Выручка увеличилась на 1 000 000 сравнивая с прошлым годом, прибыль от продаж осталась той же, т.к. денежные средства идут на расширение компании
Учитывая значимость учетной политики для деятельности предприятий и ее роль, не стоит удивляться тому, что вопросам организации учетной политики в отечественной и зарубежной литературе традиционно уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует масса опубликованных работ известных ученых - экономистов. Вступление в силу главы 25 НК РФ в отношении налога на прибыль, закрепившее понятие налогового учета как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль (статья 313 НК РФ), послужило очередным толчком к появлению множества различных статей, публикаций, во многих из которых обоснование создания и существования подобной системы стало предметом споров и критики.
При подборе материалов для написания курсовой использовались журнальные и газетные статьи, монографии и учебные пособия с датой публикации после 1 января 2013 года, когда вступили в силу новые главы НК РФ, и с датой публикации в конце 2008 года, когда эти главы принимались.
Среди многочисленных работ сотрудников аудиторских фирм, налоговой службы РФ, экспертов, консультантов, научных сотрудников и других специалистов в этой области, а также нормативно - правовых актов хотелось бы выделить те, которые особенно помогли в написании.
Из нормативно - правовых актов - это НК РФ (особенно его вторая часть), который является основным законодательным актом, регулирующим вопросы налогового учета.
Монография Николаевой С.А. «Учетная политика организации на 2012 год». В ней подробно рассматриваются методические вопросы учетной политики, ее организационно - технические аспекты, порядок оформления. Предполагаются подходы к стандартизации учетного процесса на предприятиях, формированию учетной политики и иных функций управления предприятием, показывается ее влияние на показатели финансового состояния предприятия; рассматривается учетная политика организации для целей налогообложения. Приведены типовые ошибки и нестандартные ситуации, выявленные при аудиторских проверках в учетной политике организаций.[24]
«Налоговый учет в 2010 году: учетная политика для целей налогообложения» - книга, написанная сотрудниками аудиторской фирмы «ЦБА» под ред. Николаевой С.А., широко освещает вопросы формирования учетной политики для целей налогообложения, а также приводит сравнительный анализ норм налогового и бухгалтерского законодательства. Нормы глав 21 и 25 НК РФ, касающиеся НДС и налога на прибыль проанализированы с точки зрения следующих аспектов:
- выбор организацией способов формирования налоговой базы, предусмотренных налоговым законодательством;
- выявление способов формирования налоговой базы, не предусмотренных налоговым законодательством;
- анализ способов формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.[25]
Отдельные разделы посвящены сравнительному анализу объектов бухгалтерского и налогового учета и способам их формирования, а также новому порядку исчисления налога на прибыль. Подробно рассмотрена структура «Приказа об учетной политике организации для целей налогообложения на 2012 год» и приводится ее примерный вид. Также уделено внимание стандартизации налогового учета в организации и моделям налогового учета по налогу на прибыль. Авторы предполагают при строении взаимодействия законодательства по бухгалтерскому учету и главы 25 НК РФ между собой идти по пути принципа «управления по отклонениям», а в связи с тем, что глава 25 НК РФ не соответствует основному требованию, предъявленному общей частью НК РФ к самому Кодексу: она не ясна и практически не выполнима - они предлагают приостановить введение в действие главы 25 НК РФ и вернуться к разработке иной концепции взаимодействия бухгалтерского законодательства и законодательства по налогообложению.
Из наиболее часто используемы журналов можно выделить следующие: «Главный бухгалтер».
«Учетная политика на 2011 год», написанная Яковлевым А.С. («Главбух, №2, 2011»), в которой подробно отражена структура учетной политики, рассмотрена вариантность ведения учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и даны рекомендации по выбору способов бухгалтерского и налогового учета (свое предпочтение автор отдает совпадающим методам ведения бухгалтерского и налогового учета).[26]
2. Организационно- экономическая характеристика.
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «ИТХ».
ООО «ИТХ» создано с 2009 года в соответствии с федеральным законом от 08.02.98 г.№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Полное фирменное наименование Общества: ООО»ИТХ».
Место нахождения Общества: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 7, строение 3.
