса показывается имущество предприятия по составу и размещению (актив баланса), а в правой части баланса показываются источники формирования этого имущества с указанием целевого назначения и сроков погашения (пассив баланса) (рисунок 1).

АКТИВ ПАССИВ
Имущество предприятия с указанием: Источники образования имущества с указанием:
1. Состава 1. Целевого назначения
2. Размещения 2. Сроков погашения

Рис. 1. Упрощенная структура бухгалтерского баланса

Активы — экономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности. Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные деньги.

Активы должны отвечать двум требованиям:

1) находиться во владении предприятия;

2) иметь денежную оценку.

Активы можно подразделить на две большие группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы находятся на предприятии более одного производственного цикла или более года: это основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы служат на предприятии в течение одного года или одного производственного цикла: это производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, финансовые вложения.

Пассив бухгалтерского баланса включает в себя обязательства и капитал.

Обязательства, как и долги, — это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы.

Капитал — это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Капитал часто называют собственным капиталом; он включает в себя уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль.

Актив и пассив отражают одни и те же средства предприятия, но с двух разных точек зрения. В активе баланса сгруппированы хозяйственные средства по функциональной роли в процессе производства; в пассиве — источники образования хозяйственных средств по их составу, целевому назначению и размещению.

Структура баланса основывается на балансовом уравнении:

Актив = Собственный капитал + Обязательства.

С 1930-х годов в российском бухгалтерском учете существует трактовка понятия «пассив»:

Пассив = Собственный капитал + Обязательства,

и как следствие

Актив = Пассив.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статьи сгруппированы в разделы.

Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве — пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса) [34].

В рыночных условиях бухгалтерский баланс является основным источником информации для обширного круга пользователей. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, сумеет ли предприятие выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами или ему угрожает финансовое затруднение. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления (табл. 1, 2).

Таблица 1

Структура актива баланса

Пояснения Актив Код На отчетную дату отчетного периода На 31 декабря предыдущего года На 31 декабря года, предшествующего предыдущему
  IВнеоборотные активы II Оборотные активы        
  Баланс        

Таблица 2

Структура пассива баланса

Пояснения Пассив Код На отчетную дату отчетного периода На 31 декабря предыдущего года На 31 декабря года, предшествующего предыдущему
  III Капитал и резервы IV Долгосрочные обязательства V Краткосрочные обязательства        
  Баланс        
 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) самостоятельный бухгалтерский баланс - один из признаков юридического лица, следовательно, он выполняет экономико-правовую функцию.

Бухгалтерский баланс служит основным источником информации об имущественном состоянии организации. Из баланса заинтересованные пользователи узнают, каким собственным капиталам располагает собственник.

По данным баланса можно получить информацию о степени предпринимательского риска, т.е. сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.

По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период. На основании анализа финансового результата оценивают способность руководителей сохранять и преумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество (права) и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) – пассивом [15].

Бухгалтерский баланс имеет заголовочную часть, где указываются: наименование отчета, отчетная дата, наименование организации и ее организационно-правовая форма, ИНН, вид деятельности, единица измерения, полный почтовый адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия. Все реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизит «подпись» должен включать: наименование должности лица, подписавшего отчет (генеральный директор, главный бухгалтер акционерного общества); собственную подпись лица; расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

Бухгалтерский баланс выполняет следующие функции (рис. 2):

1) Самостоятельный бухгалтерский баланс – один из признаков юридического лица. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета – имущественной обособленности хозяйственного субъекта. Здесь проявляется первая функция баланса – экономико-правовая.

Бухгалтерский баланс — метод обобщения информации об объектах бухгалтерского наблюдения - student2.ru

Рисунок 2. Функции бухгалтерского баланса

2) Бухгалтерский баланс служит основным источником информации об имущественном состоянии организации. Из баланса обширный круг заинтересованных пользователей узнает, какой имущественной массой, т.е. собственным капиталом, располагает собственник.

3) Информация о степени предпринимательского риска – по данным баланса можно судить о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.

4) По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период. На основании анализа финансового результата оценивают способность руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.

В экономике имеют место различные виды балансов. В процессе исчисления валового внутреннего продукта, оценки экономической стабильности народного хозяйства, обеспеченности его различного рода ресурсами и т.п. органами статистики составляются межотраслевые балансы, балансы материальных ресурсов, трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения и пр.

В бухгалтерском учете также применяются различные виды бухгалтерских балансов.

Сущность бухгалтерского баланса наиболее полно раскрывается, если четко придерживаться одного из основных принципов хозяйствования: реализация конкретной цели диктует выбор и построение соответствующей модели баланса.

