Д-т 63 субсчет «Резерв сомнительных долгов» К-т 91

Одновременно предприятие может принять новое решение о со­здании резерва сомнительных долгов, включив в него непогашен­ные долги резерва прошедшего периода.

Пример

Согласно учетной политике, предприятие создает резерв ежекварталь­но. По итогам проведения инвентаризации на 31 марта 2009 г. в учете пред­приятия была выявлена задолженность покупателей за отгруженную про­дукцию, числящаяся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», в следующих суммах:

- по расчетам с ООО «Импульс» — 60 000 руб. (включая НДС);

— по расчетам с ООО «Зенит» — 30 000 руб. (включая НДС);

- по расчетам с ЗАО «Марс» — 90 000 руб. (включая НДС).

Суммы данной задолженности были оценены инвентаризационной ко­миссией как сомнительные. Руководитель предприятия принял решение о создании резерва сомнительных долгов на всю сумму задолженности.

В бухгалтерском учете была сделана следующая проводка:

Д-т 91 К-т 63 «Резерв сомнительных долгов»

- 180 000 руб. (60 000 + 30 000 + 90 000) — образован резерв по рас­четам за отгруженную продукцию.

В течение 2009—2010 гг. произошли следующие события:

— во II квартале 2009 г. ООО «Импульс» полностью оплатило отгруженную в его адрес продукцию;

— в III квартале 2009 г. истек срок исковой давности по обязательству
ООО «Зенит»;

ЗАО «Марс» свое обязательство не исполнило, но срок исковой дав­ности по его задолженности не истек.

Эти события будут отражены в бухгалтерском учете следующими про­водками.

Д-т 51 К-т 62:

60 000 руб. — отражено погашение задолженности ООО «Импульс» во II квартале 2009 г.;

Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 91:

60 000 руб. — часть резерва по задолженности ООО «Импульс» при­соединена к финансовому результату во II квартале 2009 г.;

Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 62:

30 000 руб. — задолженность ООО «Зенит» в III квартале 2009 г. списана за счет образованного резерва;

Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 91:

90 000 руб. — в конце 2010 г. неиспользованная часть резерва по за­долженности ЗАО «Марс» присоединена к финансовому результату.

По состоянию на 31 декабря 2010 г. предприятие может вновь произвес­ти инвентаризацию задолженности и принять решение о повторном образо­вании резерва на сумму задолженности ЗАО «Марс».

В этом случае в бухгалтерском учете вновь делается запись об образо­вании резерва сомнительных долгов:

Д-т 91 К-т 63 «Резерв сомнительных долгов»:

90 000 руб. — образован резерв сомнительных долгов по расчетам с ЗАО «Марс».

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯ

СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражаю­щих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчет­ный период. Она является завершающим этапом учетной работы.

По периодичности составления различают квартальную и годовуюбухгалтерскую отчетность.

Порядок составления отчетности установлен следующими нор­мативными документами:

• Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет­ность организации» (ПБУ 4/99) № 43н от 6.07.99 г.

• Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н.

• Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности
РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 г.№ 34н.

Квартальная отчетность состоит из двух форм:

• бухгалтерского баланса (ф. № 1),

• отчета о прибылях и убытках (ф. № 2).

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

• бухгалтерский баланс (ф. № I),

• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2),

• отчет о движении капитала (ф. № 3),

• отчет о движении денежных средств (ф. № 4),

• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5),

• пояснительную записку,

• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгал­терской отчетности, если организация в соответствии с федераль­ными законами подлежит обязательной аудиторской проверке.

К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие основные требования:

1.В бухгалтерском учете отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц,квартал, год).

2. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных син­тетического и аналитического учета и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

3. Бухгалтерская отчетность составляется в валюте РФ.

4. Бухгалтерская отчетность составляется по типовым формам,
разработанным и утвержденным Минфином РФ.

5. Организации, отчетность которых подлежит обязательной
аудиторской проверке, в составе бухгалтерской отчетности
представляют итоговую часть аудиторского заключения.

6. Исправления отчетных данных после утверждения годовых отчетов производятся за отчетный период, в котором обнару­жены ошибки.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Сроки представления квартальной отчет­ности не позднее 30 дней после отчетного периода.

Сроки представле­ния годовой отчетности не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом. Отчет подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хо­зяйственной деятельности является открытой к публикации для за­интересованных пользователей. Достоверность публикуемой отчет­ности подтверждается независимой аудиторской организацией.

Предприятия (за исключением предприятий с иностранными ин­вестициями) обязаны представлять квартальную и годовую отчетность:

• собственникам (участникам, учредителям) — в соответствии с
учредительными документами;

• государственной налоговой службе (в одном экземпляре);

• другим государственным органам, на которые в соответствии
с законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;

• органам статистики.

Предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государствен­ных предприятий или их подразделений до их окончательного выпус­ка, представляют бухгалтерскую отчетность также органам, уполномо­ченным управлять государственным или муниципальным имуществом.

Предприятия с иностранными инвестициями представляют го­довую бухгалтерскую отчетность каждому участнику (собственнику) предприятия в порядке, предусмотренном учредительными докумен­тами, органу государственной налоговой службы.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Инвентаризация — установление на определенный момент фак­тического наличия средств и их источников, фактически произве­денных затрат путем пересчета инвентаризуемых объектов или про­верки учетных записей.

С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете: учитыва­ют неучтенные хозяйственные операции, контролирующие сохран­ность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у матери­ально ответственных лиц.

Инвентаризации бывают плановые и внеплановые, полные, ох­ватывающие все виды ресурсов предприятия, и частичные, охватыва­ющие какую-либо определенную группу хозяйственных средств или их источников.

Обязательно проводится инвентаризация в следующих случаях:

• при передаче имущества предприятия в аренду, продаже или преобразовании государственного предприятия в АО или то­варищество;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может производиться один раз в два-три года;

• при смене материально ответственных лиц;

• при установлении фактов хищений или злоупотреблений;

• порчи ценностей;

• в случае пожара или стихийных бедствий.

При инвентаризации могут быть выявлены расхождения факти­ческого наличия имущества с данными бухгалтерского учета, кото­рые регулируются в следующем порядке:

• обнаруженные излишки подлежат оприходованию и зачисле­нию на финансовые результаты;

• убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установ­ленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя на издержки производства;

• недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства или финансовые результаты.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Результаты инвентаризации рассматриваются комиссией с принятием решения, на чей счет должны быть отнесены недоста­чи или как оприходовать излишки. Решения комиссии протоколи­руются и утверждаются руководителем организации.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов составляют график работ всех подразделений бух­галтерии с указанием сроков выполнения работ. Во всех журналах-ордерах подсчитывают итоги, осуществляют взаимную сверку встреч­ных корреспонденции счетов. Например, в журнале-ордере № 1 итог графы, отражающий корреспонденцию дебета счета 51 и кредита счета 50, должен быть сверен с итогом графы, отражающим ту же корреспонденцию в ведомости № 2. Такая сверка производится по всем журналам-ордерам.

Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу — обо­роты по кредиту счета и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и опре­деляют остатки на 1-е число следующего месяца по каждому синте­тическому счету и субсчету. На основании Главной книги составля­ют оборотную ведомость, баланс и другую бухгалтерскую отчетность.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетнос­ти. В нем отражаются на первое число каждого квартала в денеж­ном выражении состав и размещение средств (имущества) предпри­ятия (актив баланса) и источники их образования (пассив баланса).

Баланс составляется по данным остатков по дебету и кредиту син­тетических счетов на начало и конец периода, взятым из книги уче­та хозяйственных операций или Главной книги.

Часть статей баланса полностью отражают сгруппированные дан­ные ряда синтетических счетов (статьи, основные средства, касса, расчетный счет и др.).

Другие статьи баланса отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов. По балансовой статье «Незавершенное про­изводство», например, показывается его общая величина, получен­ная суммированием расходов на незаконченную продукцию по сче­там 20, 21, 23, 29, 30, 44.

Порядок заполнения статьей баланса предприятия определен Инструкцией о порядке заполнения типовых форм годовой бухгал­терской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России.

Актив баланса состоит из двух разделов:

1.Внеоборотные активы.

2.Оборотные активы.

Пассив включает три раздела:

1.Капитал и резервы.

2. Долгосрочные обязательства.

3. Краткосрочные обязательства.

Баланс отражает экономическое положение предприятия в денеж­ной оценке — в рублях. При составлении баланса большое значение имеет правильная оценка балансовых статей.

Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

• основные средства — по остаточной стоимости, т. е. как разница между первоначальной стоимостью и суммой начислен­ной амортизации;

• нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. как
разница между стоимостью затрат на приобретение, включая
расходы по их доведению до состояния, в котором они при­годны к использованию, и суммой начисленной амортизации.

• капитальные вложения — по фактическим затратам;

• финансовые вложения в ценные бумаги, в уставные капиталы
других предприятий — по фактическим затратам для инвестора;

• материальные ценности — по фактической себестоимости;

• незавершенное производство — по фактической производ­ственной себестоимости или по прямым расходам;

• готовая продукция — по фактической или нормативной се­бестоимости;

• остатки средств на валютных счетах — в рублях путем пере­счета валюты по курсу ЦБ РФ.

Источники формирования средств предприятия отражаются в ба­лансе:

• уставный капитал — в размере, определенном учредительны­ми документами;

• резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;

• резервы — в сумме неиспользованных резервов;

• прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непок­рытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года.

Наши рекомендации