ОГРН: 1097746579435.
ИНН/КПП: 7704734586/770401001.(Приложение 1)
Основной целью деятельностью Общества явление коммерческой деятельности для извлечения прибыли, а также наиболее полного удовлетворения потребностей населения в разнообразных высококачественных товарах и услугах, развития предпринимательской деятельности.(Приложения 2)
Основными видами деятельности, является:
· Техническое обслуживание компьютерной и оргтехники, а также коммуникационного обслуживания, настройка, техническое обслуживание и ремонт;
· Хранение и аренда серверов;
· Услуги связи;
· Продажа услуг связи;
· Установка видеонаблюдения;
· Разработка и продвижения сайтов;
· Создание профессионального игрового и голосового сервера;
· Монтажные работы;
· Место хранения данных.
Обособленные подразделения ООО «ИТХ» не имеют отдельных расчетных счетов, не имеют отдельных балансов, подчиняются Генеральному директору Общества. Обязанность по уплате федеральных налогов возлагается на Общество.
Все филиалы являются территориально обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места нахождения Компании, и исполняющими обязанности Компании по уплате региональных и местных налогов и сборов. Все обособленные структурные подразделения зарегистрированы в Налоговых инспекциях Российской Федерации по месту их нахождения.
Среднегодовая численность работающих за отчетный период сотрудников Общества в 2013 году – 46 человек.(Приложение 3)
Органами управления ООО «ИТХ» являются:
1. Генеральный директор Хала. И. А.
Как показывает практика, организационная структура предприятия играет немаловажную роль в эффективном развитии и деятельности предприятия. Для изучения организационной структуры в ООО «ИТХ».(Таблица 3)
Мы видим, основным на предприятии является Генеральный директор, который осуществляет прямое правление в организации. Бухгалтерия – подразделение, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом, порядком составления отчетности и организации контрольно-ревизионной работы на предприятии. Возглавляет данное подразделение главный бухгалтер (Байрамов Р. И.).
В учетной политике предприятия закреплено, что бухгалтерский учет ведется на основе автоматизированной формы: все регистры ведутся на машинных носителях в соответствии с рабочим планом счетов и в рамках, предусмотренных бухгалтерской программой.
Бухгалтерский учет в организации ведется автоматизированным способом с применением программы 1С 8.2.
Обществом создана надлежащая компьютерная среда, обеспечивающая надежность системы учета. Применяемая компьютерная техника соответствует выполняемым ею задачам. Обществом организован контроль за сохранностью баз данных учетной информации, ограничен допуск к системе и внесению изменений в базы данных. Автоматизированная система бухгалтерского учета своевременно модернизируется и настраивается в связи с изменением действующих нормативных документов, регламентирующих учетную практику.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется на основании первичных учетных документов. В качестве первичных учетных документов на предприятии применяются унифицированные формы, предусмотренные Госкомстатом. Кроме того, на предприятии применяются формы первичных учетных документов, разработанные внутри организации, так называемые, Корпоративные документы, утвержденные приказом.
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроком. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер. Ответственность за содержание архива и сохранность документов несет главный бухгалтер – Байрамов Р. И.
2.2. Экономические показатели производственно- финансовой деятельности ООО «ИТХ».
Анализ финансового положения и эффективности деятельности ИТХ выполнен за период с 01.01.2011 по 30.11.2013 г. Качественная оценка финансовых показателей выполнена с учетом принадлежности к отрасли.(Приложение 6,7)
Таблица 2. Структура имущества и источники его формирования показателя.
