Понятие и виды отчетности

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета заключается в обобщении учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период.

Отчетность – это система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих предпринимательскую деятельность организации за отчетный период времени: месяц, квартал, год.Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки деятельности организации, а также для проведения экономического анализа, планирования и прогнозирования, что составляет предмет законодательного нормативного регулирования.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.

Составляемая организациями отчетность классифицируется по ряду признаков (рис. 22).

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Положение разрешает организациям самостоятельно устанавливать форму бухгалтерской отчетности, закрепляя лишь понятие отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности.

Отчетность по видам подразделяется:

1) Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу оганизации за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.

При составлении статистической отчетности используются данные

статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

2) Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Отчетность

Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru

Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Понятие и виды отчетности - student2.ru Рис. 22. Классификация отчетности

3) Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.

4) Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.

По назначению отчетность подразделяется:

1) Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.

2) Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.

3) Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.

По срокам составления и представления:

Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал. Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью. Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относятся квартальная и полугодовая.

В состав промежуточной отчетности включают:

· бухгалтерский баланс (форма № 1). В балансе содержится совокупность показателей, характеризующих имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на отчетную дату;

· отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы организации.

В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.

Годовая отчетностьхарактеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.

Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерского баланса

(форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), включает также:

· отчет о движении капитала (форма № 3). В этом отчете содержится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств целевого финансирования;

· отчет о движении денежных средств (форма № 4) включает показатели об остатках, поступлении и расходовании денежных средств;

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе;

· пояснительную записку к годовому отчету. В ней раскрываются учетная политика и данные об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта;

· формы специализированной отчетности, характеризующие особенности деятельности организации;

· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

По степени обобщения информации:

Первичная отчетность составляется хозяйствующими субъектами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.

Сводная (консолидированная) отчетность составляется компаниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и зависимые организации. Сводную отчетность составляют также и вышестоящие организации. Основой составления консолидированной отчетности является информация, содержащаяся в первичной отчетности.

В настоящее время сводная (консолидированная) отчетность составляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Наши рекомендации