Тема 3.4. Форма организации ведения учета на малом предприятии
План
1. Форма организации ведения учета на малом предприятии
Цель: иметь представление о форме ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями
Студент должен:
Знать:
- варианты ведения учета
1. Форма организации ведения учета на малом предприятии
Исходным элементом организации бухгалтерского учета является его форма. В соответствии с законом о бухгалтерском учете, возможны следующие варианты:
а) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
б) введение в штат должности бухгалтера;
в) передача ведения бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем предприятия.
В пункте 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [30] отмечено, что вышеназванные варианты, кроме «а», рекомендуется применять в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Это связано с тем, что объем учетной работы относительно невелик, а критерий численности отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства вынуждает их руководителей минимизировать численность управленческого персонала.
Рассмотрим вышеперечисленные варианты подробнее.
Как правило, организация бухгалтерского учета на крупном предприятии не является большой проблемой. При создании с нуля крупной компании для постановки бухгалтерского учета приглашают профессионалов в этой области, которые проводят анализ предстоящей деятельности и создают бухгалтерскую службу, которая максимально отвечает потребностям предприятия.
В таком вопросе, какорганизация учета на малом предприятии, у фирм меньше возможностей, но больше трудностей. Предприниматели, начинающие новый бизнес, в большинстве случаев с трудом представляют себе, как осуществить постановку бухгалтерского учета в своей фирме. Между тем, вариантов ведения бухгалтерского учета на малом предприятии не так и много.
Если предприниматель владеет бухгалтерским учетом, то на первых порах при небольших масштабах деятельности он справится и самостоятельно. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» разрешает руководителю малого предприятия лично вести бухгалтерский учет.
Неоспоримыми плюсами при этом являются: экономичность (не придется тратиться на бухгалтерское обслуживание) и возможность все держать под своим контролем.
На многих малых предприятиях проблема ведения бухгалтерского учета решается путем приема на работу штатного бухгалтера или даже организации бухгалтерской службы из 2-3 человек. Такой работник или служба всегда под рукой, документы ежедневно составляются и обрабатываются, отчетность представляется, а налогообложение оптимизируется.
Однако иметь бухгалтерскую службу или постоянного бухгалтера – удовольствие не из дешевых. Поэтому данный вариант подходит на более поздних этапах развития фирмы, когда она уже способна приносить устойчивый доход, а штат работников неуклонно увеличивается.
Если обороты вашей фирмы пока невысоки, а хозяйственные процессы не бьют ключом, то в случае штатного бухгалтера ваши затраты на его ежедневное присутствие в офисе будут не оправданы. Да и офис может пока состоять из одной комнаты и пары ПК. В этом случае оптимальный вариант – приходящий бухгалтер. Ведение им бухгалтерии обойдется фирме в гораздо меньшую сумму. Хорошо, если приходящий бухгалтер зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, тогда с ним заключается официальный договор об оказании услуг.
Всем людям, в том числе бухгалтеру штатному или приходящему, свойственно болеть, уходить в декрет, отдыхать и т.п. Но деятельность предприятия не может останавливаться из-за этого. Как же быть? В данном случае оптимальным выходом станет бухгалтерский аутсорсинг. Заболел бухгалтер, ведущий вашу фирму? Вам назначат другого.
Стоимость услуг по бухгалтерскому аутсорсингу приблизительно равна стоимости услуг приходящего бухгалтера. Дополнительный плюс – согласно договору бухгалтерская фирма полностью отвечает за свою деятельность.
Таким образом, организация учета на малом предприятии может быть выбрана из нескольких вариантов, и только вы, исходя из знаний специфики и возможностей своего пока малого бизнеса, можете подобрать такой вариант, который позволит в обозримом будущем вашей фирме занять место среди крупных предприятий.
Тема 2.5. Системы регистров бухгалтерского учета разработанные для малых предприятий
План
1. Системы регистров бухгалтерского учета разработанные для малых предприятий
Цель: иметь представление о системе регистров бухгалтерского учета
Студент должен:
Знать:
- формы бухгалтерского учета
- регистры бухгалтерского учета
1. Системы регистров бухгалтерского учета разработанные для малых предприятий
В пункте 6 Типовых рекомендаций малым предприятиям предложено применять одну из следующих систем регистров (форм) бухгалтерского учета:
а) единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий;
б) журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;
в) упрощенную форму бухгалтерского учета, установленную Типовыми рекомендациями. Упрощенную форму бухгалтерского учета не следует путать с УСНО, которая применяется в соответствии с гл. 26.2 НК.
Согласно Типовым рекомендациям, упрощенная форма бухгалтерского учета может реализовываться в двух вариантах:
а) в виде простой формы бухгалтерского учета;
б) в виде формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Простая форма удобна для предприятий, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц) и нет производства с большими затратами материальных ресурсов. Она предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1).
Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.
В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.
Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Ведомости ф. № В-1—В-9предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.
Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.
Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.
Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.
Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100 000 руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 000 руб., и в реализацию - на 10 000 руб. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» в сумме 100 000 руб., по дебету счета 20 «Основное производство» - в сумме 90 000 руб., по дебету счета 90 «Продажи» - в сумме 10 тыс. руб.
Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.
При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ф. № ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по ф. № В-1.
По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.
Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.
При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.
Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, в сказуемом - в порядке увеличения их номеров.
Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам.
По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.
Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.
Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К числу регистров при данной форме относятся следующие ведомости:
1) «Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений» — форма № В-1;
2) «Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям» — форма № В-2;
3) «Ведомость учета затрат на производство» — форма № В-3;
4) «Ведомость учета денежных средств и фондов» — форма № В-4;
5) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — форма № В-5;
6) «Ведомость учета реализации» — форма № В-6 (оплата);
7) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — форма № В-6 (отгрузка);
8) «Ведомость учета расчетов с поставщиками» — форма № В-7;
9) «Ведомость учета оплаты труда» — форма № В-8;
10) «Ведомость (шахматная)» — форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.
Критериями выбора системы счетоводства являются потребности и масштабы производства и управления, а также численность работников.
Малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства.
Малые предприятия, занятые торговлей или посреднической деятельностью, могут использовать регистры упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных ценностей, финансовых активов и т.п.), из единой журнальноордерной формы счетоводства.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
При выборе любой из перечисленных форм малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы. При этом обязательно соблюдение:
а) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
б) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
в) сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
г) накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Таким образом, Типовые рекомендации допускают сочетание элементов различных систем учета.
В настоящее время наиболее распространена автоматизированная форма бухгалтерского учета. Ее очевидными преимуществами являются оперативность при относительно низкой вероятности ошибок и снижение трудоемкости учета. Следует иметь ввиду, что автоматизированная форма учета может считаться самостоятельной только условно, поскольку создается на основе перечисленных в Типовых рекомендациях систем регистров учета, хотя может использовать и некоторые специфические регистры. При применении автоматизированной формы учета следует также как и при применении остальных форм, соблюдать требования ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» об отражении в учетной политике организации всех видов «первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности».
Практическая работа 2
Требования и варианты ведения учета
Содержание:расчет лимита кассы на малых предприятиях
Студент должен:
Уметь:
- определять варианты ведения учета
Методические указания
На основании предложенных заданий заполнить соответствующие формы и таблицы
Задание 1.
Заполните таблицу проставив необходимые счета для работы малого предприятия
Рабочий план счетов МП
Раздел | Наименование счета | № счета | Счета типового плана счетов, данные которых группируются на этом счете |
В необоротные активы | – Основные средства – Износ основных средств – Капитальные вложения | ||
Оборотные активы | – Запасы – НДС | ||
Затраты на производство | – Основное производство | ||
Готовая продукция | – Товары | ||
Денежные средства | – Касса – Расчетные счета – Валютные счета – Специальные счета в банках – Финансовые вложения | ||
Расчеты | – Расчеты с поставщиками – Расчеты с бюджетом – Расчеты по социальному страхованию – Расчеты по оплате – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | ||
Кредиты банков, финансирование | – Кредиты и другие заемные средства | ||
Капитал | – Уставный капитал – Добавочный капитал – Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
Финансовые результаты | – Продажи – Прочие доходы и расходы – Прибыль и убытки |
Задание 2.
Перечислите возможные формы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 3.
Выпишите наименования регистраторов бухгалтерского учета имущества малых предприятий (оценка 0,5 баллов)
1. Форма № В-1 «Ведомость учета»
2. Форма № В-2 «Ведомость учета»
3. Форма № В-3 «Ведомость учета»
4. Форма № В-4 «Ведомость учета»
5. Форма № В-5 «Ведомость учета»
6. Форма № В-6 «Ведомость учета»
7. Форма № В-7 «Ведомость учета»
8. Форма № В-8 «Ведомость учета»
9. Форма № В-9 «Ведомость ( )»
Задание 4.
Какие вы знаете требования к заполнению хозяйственных операций в выше указанных регистрах учета?
Задание 5.
Укажите возможные варианты ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях (оценка 1 балл)
Способы ведения бухгалтерского учета | Возможные варианты |
1. Рабочий план счетов | |
2. Формы бухгалтерского учета | |
3. Погашение стоимости основных средств | |
4. Погашение стоимости нематериальных активов | |
5. Формирование резервов | |
6. Организация учета материалов и их оценка | |
7. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции | |
8. Порядок распределения общехозяйственных расходов | |
9. Оценка готовой продукции | |
10. Оценка незавершенного производства | |
11. Признание прибыли | |
12. Использование прибыли | |
13. Отражение курсовых разниц |
Практическая работа 3