Показатель | Значение показателя | Изменение за анализируемый период | ||||
в тыс. руб. | в % к валюте баланса | тыс. руб. (гр.3-гр.2) | ± % ((гр.3-гр.2) : гр.2) | |||
31.12.2012 | 30.11.2013 | на начало анализируемого периода (31.12.2012) | на конец анализируемого периода (30.11.2013) | |||
Актив | ||||||
Внеоборотные активы | 3 500 000 | 5 000 000 | 42,2 | 49,5 | +1 500 000 | +42,9 |
Оборотные, всего | 4 800 000 | 5 100 000 | 57,8 | 50,5 | +300 000 | +6,3 |
в том числе: запасы | 1 800 000 | 2 000 000 | 21,7 | 19,8 | +200 000 | +11,1 |
денежные средства и их эквиваленты | 3 000 000 | 3 100 000 | 36,1 | 30,7 | +100 000 | +3,3 |
Пассив | ||||||
Собственный капитал | 3 000 000 | 3 000 000 | 36,1 | 29,7 | – | – |
Долгосрочные обязательства | 2 000 000 | 2 000 000 | 24,1 | 19,8 | – | – |
Краткосрочные обязательства*, всего | 3 300 000 | 5 100 000 | 39,8 | 50,5 | +1 800 000 | +54,5 |
в том числе: заемные средства | 1 000 000 | 1 000 000 | 9,9 | – | – | |
Валюта баланса | 8 300 000 | 10 100 000 | +1 800 000 | +21,7 |
Структура активов организации на 30.11.2013 характеризуется примерно равным процентом внеоборотных средств и текущих активов (49,5% и 50,5% соответственно). Активы организации за весь период увеличились на 1 800 000 тыс. руб. (на 21,7%). Имело место увеличение активов, собственный капитал остался неизменным, что негативно характеризует динамику изменения имущественного положения организации.
Диаграмма 1. Структура активов организации в разрезе основных групп.
Рост величины активов организации связан с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):
· материальные внеоборотные активы – 1 000 000 тыс. руб. (55,6%)
· нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы – 500 000 тыс. руб. (27,8%)
· запасы – 200 000 тыс. руб. (11,1%)
· денежные средства и денежные эквиваленты – 100 000 тыс. руб. (5,6%)
Одновременно, в пассиве баланса прирост произошел по строке "кредиторская задолженность" (+1 800 000 тыс. руб., или 100% вклада в прирост пассивов организации за январь-ноябрь 2013 г.).
Собственный капитал организации на 30.11.2013 составил 3 000 000,0 тыс. руб. Собственный капитал организации в течение анализируемого периода не изменился.
Таблица 3. Оценка стоимости чистых активов организации.
Показатель | Значение показателя | Изменение | ||||
в тыс. руб. | в % к валюте баланса | тыс. руб. (гр.3-гр.2) | ± % ((гр.3-гр.2) : гр.2) | |||
31.12.2012 | 30.11.2013 | на начало анализируемого периода (31.12.2012) | на конец анализируемого периода (30.11.2013) | |||
1. Чистые активы | 3 000 000 | 3 000 000 | 36,1 | 29,7 | – | – |
2. Уставный капитал | 14 000 | 14 000 | 0,2 | 0,1 | – | – |
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2) | 2 986 000 | 2 986 000 | 29,6 | – | – |
Чистые активы организации на последний день анализируемого периода намного (в 214,3 раза) превышают уставный капитал. Это положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации.
Таблица 4.Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств.
Показатель собственных оборотных средств (СОС) | Значение показателя | Излишек (недостаток)* | ||
на начало анализируемого периода (31.12.2012) | на конец анализируемого периода (30.11.2013) | на 31.12.2012 | на 30.11.2013 | |
СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) | -500 000 | -2 000 000 | -2 300 000 | -4 000 000 |
СОС2(рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital) | 1 500 000 | -300 000 | -2 000 000 | |
СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам) | 2 500 000 | 1 000 000 | +700 000 | -1 000 000 |
Поскольку на последний день анализируемого периода наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по всем трем вариантам, финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. При этом нужно обратить внимание, что все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов за анализируемый период ухудшили свои значения.
В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ИТХ за анализируемый период и аналогичный период прошлого года.
Как видно из "Отчета о финансовых результатах", за 11 месяцев организация получила прибыль от продаж в размере 3 000 000 тыс. руб., что составило 30% от выручки.
По сравнению с прошлым периодом в текущем выросла как выручка от продаж, так и расходы по обычной деятельности (на 1 000 000 и 1 000 000 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение расходов (+16,7%) опережает изменение выручки (+11,1%).
Таблица 5. Анализ отчета о финансовые результате деятельности ИТХ.
