Методика организации деятельности аудиторских организаций на основе МСА
МСА, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют клиентам аудиторских организаций и пользователям финансовой информации получить уверенность в том, что аудитор не подтверждает заведомо недостоверную информацию и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Необходимость унификации методики аудиторской проверки признается большинством специалистов.
Разработкой МСА занимается Международная федерация бухгалтеров. Целью МСА является способствовать развитию профессии и унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе. МСА действуют в любых странах, но не превалируют над национальными.
МСА формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии надежности результатов проверки. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, заключению, к самому аудитору. С изменением экономической среды стандарты подлежат пересмотру. Они определяют общий подход к проведению аудита, масштабам аудиторской проверки, виду отчетов аудитора, методологию аудита и его базовые принципы.
Основными пользователями стандартов являются аудиторские фирмы и аудиторы, а в РФ также руководители и собственники проверяемых организаций и т.д. Применение МСА в исходном виде в России невозможно. Причины—стандарты должны быть привязаны к системе национального законодательства и должны учитывать специфику России в связи с переходом к рыночной экономике.
В рамках проекта ТАСИС « Реформа российской системы бухгалтерского учета и аудита» разработаны Методические рекомендации по организации аудиторской деятельности на базе МСА. В основу мет. рекомендаций положен стандарт «Внутрифирменные стандарты аудита»
Методические рекомендации являются инструментом для оказания помощи аудиторам и ауд. фирмам в решении индивидуальных задач на высоком профессиональном уровне. Документ не регламентирует деятельность, основан на мировой практике технологии аудита и МСА, и может быть адаптирован к нуждам конкретной аудиторской фирмы. Рекомендации в значительной степени состоят из таблиц, правильное заполнение которых поможет качественно выполнять договорные отношения с клиентами.
В то же время рекомендации не учитывают некоторых особенностей отечественного учета, поэтому каждая аудиторская фирма самостоятельно решает, что применить из рекомендаций для разработки внутрифирменных правил. В основу мет. рекомендаций заложены основные принципы и понятия, характеризующие аудиторскую деятельность - добросовестное поведение аудитора, добросовестная практика ауд. деятельности, добросовестная практика ведения бух. учета.
Внутрифирменные стандарты или инструкции аудиторской фирмы должны выполнять следующие задачи: -качественного выполнение аудиторских услуг; - эффективной работы аудиторской фирмы.
В мировой практика АФ разрабатывает инструкции и правила регламентирующие организацию процесса аудиторской проверки основываясь на 220 МСА. Письменные инструкции для сотрудников АФ должны включать: - наличие профессиональных требований в соответствии с кодексом профессиональной этики; - наличие у сотрудников соответствующего опыта и компетенции; - порядок распределения работ в каждом конкретном случае; - наличия необходимого контроля качества и анализа выполняемых услуг на соответствие стандартам качества; - порядок привлечения специалистов для оказания консультаций сотрудникамАФ;порядок работы с клиентами для их удержания и привлечения; - правила контроля эффективности аудиторских процедур, применяемых в
процессе аудита.
Все правила общего контроля качества работы должны быть доведены до всех сотрудников АФ.
Инструкции по процедурам, обеспечивающим качество проверки должны включать следующие положения: - соответствие выполнения задания плану проверки; - рабочая документация по каждому участку проверки должна быть оформлена надлежащим образом; -существенные выводы по каждому участку проверки д.б. изложены в последнем абзаце, в конце которого должен следовать вывод, служащий базой для аудиторского заключения; - ответственность аудитора за качество проверки конкретного клиента, включая планирование, процесс проверки, документирование и подготовку заключения; -порядок оформления документов при отступлении в процессе проверки от инструкций фирмы с объяснением причин и обстоятельств этого отступления.
Для осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторов, фирма создает комиссию по процедурам, обеспечивающим качество проверки. В состав комиссии должны входить высококвлифицированные аудиторы.
21. Планирование в аудите. Контрольные вопросы подлежащие проработке при планировании аудита.
Правило (стандарт) аудит-й деятельности, разработ-й с учетом МСА, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухг-й) отчетности.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование в аудите предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую ( бухг-ую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Список контрольных вопросов по планированию является инструментом, кот-й использует аудитор, для планирования проверки конкретного клиента для обеспечения ее качества. Он является свидетельством того, что аудитор рассмотрел вопросы планирования и пришел к выводу, что планир-е проведено должным образом и удовлетворяет требованиям проверки в текущем году. Список может быть составлен и после составления общего плана проверки, но до ее начала. Список контрольных вопросов по каждому конкретному клиенту должен заполняться ежегодно и храниться в папке В под индексом 7.
Список контрольных вопросов по планированию (ответы по данному списку – да, нет): 1. Была ли выполнена процедура оценки и приема клиента на обслуживание? 2. Сведения о клиентской компании оформлены документально посредством: описания корпорации; финансового анализа; анализа рисков; описания порядка функц-ния компании; опис-я порядка использ-я процессов электронной обработки данных
3. Подготовлена общая программа ауд. проверки, вкл: - стратегию аудита, в том числе уровня существ-сти и риска по статьям фин-й отчетности; - план и расчет потребности в персонале; - временный график, в кот. предусмотрено место для выполнения зыдыч и для решения непредвиденных проблем
4. Была ли проведена оценка того, какие из ауд. действий на основе оценки существенности и риска могут:
- не проводиться
- выполняться не в ходе каждой проверки, а чередоваться с другими на основе ротации
5. Подготовлен ли для каждой существенной области аудита план действий или инструкции по аудиту, в кот. отражена избранная ауд-я стратегия? 6. Прошли ли утверждение планы по областям аудита? 7. Было ли поджготовлено ( направлено) письмо с извещением о принятии на себя обязательств? 8. Подготовлен ли список контрольных вопросов по планированию?
9. Был ли подготовлен доклад руководству клиентской компании об обнаруженных «слабых местах»в порядке фунц-ния компании ( если они были обнаружены)? 10. Можно ли завершить ауд. проверку в соотв. с документами по ее планированию?