Д-т 63 субсчет «Резерв сомнительных долгов» К-т 91
Одновременно предприятие может принять новое решение о создании резерва сомнительных долгов, включив в него непогашенные долги резерва прошедшего периода.
Пример
Согласно учетной политике, предприятие создает резерв ежеквартально. По итогам проведения инвентаризации на 31 марта 2009 г. в учете предприятия была выявлена задолженность покупателей за отгруженную продукцию, числящаяся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», в следующих суммах:
- по расчетам с ООО «Импульс» — 60 000 руб. (включая НДС);
— по расчетам с ООО «Зенит» — 30 000 руб. (включая НДС);
- по расчетам с ЗАО «Марс» — 90 000 руб. (включая НДС).
Суммы данной задолженности были оценены инвентаризационной комиссией как сомнительные. Руководитель предприятия принял решение о создании резерва сомнительных долгов на всю сумму задолженности.
В бухгалтерском учете была сделана следующая проводка:
Д-т 91 К-т 63 «Резерв сомнительных долгов»
- 180 000 руб. (60 000 + 30 000 + 90 000) — образован резерв по расчетам за отгруженную продукцию.
В течение 2009—2010 гг. произошли следующие события:
— во II квартале 2009 г. ООО «Импульс» полностью оплатило отгруженную в его адрес продукцию;
— в III квартале 2009 г. истек срок исковой давности по обязательству
ООО «Зенит»;
ЗАО «Марс» свое обязательство не исполнило, но срок исковой давности по его задолженности не истек.
Эти события будут отражены в бухгалтерском учете следующими проводками.
Д-т 51 К-т 62:
60 000 руб. — отражено погашение задолженности ООО «Импульс» во II квартале 2009 г.;
Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 91:
60 000 руб. — часть резерва по задолженности ООО «Импульс» присоединена к финансовому результату во II квартале 2009 г.;
Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 62:
30 000 руб. — задолженность ООО «Зенит» в III квартале 2009 г. списана за счет образованного резерва;
Д-т 63 «Резерв сомнительных долгов» К-т 91:
90 000 руб. — в конце 2010 г. неиспользованная часть резерва по задолженности ЗАО «Марс» присоединена к финансовому результату.
По состоянию на 31 декабря 2010 г. предприятие может вновь произвести инвентаризацию задолженности и принять решение о повторном образовании резерва на сумму задолженности ЗАО «Марс».
В этом случае в бухгалтерском учете вновь делается запись об образовании резерва сомнительных долгов:
Д-т 91 К-т 63 «Резерв сомнительных долгов»:
90 000 руб. — образован резерв сомнительных долгов по расчетам с ЗАО «Марс».
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ
СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы.
По периодичности составления различают квартальную и годовуюбухгалтерскую отчетность.
Порядок составления отчетности установлен следующими нормативными документами:
• Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) № 43н от 6.07.99 г.
• Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н.
• Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности
РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 г.№ 34н.
Квартальная отчетность состоит из двух форм:
• бухгалтерского баланса (ф. № 1),
• отчета о прибылях и убытках (ф. № 2).
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
• бухгалтерский баланс (ф. № I),
• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2),
• отчет о движении капитала (ф. № 3),
• отчет о движении денежных средств (ф. № 4),
• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5),
• пояснительную записку,
• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательной аудиторской проверке.
К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие основные требования:
1.В бухгалтерском учете отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц,квартал, год).
2. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
3. Бухгалтерская отчетность составляется в валюте РФ.
4. Бухгалтерская отчетность составляется по типовым формам,
разработанным и утвержденным Минфином РФ.
5. Организации, отчетность которых подлежит обязательной
аудиторской проверке, в составе бухгалтерской отчетности
представляют итоговую часть аудиторского заключения.
6. Исправления отчетных данных после утверждения годовых отчетов производятся за отчетный период, в котором обнаружены ошибки.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Сроки представления квартальной отчетности не позднее 30 дней после отчетного периода.
Сроки представления годовой отчетности не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом. Отчет подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятельности является открытой к публикации для заинтересованных пользователей. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.
Предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) обязаны представлять квартальную и годовую отчетность:
• собственникам (участникам, учредителям) — в соответствии с
учредительными документами;
• государственной налоговой службе (в одном экземпляре);
• другим государственным органам, на которые в соответствии
с законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;
• органам статистики.
Предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государственных предприятий или их подразделений до их окончательного выпуска, представляют бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным или муниципальным имуществом.
Предприятия с иностранными инвестициями представляют годовую бухгалтерскую отчетность каждому участнику (собственнику) предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, органу государственной налоговой службы.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация — установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризуемых объектов или проверки учетных записей.
С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете: учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролирующие сохранность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.
Инвентаризации бывают плановые и внеплановые, полные, охватывающие все виды ресурсов предприятия, и частичные, охватывающие какую-либо определенную группу хозяйственных средств или их источников.
Обязательно проводится инвентаризация в следующих случаях:
• при передаче имущества предприятия в аренду, продаже или преобразовании государственного предприятия в АО или товарищество;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может производиться один раз в два-три года;
• при смене материально ответственных лиц;
• при установлении фактов хищений или злоупотреблений;
• порчи ценностей;
• в случае пожара или стихийных бедствий.
При инвентаризации могут быть выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, которые регулируются в следующем порядке:
• обнаруженные излишки подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты;
• убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя на издержки производства;
• недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства или финансовые результаты.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Результаты инвентаризации рассматриваются комиссией с принятием решения, на чей счет должны быть отнесены недостачи или как оприходовать излишки. Решения комиссии протоколируются и утверждаются руководителем организации.
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов составляют график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. Во всех журналах-ордерах подсчитывают итоги, осуществляют взаимную сверку встречных корреспонденции счетов. Например, в журнале-ордере № 1 итог графы, отражающий корреспонденцию дебета счета 51 и кредита счета 50, должен быть сверен с итогом графы, отражающим ту же корреспонденцию в ведомости № 2. Такая сверка производится по всем журналам-ордерам.
Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу — обороты по кредиту счета и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на 1-е число следующего месяца по каждому синтетическому счету и субсчету. На основании Главной книги составляют оборотную ведомость, баланс и другую бухгалтерскую отчетность.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетности. В нем отражаются на первое число каждого квартала в денежном выражении состав и размещение средств (имущества) предприятия (актив баланса) и источники их образования (пассив баланса).
Баланс составляется по данным остатков по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец периода, взятым из книги учета хозяйственных операций или Главной книги.
Часть статей баланса полностью отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов (статьи, основные средства, касса, расчетный счет и др.).
Другие статьи баланса отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов. По балансовой статье «Незавершенное производство», например, показывается его общая величина, полученная суммированием расходов на незаконченную продукцию по счетам 20, 21, 23, 29, 30, 44.
Порядок заполнения статьей баланса предприятия определен Инструкцией о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России.
Актив баланса состоит из двух разделов:
1.Внеоборотные активы.
2.Оборотные активы.
Пассив включает три раздела:
1.Капитал и резервы.
2. Долгосрочные обязательства.
3. Краткосрочные обязательства.
Баланс отражает экономическое положение предприятия в денежной оценке — в рублях. При составлении баланса большое значение имеет правильная оценка балансовых статей.
Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:
• основные средства — по остаточной стоимости, т. е. как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации;
• нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. как
разница между стоимостью затрат на приобретение, включая
расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию, и суммой начисленной амортизации.
• капитальные вложения — по фактическим затратам;
• финансовые вложения в ценные бумаги, в уставные капиталы
других предприятий — по фактическим затратам для инвестора;
• материальные ценности — по фактической себестоимости;
• незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости или по прямым расходам;
• готовая продукция — по фактической или нормативной себестоимости;
• остатки средств на валютных счетах — в рублях путем пересчета валюты по курсу ЦБ РФ.
Источники формирования средств предприятия отражаются в балансе:
• уставный капитал — в размере, определенном учредительными документами;
• резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
• резервы — в сумме неиспользованных резервов;
• прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли.
В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года.