Показатель | Значение показателя, тыс. руб. | Изменение показателя | Средне- годовая величина, тыс. руб. | ||
янв.–ноя.2012 | янв.–ноя.2013 | тыс. руб. (гр.3 - гр.2) | ± % ((3-2) : 2) | ||
1. Выручка | 9 000 000 | 10 000 000 | +1 000 000 | +11,1 | 10 363 636 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | 6 000 000 | 7 000 000 | +1 000 000 | +16,7 | 7 090 909 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) | 3 000 000 | 3 000 000 | – | – | 3 272 727 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате | -200 000 | -400 000 | -200 000 | ↓ | -327 273 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) | 2 800 000 | 2 600 000 | -200 000 | -7,1 | 2 945 455 |
6. Проценты к уплате | – | – | – | – | – |
7. Налоги на прибыль (доходы) | 560 000 | 520 000 | -40 000 | -7,1 | 589 091 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6-7) | 2 240 000 | 2 080 000 | -160 000 | -7,1 | 2 356 364 |
Диаграмма 2. Изменение выручки и прибыли ИТХ в течение всего анализируемого периода.
Выручка увеличилась на 1 000 000 сравнивая с прошлым годом, прибыль от продаж осталась той же, т.к. денежные средства идут на расширение компании.
Таблица 6. Анализ рентабельности.
Показатели рентабельности | Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) | Изменение показателя | ||
янв.–ноя.2012 | янв.–ноя.2013 | коп., (гр.3 - гр.2) | ± % ((3-2) : 2) | |
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 20% и более. | 33,3 | -3,3 | -10 | |
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). | 31,1 | -5,1 | -16,4 | |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). | 24,9 | 20,8 | -4,1 | -16,4 |
Cправочно: Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) | 42,9 | -7,1 | -14,3 | |
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. | – | – | – | – |
В течение всего анализируемого периода организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности.
Рентабельность продаж за анализируемый период составила 30 % Тем не менее, имеет место отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за аналогичный период года, предшествующего отчётному, (-3,3 %).
Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения и процентных расходов (EBIT) к выручке организации, за анализируемый период составила 26 %. То есть в каждом рубле выручки ИТХ содержалось 50 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Диаграмма 3.Динамика показателей рентабельности продаж.
3. Организация бухгалтерского учета ООО «ИТХ».
3.1. Учетная политика ООО «ИТХ» для целей бухгалтерского учета.
На данный момент в организации ООО «ИТХ» нет учетной политики для целей бухгалтерского учета, учетная политика была разработана самостоятельно.
В учетной политике ООО «ИТХ» должны быть рассмотрены разделы:
· Организация бухгалтерского учета;
· Методика ведения бухгалтерского учета в организации:
· учет основных средств;
· амортизация основных средств;
· изменение стоимости и срока эксплуатации основных средств;
· ремонт основных средств;
· порядок оформления выбытия основных средств;
· учет нематериальных активов;
· учет материально-производственных запасов;
· учет материалов;
· учет товаров;
· учет готовой продукции;
· кассовая дисциплина;
· порядок учета разходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг);
· Учет финансовых вложений;
· формирование первоначальной стоимости;
· последующая оценка и выбытие;
· резервы;
· учет отдельных видов доходов и расходов;
· учет дебиторской задолженности.
Мы должны для начала формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета рассмотреть организацию бухгалтерского учета в ООО «ИТХ», в 1 разделе:
· установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов;
· установить, что бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность формируется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером;
· установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в 2014 г. с использованием программного обеспечения 1С 8.2..
· при отражении финансово-хозяйственных операций организации использовать типовой план счетов, утвержденный приказом МФ РФ от 31.10.200 № 94н.
· утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, в соответствии с Приложением к настоящему положению (см. приложение «Должностные лица, имеющие право подписи первичных документов»).
· в 2014 г. применять унифицированные формы первичной документации, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.(Федеральный Закон № 402-ФЗ).
· утвердить случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации.
