По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Смоленск

Пояснительная записка

1. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет” разработана в соответствии с ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа производственной (профессиональной) практики сопряжена с теоретическим материалом следующих дисциплин: Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение и является их продолжением.

2. По итогам производственной (профессиональной) практики студент должен быть готов к выполнению основных профессиональных функций бухгалтера в рамках основных видов деятельности:

- учетно-аналитической;

- экономической;

- финансово-контрольной.

3. Программа производственной (профессиональной) практики включает следующие этапы:

- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков;

- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;

- стажировку;

- практику преддипломную (квалификационную).

4. Бюджет времени на производственную (профессиональную) практику по этапам и видам практики в соответствии с требованиями ГОС СПО распределяется следующим образом:

- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков (3 недели);

- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью (4 недели);

- стажировку (2 недели);

- практику преддипломную (квалификационную) (4 недели).

Первый этап практики проводится на базе колледжа под руководством его преподавателей в форме практических занятий. Два последующих этапа производственной (профессиональной) практики и стажировку студенты осуществляют на предприятиях города и региона, которые имеют компьютерную базу и квалифицированный персонал.

Практику по профилю специальности (технологическую) и преддипломную (квалификационную) проводят руководители практики от колледжа.

5. Сроки прохождения производственной (профессиональной) практики, ее видов и этапов определяются графиком.

6. Контроль работы практикантов осуществляется руководителями. Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка.

Тематический план практики по профилю специальности

По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Группа 012- Эс,122 -ЭС

Преподаватель: Петрушина Е.В.

№ п/п Наименование видов, разделов и тем практик Кол-во часов
План производственной практики  
1. 1.Характеристика объекта практики
2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций 2.1.Учет кассовых операций. 2.2.Учет операций по расчетному счету. 2.3.Учет расчетов с подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами. 2.4.Учет кредитов и займов.  
4.Учет производственных запасов. 4.1. Документальное оформление поступления МПЗ. 4.2. Документальное оформление расходов МПЗ. 4.3. Учет производственных запасов по складам и в бухгалтерии. 4.4. Инвентаризация МПЗ.
4. 5.Учет основных средств и нематериальных активов. 5.1. Учет наличия и движения основных средств. 5.2. Учет амортизации основных средств. 5.3. Учет ремонта основных средств. 5.4. Учет наличия и движения нематериальных активов.
5. 6.Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 6.1. Изучить состав и учет прямых затрат предприятия. 6.2.Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов. 6.3. Изучать учет потерь от брака. 6.4. Дать оценку брака. 6.5. Изучить учет вспомогательного производства  
7.Учет готовой продукции и ее продажи. 7.1.Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии 7.2.Изучить учет расходов на продажу. 7.3.Изучить учет продажи продукции и расчетов с покупателями. 7.4.Изучить учет налога на добавленную стоимость.  
Всего:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 “ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ”

Составила: Петрушина Е.В

Смоленск 2012 г.