В ее основу может быть положена классификация бухгалтерского баланса по следующим признакам (рис. 3) [33].

По источникам составления балансы подразделяют на:

- инвентарные;

- книжные;

- генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант и требуются при возникновении нового предприятия на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращении его из государственного в акционерное).

Книжный баланс составляют только на основании данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств и финансовых обязательств и тем самым повышается реальность баланса.

Бухгалтерский баланс — метод обобщения информации об объектах бухгалтерского наблюдения - student2.ru

Рисунок 3. Классификация бухгалтерских балансов

По формам собственности выделяются:

- балансы государственных (унитарных) предприятий;

- балансы муниципальных образований;

- балансы предприятий частной собственности;

- балансы смешанных форм собственности (акционерные, хозяйственного товарищества и пр.);

- балансы общественных организаций.

По наполняемости, т.е. степени обобщения, балансы классифицируются:

- единичные;

- сводные.

Единичные балансы представлены информацией, раскрывающей финансовое положение одной организации или ее структурных под-разделений.

Сводные (обобщенные, консолидированные) балансы объединяют активы и пассивы материнской и ее дочерних компаний. Эта группа взаимозависимых юридических лиц, называемых еще «аффилированными лицами». При составлении таких балансов используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей активов и обязательств, доходов и расходов данной группы. Данные головной организации и дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением промежуточных результатов.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

- вступительные (составляют на момент возникновения организации.Баланс определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность);

- текущие (составляют периодически в течение всего времени существования организации);

- санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);

- ликвидационные (составляют при ликвидации организации);

- разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц);

- объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).

По степени правомочия бухгалтерские балансы рассматриваются как:

- юридические;

- отдельные.

Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами.

Отдельные бухгалтерские балансы составляют отдельные структурные подразделения организации (участки, цехи, производства и пр.), не наделенные статусом юридического лица.

По периодичности предоставления выделяются:

- вступительные балансы;

- периодические балансы;

- заключительные балансы.

Вступительные балансы напрямую связаны с приобретением организацией статуса юридического лица, т.е. после ее государственной регистрации.

Периодические балансы составляются по каждому отчетному периоду (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев).

Заключительные балансы представляются по окончании отчетного года. Одновременно они являются вступительными на начало следующего отчетного года, подчеркивая тем самым один из основополагающих принципов бухгалтерского учета — принцип непрерывности функционирующего предприятия.

Исходя из реорганизационных процедур юридического лица различают следующие виды бухгалтерских балансов:

- вступительный;

- разделительный;

- объединительный;

- ликвидационный.

Вступительный баланс представляет собой совокупность определенных активов и источников их образования, которыми располагает организация в начале осуществления своей уставной деятельности на дату ее регистрации. Такой баланс составляет впервые созданная организация на месте ранее функционирующей в результате реорганизационных процедур.

Разделительный баланс включает имущество организации, образованной в результате реорганизационных процедур ранее функционирующего предприятия по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами или по решению суда. Итогом этих процедур является появление нескольких новых организаций на базе ранее действовавшей организации.

В том случае, когда передаются отдельные структурные подразделения одной организации другой организации, активы и пассивы их находят отражение в передаточном балансе.

Объединительный баланс состоит из имущества нескольких организаций, объединенных в результате реорганизации путем их слияния.

Ликвидационный баланс состоит из имущества организации-банкрота, не способной погасить свои обязательства на определенную дату.

По форме построения различают бухгалтерские балансы:

- односторонние (вертикальные);

- двусторонние (линейные, горизонтальные).

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: вначале приводятся разделы и статьи актива баланса, а под ним - разделы и статьи пассива баланса.

Двусторонние бухгалтерские балансы представлены по горизонтальному признаку. На одной линии показываются статьи и разделы актива баланса, а на этой же линии, на противоположной стороне, отражаются разделы и статьи пассива баланса.

Такое строение баланса усиливает аналитический подход к оценке финансовой устойчивости организации.

По способу «очистки» могут быть:

- балансы-брутто (включающие в себя регулирующие статьи - амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);

- балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».

По видам экономической деятельности предусмотрены следующие виды бухгалтерских балансов: уставные и неуставные.

Уставные бухгалтерские балансы раскрывают финансовое положение организации по основной деятельности, содержание которой определено в ее уставе.

Неуставные бухгалтерские балансы представляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности соответствующего юридического лица (балансы обслуживающих производств - социальная сфера и пр.).

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на: оборотные (оборотно - сальдовые); простой формы; шахматной формы.

Оборотные (оборотно - сальдовые) балансы используются в целях текущего контроля за полнотой проведенных хозяйственных операций.

Строение бухгалтерского баланса по простой форме дает основание рассматривать его как сальдовый баланс. В таком виде он четко соответствует своему назначению, а именно: раскрыть состав конкретных наименований имущества, которым обладает организация, в денежной оценке, а также источники его формирования на определенную дату.

Шахматный баланс включает в себя все признаки (свойства) оборотно-сальдового баланса.

Рис.1. Схема бухгалтерского счета

Все счета, согласно экономической группировке, делятся на две группы: активные и пассивные. Активные счета предназначены для отражения состояния и движения хозяйственных средств (рис. 2). Активными счета называются потому, что хозяйственные средства показываются в активе баланса.

Счета, предназначенные для отражения состояния и движения источников хозяйственных средств, называются пассивными, так как в балансе источники показываются в пассиве баланса.

Деление счетов на активные и пассивные отражает органиче­скую связь счетов с балансом.

В активных счетах на дебетовой стороне записывается остаток средств на начало месяца, операции, вызывающие увеличение средств, и остаток на конец месяца. На кредитовой стороне записываются операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств.

При открытии счета прежде всего записывают первоначальное сальдо (т.е. остаток), а затем изменение средств (источников), после чего определяется конечное сальдо.

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. Увеличение средств в активных счетах показывается по дебету, а уменьшение — по кредиту. Итоги записей сумм операций за месяц по дебету и кредиту счета носят название оборота.

По активному счету конечное сальдо определяется следующим образом:

Сальдо конечное = Сальдо на начало + Оборот по дебету – Оборот по кредиту.

Для определения конечного сальдо (остатков) к начальному сальдо присоединяют оборот, отражающий увеличение средств (источников), а затем вычитают оборот, отражающий их уменьшение. В случае отсутствия остатка счет считается закрытым.

Порядок открытия активных и пассивных счетов и записей в них можно представить следующим образом (рис. 2).

Счет____________________________________

(название счета)

Дебет Кредит
Начальный остаток (сальдо) хозяйственных средств  
(+) Увеличение хозяйственных средств (+) Уменьшение хозяйственных средств
ОБОРОТ ОБОРОТ
Сальдо (конечный остаток) хозяйственных средств  

Рисунок 2. Схема активного счета.

Кактивным относятся, например, счета: «Основные средства», «Материалы», «Касса» и т.д.

В пассивных счетах на кредитовой стороне записывается остаток источников на начало месяца, операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств, и остаток на конец месяца, и по дебетовой стороне записываются операции, вызывающие уменьшение источников. В пассивных счетах сальдо кредитовое (рис. 3).

Счет____________________________________

(название счета)

Дебет Кредит
  Начальный остаток (сальдо) хозяйственных средств
(-) Уменьшение источника (+) Увеличение источника
ОБОРОТ ОБОРОТ
  Сальдо (конечный остаток) хозяйственных средств

Рисунок 3. Схема пассивного счета.

Кпассивным счетам относятся, например, счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Уставный капитал». Конечный остаток определяется по каждому счету в конце месяца.

По пассивному счету конечное сальдо определяется следующим образом:

Сальдо конечное = Сальдо на начало + Оборот по кредиту – Оборот по дебиту.

Сальдо по активному счету может быть только дебетовым или равняться нулю, сальдо по пассивному счету может быть только кредитовым или равняться нулю.

Но бывают также и активно-пассивные счета, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В таких счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

Например, по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса. Кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором (например, с покупателем) и с каждым кредитором (например, поставщиком организации), т.е. выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Порядок открытия активно-пассивного счета и записи в нем можно показать на примере счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (счет 76).

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Дебет Кредит
1. Сальдо на начало месяца (дебиторская задолженность) 2. Сальдо на начало месяца (кредиторская задолженность)
3. Увеличение дебиторской задолженности 4. Увеличение кредиторской задолженности
5. Уменьшение кредиторской задолженности 6. Уменьшение дебиторской задолженности
Конечное сальдо (1 + 3 — 6) (состояние дебиторской задолженности) Конечное сальдо (2 + 4 — 5) (состояние кредиторской задолженности)

Бухгалтерский баланс — метод обобщения информации об объектах бухгалтерского наблюдения

1. Балансовый метод отражения информации. Обобщение ресурсов организации (активов), и обязательств организации (пассивов) в бухгалтерском балансе.

Для руководства хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о хозяйственных средствах, которыми распоряжается организация, а также об их составе, размещении, источниках средств и их целевом назначении. Необходима экономическая группировка средств. Эти сведения отражаются в бухгалтерском балансе.