В разделе 2 «Методика ведения бухгалтерского учета в организации» (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):
· Учет основных средств;
· Амортизация основных средств:
· стоимость основных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливать, кроме случаев перехода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а так же в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
· начисление амортизации объектов основных средств производить независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде линейным способом;
· активы, в отношении которых выполняются условия, предъявляемые к объектам основных средств, но со стоимостью не более 40 000 рублей учитывать в составе материально- производственных запасов.
· Изменение стоимости и срока эксплуатации основных средств:
· пересмотреть срок полезного использования объекта в случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей результате произведенной реконструкции или модернизации.
· учитывать затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объектов на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
· переоценка объектов основных средств на конец отчетного года не производить.
· Ремонт основных средств;
· Порядок оформления выбытия основных средств:
· списывать с бухгалтерского учета (Счет 01 «Основные средства») стоимость объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в хозяйственной деятельности.
· определения целесообразности дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов создавать специальную комиссию.
· инвентарные карточки по вывшим объектам хранить в течение 0 лет.
· инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течении 0 лет по окончания года выбытия;
· доходы и расходы от выбытия объекта основных средств учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и отражать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
· Учет нематериальных активов(ПБУ 14/2007):
· обеспечить синтетического и аналитического учет нематериальных активов;
· нематериальные активы принимать к учету на основании надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности;
· при принятии нематериального актива к учету определять срок его полезного использования;
· проверить срок полезного использования, имеющихся на балансе организации нематериальных активов, на необходимости его уточнения;
· стоимость объектов нематериальных активов погашать линейных способом;
· не начислять амортизацию по нематериальным активам с неопределенным сроком использования;
· установить линейным способом начисления амортизации;
· обеспечить раздельный учет нематериальных активов, амортизация по которым начисляется и не начисляется- учитывать такие активы на различных субсчетах.
· Учет материально- производственных запасов (ПБУ 5/01 «Учет Материально- производственных запасов»).
· Учет материалов (ПБУ 5/01 «Учет Материально- производственных запасов») [10]:
· приобретенные материалы приминать к учету по учетным ценам;
· установить способ списания материалов по способу ФИФО;
· Учет товаров (ПБУ 5/01 «Учет Материально- производственных запасов»):
· товары, приобретенные для перепродажи, оценивать по покупным ценам (по фактической себестоимости);
· установить способ списания товаров, приобретенных для перепродажи;
· затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включить в фактическую себестоимость.
· Учет готовой продукции:
· учитывать готовую продукцию по нормативной себестоимости без использования счета 40;
· производить пересчет нормативных цен.
· Кассовая дисциплина:
· при работе с наличными денежными средствами руководствоваться Положением «О порядке ведения кассовых операций с банками и монетой Банка России не территории РФ»;
· оформить движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций;
· обеспечить контроль за расчетными денежными средствами с юридическими лицами;
· сформировать список сотрудников, которым производиться выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды.
· Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг) (ПБУ 10/99 «Расходы организации») [14]:
· в целях управления затратами и формирования себестоимости продукции организовать синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности;
· выпущенную продукцию учитывать по полной производственной себестоимости;
· утвердить в качестве базы распределения косвенных расходов прямые расходы.
В разделе 3 «Учет финансовых вложений»:
· Формирование первоначальной стоимости (ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений») [17]:
· финансовые вложения принимать к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости;
· первоначальная стоимостью ценных бумаг, полученных организацией безвозмездного признаеться.
· Последующая оценка и выбытие.
· Резервы (ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»).
· Учет отдельных видов доходов и расходов:
· ПБУ 9/99 «Доходы организации» [13];
· ПБУ 10/99 «Расходы организации» [14];
· ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
· ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затратам по их обслуживанию».
· Учет дебиторской задолженности (ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затратам по их обслуживанию») [15]:
· просроченную дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной;
· информацию о сроках погашения займов (кредитов) раскрывать в бухгалтерской отчетности.(Приложение 8)
3.2. Учетная политика ООО «ИТХ» для целей налогового учета.
На данный момент в организации ООО «ИТХ» нет учетной политики для целей налогового учета, учетная политика была разработана самостоятельно.
В учетной политике ООО «ИТХ» должны быть рассмотрены разделы:
1. Общие положения;
2. Порядок определения расходов;
3. Учет убытков.