Направления деятельности по формированию профессиональных умений и навыков
Этапы и цели Работа с нормативными и учебными документами Учет хозяйственных операций, анализ основных экономических показателей Составление учетных форм, бухгалтерской и статистической отчетности Работа по контролю и аудиту
1.Приобретение первичных профессиональных умений и навыков v Изучить и использовать: - Налоговый кодекс РФ - Трудовой кодекс РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях - Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98) - ПБУ 1/98 от 09.12.98 № 60н “Учетная политика организации” - ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н “Бухгалтерская отчетность организации” - ПБУ 9/99 от 06.05.99 № 32н “Доходы организации” - ПБУ 10/99 от 06.05.99 № 33н “Расходы организации” - ПБУ 14/2000 от 16.10.2000 № 91н “Учет нематериальных активов” - ПБУ 5/01 от 09.06.01 № 44н “Учет материально-производственных запасов” - ПБУ 6/01 от 30.03.01 № 65н “Учет основных средств” - План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 № 94-Н - Положение о безналичных расчетах в РФ. Приказ Центробанка от 12.04.01 № 2-П - Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 “О формах бухгалтерской отчетности организации” - Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 2001 г. - Альбом форм бухгалтерской отчетности 2001г. v Умение сбора информации об имуществе, обязательствах организации и их движении; v Умение работать с первичными учетными документами; v Умение соотносить порядок составления и обработки документов; v Умение вести на синтетических и аналитических счетах учет: - денежных средств, расчетных и кредитных операций, - труда и его оплаты, - материально-производственных запасов, - основных средств и нематериальных активов, - материально-производственных запасов. v Навыки проведения инвентаризации: - основных средств, - нематериальных активов, - товароматериальных ценностей. v Навыки документального оформления учета: - денежных средств, - труда и его оплаты, - движения производственных запасов, - движения основных средств, - навыки составления основных форм статистической отчетности по труду и его оплате, основным средствам, денежным средствам и материальным ресурсам v умение осуществлять внутренний контроль за: - движением денежных средств в кассе предприятия, - ведением расчетов с подотчетными лицами, - правильностью полнотой отражения в учете операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках, - соблюдением нормативно-правовых актов и организации расчетов с персоналом по оплате труда, - правильностью оформления операций по наличию и движению товарно-материальных ценностей и состоянию производственных запасов; - движением основных средств и нематериальных активов, эффективностью их использования, - правильностью и полнотой отражения в учете и отчетности готовой, отгруженной и реализованной продукции.
II Овладение целостной системой профессиональнойдеятельности v Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности: - “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/'98 - “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 - “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000 - “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99 “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98 - “Учет основных средств” ПБУ 6/97 - “События после отчетной даты” ПБУ 7/98 - “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98 - “Доходы организации” ПБУ 9/99 - “Расходы организации” ПБУ 10/99 - “Информация по аффинированным лицам” ПБУ - 11/2000 - “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000 - “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 - “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000 v Умение количественного отражения и качественной характеристики фактического состояния: - готовой продукции и её реализации; - затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; - собственных средств предприятия; - кредитов и займов - финансовых результатов; v Умение формировать учетную политику организации, выбирать методику бухгалтерского учета, определение форм его ведения и организации; v Умение представлять управляющей системе (внутренним пользователям) полную и достоверную информацию о деятельности организации и её имущественном положении. v Навыки документального оформления учета: - готовой продукции и её реализации; - затрат на производство; - собственных и заемных средств; - финансовых результатов и их использования; v Умение составлять статистическую отчетность по готовой продукции, ее реализации, по себестоимости продукции и финансовым результатам деятельности организации v Навыки контроля за: - расходами организации; - участием собственных средств в обороте организаций; - использование прибыли, остающейся в распоряжении организаций; - использование кредитов и займов
III. Овладение первоначальным профессиональным опытом (стажировка) v .Методические рекомендации (указания) инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; v Изучить и применять рабочие документы самого предприятия, определяющие особенности организации и ведения учета r нем: - документ по учетной политике предприятия; - формы первичных документов, утвержденные руководителем; - графики документооборота; - план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководителем; - формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем.   v Умение обобщать систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период; v Навыки экономического анализа хозяйственной деятельности; v Навыки аудиторской проверки; v Умение представлять внешним пользователям информацию о деятельности организации и её финансовом состоянии. v Навыки составления бухгалтерских документов, регистров и форм отчетности: - бухгалтерского баланса; - отчета о прибылях и убытках; - приложений к ним; - аудиторского заключения; - пояснительной записки; - приложения по налогам и сборам. v Навыки планирования аудита и разработки программы; v Умение работать с внутрифирменными стандартами; v Проверка соблюдения нормативных актов; v Умение получать аудиторские доказательства; v Навыки документирования аудита; v Опыт контроля за достоверностью и своевременностью бухгалтерской отчетности; соблюдения налоговой дисциплины

II этап.

Список литературы

Нормативная литература:

Задание 1. «Характеристика объекта практики».

Цель: знакомство с объектом практики.

1. Изучить правила внутреннего распорядка

2. Ознакомиться с характером хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, изучить данные о видах выпускаемой продукции (работ или услуг).

3. Изучить документооборот на предприятии и уровень механизации.

Задание 2 «Учет денежных операций»

Цель: приобретение профессиональных навыков в обработке документов н. порядок ведения учета денежных расчетных и кредитных операции.

  1. Ознакомиться с функциональными обязанностями кассира.
  2. Ознакомиться с правилами ведения кассовых операций на предприятии.
  3. Составить и приложить к отчету по практике документы по оформлению кассовых операций (приходный и расходный кассовый ордер).
  4. Уметь осуществлять аналитический учет кассовых операций. Ознакомиться с ведением кассовой книги. Изучить ведение синтетического учета кассовых операций, заполнить и приложить к отчету журнал - ордер №1, ведомость №1 по счету 50.
  5. Ознакомиться с учетом расчетов с подотчетными лицами. Составить и приложить к отчету авансовый отчет и журнал - ордер №7.
  6. Изучить порядок открытия расчетного счета в банке, документальное оформление операций по движению денежных средств на расчетном счете. Заполнить и приложить к отчету платежное поручение, платежное требование — поручение.
  7. Научиться обрабатывать и проверять выписки банка из расчетного счета.
  8. Составить и приложить к отчету Журнал - ордер № 2 и ведомость № 2 по счету 51.
  9. Знать формы безналичных расчетов, применяемых на предприятии с учетом расчетов с разными дебиторами и кредиторами с учетом кредитов банка.

Задание 3. «Учет товарно-материальных ценностей.»

Цель: приобретение профессиональных навыков по учету товарно-материальных ценностей.

Для достижения поставленной цели студент должен:

  1. Ознакомиться с функциональными обязанностями работников группы учета: товарно-материальных ценностей.
  2. Дать оценку товарно-материальных ценностей применяемую в учете на данном предприятии.
  3. Ознакомиться с документальным оформлением приема товарно-материальных ценностей на склад. Составить и приложить приходную накладную, акт приема и другие документы на приход товарно-материальных ценностей.
  4. Ознакомиться с аналитическим учетом на складе и в бухгалтерии.
  5. Изучить синтетический учет поступления товарно-материальных ценностей и учет расчетов с поставщиками. Составить и приложить к отчету журнал-ордер №6 по учету расчетов с поставщиками, счет 60.
  6. Ознакомиться с документальным оформлением отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету: требование на отпуск ТМЦ; лимитное - заборную карту; приказ на отпуск на сторону и другие имеющиеся на предприятии документы по расходу ТМЦ.
  7. Изучить синтетический учет отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету ведомость №10.
  8. Ознакомиться с учетом переоценки товарно-материальных ценностей; с проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и отражением в учете их результатов.

Задание 4 «Учета основных средств и нематериальных активов»

Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета основных средств и нематериальных активов.

1. Изучить состав основных средств предприятия и его классификацию.

2. Дать оценку основных средств числящихся на балансе предприятия.

3. Используя теоретические знания и практические навыки провести обработку документов по поступлению основных средств и нематериальных активов. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету акт приема-передачи основных средств, накладные на внутреннее перемещение

4. Освоить особенности ведения синтетического и аналитического учета основных средств н. нематериальных активов на предприятии. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету документы, касающиеся учета основных средств и нематериальных активов. (Акт ликвидации основных средств; инвентарную карточку; журнал-ордер №13)

5. Изучить учет капитальных вложении в основные средства и нематериальные активы (при подрядном о хозяйственном способах работ ).

6. Изучить порядок начисления износа (амортизации основных средств и нематериальных активов) применяемый на предприятии и его учет.

7. Изучить виды ремонта основных средств, их источники и учет.