Основой построения бухгалтерского баланса является двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) — по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам формирования.

Информация о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в денежном измерителе.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на 1-е число месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу: в левой ее части показывается имущество по составу и размещению — актив баланса. В правой части отражаются источники формирования этого имущества — пассив баланса, т.е. таким образом, всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон баланса.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Статьейбухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы — в разделы исходя из их экономического содержания.

Бухгалтерский баланс предусматривает два раздела в активе и три раздела в пассиве. В активе первый раздел называется «Внеоборотные активы», второй раздел — «Оборотные активы». Пассив состоит из трех разделов: «Собственный капитал», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Показатели баланса в денежной оценке подразделяются на 31 декабря предыдущего года, 31 декабря предыдущего предыдущему и на конец отчетного периода. Фактически в нем фиксируется стоимость остатков имущества, материалов, задолженности, сформированный капитал, фонды, займы, кредиты и прочие долги. Отсюда и потребность деления его на две части: активную и пассивную.

Баланс фиксирует общее состояние средств на определенную дату, поэтому при помощи его невозможно контролировать движение отдельных видов этих средств, их источников. Для систематического наблюдения за каждым видом средств, хозяйственных процессов, источников средств в текущем учете применяют систему счетов бухгалтерского учета.

В процессе хозяйственной деятельности совершается множество операций, которые вызывают изменения хозяйственных средств или их источников. Поскольку в балансе отражается состояние средств и источников, то каждая хозяйственная операция будет влиять на баланс, изменять статьи актива или пассива.

Все изменения в балансе под влиянием хозяйственных опера­ций можно объединить в четыре группы:

Первый тип:хозяйственные операции вызывают изменения только в активе баланса, когда один вид хозяйственных средств переходит в другой. В результате итог актива баланса не меняется и равенство между активом и пассивом сохраняется.

Пример 1. Вкассе по чеку получено с расчетного счета на хозяйственные расходы 20 тыс. руб. В результате этой операции изменились две активные статьи: «Касса» (увеличение на 20 тыс. руб.) и «Расчетный счет» (уменьшение на 20 тыс. руб.), но общий итог актива не изменился. Изменилась форма размещения средств, их состав — часть денежных средств с расчетного счета переместилась в кассу.

Второй тип: хозяйственные операции вызывают изменения только в пассиве баланса, когда один вид источников переходит в другой. В результате итог пассива баланса не меняется и равенство между активом и пассивом сохраняется.

Пример 2.На основании расчетной ведомости из заработной платы работников удержан подоходный налог в размере 42 тыс. руб., подлежащий передаче в бюджет. В результате этой операции изменились две пассивные статьи: «Расчеты по оплате труда» (уменьшение на 42 тыс. руб.) и «Расчеты с бюджетом» (увеличение на 42 тыс. руб.), но общий итог пассива остался без изменения. Изменились лишь источники средств.

Третий тип:хозяйственные операции вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения его статей. Эти операции связаны с привлечением средств в данную организацию. В результате увеличиваются итоги актива и пассива баланса на одну и ту же сумму и равенство частей баланса не нарушается.

Пример 3.На основе товарной накладной на склад поступили и оприходованы материалы на сумму 67 тыс. руб. В результате этой операции изменяются две статьи: в активе баланса — «Сырье и материалы» (увеличение на 67 тыс. руб.), в пассиве — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (увеличение на 67 тыс. руб.), так как деньги за материалы еще не оплачены. Увеличились и итоги актива и пассива на одну и ту же сумму, т.е. на 67 тыс. руб., и равенство частей баланса не нарушилось.

Четвертый тип:хозяйственные операции вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения его статей. Эти операции связаны с выбытием средств из данной организации. В результате уменьшаются итоги актива и пассива баланса на одну и ту же сумму, и равенство частей баланса не нарушается.

Пример 4.На основании платежных поручений и выписок с расчетного счета перечислено поставщикам за приобретенные материальные ценности 118 тыс. руб. В результате этой операции изменяются две статьи: в активе баланса — «Расчетный счет» (уменьшение на 118 тыс. руб.), в пассиве — «Расчеты за товары, услуги» (уменьшение на 118 тыс. руб.). Уменьшились итоги и актива, и пассива на одну и ту же сумму, т.е. на 118 тыс. руб., и равенство частей баланса не нарушилось.

Так, любая хозяйственная операция всегда отражается на двух статьях баланса, видоизменяет его, но никогда не нарушает равенства между активом и пассивом.

Наши рекомендации