В 1 разделе «Общие положения» рассматривают:
· налоговый учет и налоговая отчетность формируется главным бухгалтером;
· для бухгалтерского учета используется программное обеспечение 1С 8.2.;
· объект налогообложения единый налог расходы минус расходы;
· организовать контроль за объемом дохода организации (организация не может превысить по итогам отчетного периода 60 млн. рублей);
· остаточная стоимость недолжна превысить 100 млн. рублей;
· средняя численность работников не должна превышать 100 человек;
· налоговый период и передача в налоговые органы декларацию по единому налогу.
В 2 разделе «Порядок определения расходов» рассматривают:
· основные средства и нематериальные активы, приобретенные в течении налогового периода относить на расходы равными долями, начиная с того отчетного периода, в котором произошел ввод в эксплуатацию объекта. В учете такой расход отражать в последний день отчетного (налогового) периода;
· учет товаров, приобретенных для перепродажи, используется метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· Налог на добавленную стоимость по материальным расходам включить в состав расходов в том же порядке, что и сам материальный расход. НДС включается в стоимость материалов в момент их приобретения;
· НДФЛ.
В 3 разделе «Учет убытков» рассматривают:
· организация не является налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость;
· организация не имеет обязательств налогового агента по налогу на прибыль;
· НДФЛ. (Приложение 9)
3.3. Предположения по совершенствованию учетной политике в ООО «ИТХ».
Условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.
Методические вопросы учетной политики организации влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и на оценку ее финансового состояния.
Организационно-технические вопросы учетной политики организации включают приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.
Для выяснения вопросов, которые должны быть решены в рамках учетной политики, организация должна в первую очередь определить совокупность способов, необходимых ей для отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов ее хозяйственной жизни.
Иными словами, организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни, а лишь те, которые имеют место в деятельности организации либо планируются в ближайшем будущем.
Учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в организации фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать наперед все события и пытаться их формализовать в рамках учетной политики.
Следующий шаг – анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учету и формирование отношения организации к имеющимся нормам. Здесь решаются три задачи:
1) выбор варианта учета из вариантов, предлагаемых законодателем;
2) оценка организацией нормативно установленных способов учета;
3) выявление фактов хозяйственной жизни организации, нормы в отношении которых вообще отсутствуют в системе нормативного регулирования.
Если организация признает, что способ бухгалтерского учета, установленный нормативными документами, позволяет организации достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то нет необходимости такой способ рассматривать в учетной политике. Он будет действовать «по умолчанию». Если же нормативно установленный способ по каким-либо причинам не позволяет организации адекватно отразить факты ее хозяйственной жизни или норма в законодательстве отсутствует, возникает необходимость оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета – либо новый, либо отличный от существующего, – воспользовавшись нормой.
Анализ текста действующего законодательства и практического опыта позволяет сделать вывод о перечне вопросов, которые должны решаться на уровне организации при формировании учетной политики.
Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
• выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);
• способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
• способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;
• способы бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;
• способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, когда представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.
Таким образом, учитывая разнообразие хозяйственной деятельности, можно предположить, что эффективное регулирование порядка отражения всех хозяйственных ситуаций невозможно по определению. Бухгалтерское законодательство, идя по пути сближения с международными стандартами формирования финансовой отчетности, постепенно отказывается от жесткого нормативного регулирования отражения в учете и отчетности отдельных хозяйственных операций. При этом ставка делается на повышение профессионального уровня бухгалтера, который должен вести учет и формировать отчетность, исходя из декларированных принципов учета и условий хозяйствования организации, а не только на основе норм, установленных государством.
4. Проблемы и ошибки в составлении учетной политики на примере ООО «ИТХ».
Учетная политика — явление, сравнительно новое для учета в малых организациях. Отечественная практика пока не может похвастаться большим практическим опытом и теоретическими наработками в данной области. Поэтому это именно тот случай, когда целесообразно воспользоваться зарубежными моделями, а не «изобретать велосипед», что и было сделано при разработке соответствующей нормативной базы.
Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету.
Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать.
Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых УСН, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики.