Основы сегментной отчетности
Отдельные сегментывыделяются организациями самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры. Перечень отдельных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливается такой организацией, которая ее составляет.
К отчетным сегментам относят такие подразделения, которые получают не менее 10% доходов от продаж, имеют не менее 10% прибыли, стоимость активов которых составляет не менее 10% от стоимости всех активов организации.
В основу выбора отчетного сегмента принимается только один из названных параметров, при условии, что большую часть своих доходов сегмент получает от продаж внешним организациям, то есть не входящим в общую консолидируемую группу.
Общая выручка от операций с внешними организациями для всех выделенных отчетных сегментов должна составлять не менее 75% всей выручки организации. Если этот норматив не выдерживается, то необходимо определить дополнительные отчетные сегменты, в том числе такие, отдельные параметры которых ниже требуемых 10%.
Операционные сегментыхарактеризуют деятельность организации по однородным видам или группам товаров, производств, работ или услуг, отличающимися рисками, уровнем рентабельности, другими показателями, от иных товаров, работ и услуг данной организации.
При этом рассматриваются следующие факторы, характеризующие их сходство и возможность объединения в одном сегменте:
- назначение товаров, работ и услуг;
- характер производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- потребители товаров, работ, услуг;
- методы продажи товаров, распространения работ и услуг;
- системы управления внутри организации.
При выборе отчетных сегментов необходимо помнить о пользователях бухгалтерской отчетности: чтобы информация по отчетным сегментам была уместной, надежной и сопоставимой во времени.
Географические сегментыхарактеризует деятельность организации в определенном территориальном образовании – государстве, группе государств, регионов или группе регионов России, отличающиеся рисками и рентабельностью от деятельности организации в других географических зонах.
При выделении географических отчетных сегментов ПБУ рекомендует принимать во внимание:
- сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации;
- наличие устойчивых связей в деятельности, ведущейся в разных географических зонах;
- сходство осуществляемой деятельности;
- риски, возникающие в соответствующих географических зонах;
- общность правил валютного контроля и валютных рисков.
Географические отчетные сегменты могут быть выделены по месту нахождения активов организации – расположения заводов, производственных мощностей и т.п.; или по месту нахождения рынков сбыта товаров и других результатов деятельности; расположении покупателей товаров, заказчиков и потребителей работ, услуг и т.п.
ДОХОДЫсегмента представляют ту часть доходов организации, которая может быть обоснованно отнесена к его доходам, а также выручку, непосредственно полученную в операциях, проведенным данным сегментом.
Доходы подразделяются:
- полученные от внешних клиентов;
- полученные от других сегментов своей организации.
В доходы сегментов не включаются чрезвычайные доходы, а так же доходы, в форме дивидендов и процентов от продажи инвестиций и погашения долгов, если только операции сегмента не являются преимущественно финансовыми.
РАСХОДЫ сегментасостоят из тех, что возникли непосредственно в ходе выполнения операций, связанных с деятельностью сегмента, и части общих расходов организации, которые обоснованно могут быть распределены на данный сегмент. Не включаются в расходы сегмента чрезвычайные расходы, убытки от продажи инвестиций погашения долгов, уплаченные проценты, общие административные расходы, платежи по налогу на прибыль и другие аналогичные расходы всей организации.
Финансовый результат сегментаопределяется сопоставлением его доходов и расходов. Доля меньшинства не принимается во внимание.
АКТИВЫ СЕГМЕНТАвключают:
- оборотные запасы;
- дебиторскую задолженность;
- денежные средства, которые используются в операционной деятельности;
- основные средства и НМА, относящиеся к данному сегменту.
НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в активы сегмента те из них, которые используются в решении общих задач организации и для управления ею.
Активы, используемые двумя или несколькими сегментами в той части, которая обоснованно и надежно определена как часть активов данного сегмента, отражается в отчетности донного сегмента.
Активы сегментов отражаются в его отчетности по остаточной стоимости и не включают дебиторской задолженности, возникшей в связи с налогообложением прибыли.
Обязательства сегментасостоят из кредиторской задолженности:
- поставщикам,
- персоналу,
- авансовых поступлений,
- начисленных обязательств, таких как резервы гарантийного обслуживания, относящиеся к товарам и услугам данного сегмента.
Обязательства по займам и кредитам отражаются в отчетности сегмента только тогда, когда проценты по ним относятся к расходам сегмента. Обязательства по налогу на прибыль в отчетность сегмента не включаются.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СЕГМЕНТАне отличается от общей учетной политики организации, если только не существует специальной учетной политики для сегментов, которая дополняет общую.
В специальной учетной политике сегмента определяются:
- правила распределения доходов и расходов,
- состав доходов и расходов,
- методы оценки взаимозачетов сегментов.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности учетная политика относительно предоставления информации по сегментам устанавливается организацией, которая составляет сводную бухгалтерскую отчетность.
Изменения в учетной политике, касающиеся выделения отчетных сегментов, отражения доходов, расходов, активов, обязательств, которые могут повлиять на оценку информации заинтересованными пользователями, нужно обязательно раскрывать в предписаниях к бухгалтерской отчетности с указанием причины этих изменений и их последствий.