8. Изучить документальное оформление и учет выбытия основных средств и нематериальных активов, согласно плану счетов бухгалтерского учета.

9. Изучить учет арендованных и сданных в аренду основных средств.

10. Изучить систему перехода предприятия на новый план счетов бухгалтерского учета и отразить учет основных средств по счетам бухгалтерского учета

11. .

Задание 6. «Учет затрат на производство»

Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета затрат на производство.

  1. Дать характеристику основного и вспомогательного производства данного предприятия.
  2. Изучить состав прямых затрат предприятия
  3. Изучить учет прямых затрат на производство.
  4. Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов.
  5. Изучить учет потерь от брака.
  6. Дать оценку брака.
  7. Изучить учет вспомогательного производства
  8. На основании приобретенного профессионального опыта составить отчетную калькуляцию. Определить фактическую себестоимость готовой продукции с учетом остатков незавершенного производства. Составить и приложить к отчету по практике журнал-ордер №10, 10/1; ведомость 12; 15
  9. Произвести анализ себестоимости продукции по общей сумме и отдельным элементам.

Задание 7 «Учета готовой продукции и се реализации.

Цель: приобретение профессиональных навыков во введении учета готовой продукции и се реализации.

  1. Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии (согласно нового плана счетов бухгалтерского учета)
  2. Нa основании приобретенного профессионального опыта дать оценку готовой продукции.
  3. Изучить учет товаров отгруженных и коммерческих расходов.
  4. Изучить учет реализации продукции и расчетов с покупателями.
  5. Изучить учет налога на добавленную стоимость.
  6. На основании полученных знаний и приобретенного профессионального опыта определить результат от реализации продукции.
  7. Составить и приложить к отчету документацию по учету движения готовой продукции: ведомость 16

Анкета для студентов

Цель: выявить уровень удовлетворённости тренингом по подготовке к профессиональной практике

№ п/п Содержание опроса Критерии
Да Нет
  Знаете ли Вы как:    
1. Преодолевать барьеры общения +  
2. Использовать знания о вербальном и невербальном общении при знакомстве с новым коллективом. +  
3. Быстро адаптироваться (приспособиться) к среде +  
4. Преодолеть тревожность, снять стресс. +  
5. Преодолеть конфликтную ситуацию +  
6. Преодолеть трудности +  

Оказали ли Вам помощь знания, полученные на тренингах?

В нескольких заданиях я ссылалась на знания, полученные на тренингах.

Смоленск

Пояснительная записка

1. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет” разработана в соответствии с ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа производственной (профессиональной) практики сопряжена с теоретическим материалом следующих дисциплин: Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение и является их продолжением.

2. По итогам производственной (профессиональной) практики студент должен быть готов к выполнению основных профессиональных функций бухгалтера в рамках основных видов деятельности:

- учетно-аналитической;

- экономической;

- финансово-контрольной.

3. Программа производственной (профессиональной) практики включает следующие этапы:

- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков;

- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;

- стажировку;

- практику преддипломную (квалификационную).

4. Бюджет времени на производственную (профессиональную) практику по этапам и видам практики в соответствии с требованиями ГОС СПО распределяется следующим образом:

- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков (3 недели);

- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью (4 недели);

- стажировку (2 недели);

- практику преддипломную (квалификационную) (4 недели).

Первый этап практики проводится на базе колледжа под руководством его преподавателей в форме практических занятий. Два последующих этапа производственной (профессиональной) практики и стажировку студенты осуществляют на предприятиях города и региона, которые имеют компьютерную базу и квалифицированный персонал.

Практику по профилю специальности (технологическую) и преддипломную (квалификационную) проводят руководители практики от колледжа.

5. Сроки прохождения производственной (профессиональной) практики, ее видов и этапов определяются графиком.

6. Контроль работы практикантов осуществляется руководителями. Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка.

Тематический план практики по профилю специальности

По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Группа 012- Эс,122 -ЭС

Наши рекомендации