Оценка платежеспособности организации на основе изучения потоков денежных средств
Для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности, ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской задолженности и прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой - платежные обязательства на этот же период (1, 5, 10, 15 дней, 1 мес).
Оперативный платежный календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и др.
Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять единицу или немного больше.
Низкий уровень платежеспособности может быть случайным (временным) и хроническим (длительным). Поэтому анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.
Причинами неплатежеспособности могут быть невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли и как результат недостаток собственных источников самофинансирования предприятия. Одной из причин ухудшения платежеспособности может быть неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования. Высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов также может стать одной из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.
Для выяснения причин изменения показателей платежеспособности важное значение имеет анализ выполнения финансового плана по доходной и расходной части. Для этого данные отчета о движении денежных средств, а также отчета о финансовых результатах сравнивают с данными финансовой части бизнес-плана. При анализе в первую очередь следует установить выполнение плана по поступлению денежных средств главным образом от реализации продукции, работ и услуг, имущества, выяснить причины изменения суммы выручки и выявить резервы ее увеличения. Особое внимание следует обратить на использование денежных средств, так как даже при выполнении доходной части финансового плана перерасходы и нерациональное использование денежных средств могут привести к финансовым затруднениям.
Расходная часть финансового плана анализируется по каждой статье с выяснением причин перерасхода, который может быть оправданным и неоправданным. По итогам анализа финансового плана должны быть выявлены резервы увеличения планомерного притока денежных средств для обеспечения стабильной платежеспособности предприятия в перспективе.
Структура доходной части платежного баланса практически не отличается от плановой. В структуре расходной части увеличилась доля расходов на приобретение товарно-материальных ценностей и оплату услуг в связи с их удорожанием. Увеличилась также доля налоговых платежей в общей сумме расходов. План по капитальным вложениям выполнен, однако удельный вес их в общей сумме расходов предприятия снизился. Выплата пени, штрафов и других санкций способствовала сокращению. платежных средств и ухудшению платежеспособности предприятия.
30 . Методика диагностики вероятности банкротства организации.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности предприятия принимаются по признании неудовлетворительности структуры баланса.
Основная цель проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия - обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) выступает неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов в течении трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Методик, которые бы с достаточной степенью достоверности позволяли прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет, как нет и единого источника, где бы были описаны все известные методики. Мы остановимся на наиболее известных методиках прогнозирования банкротства.
Существуют "качественный" и "количественный" подходы к предсказанию банкротства.
" Качественный" подход основан на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству и выявлении таких характеристик у исследуемого предприятия. Их наличие позволяет дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.
К первой группе относятся критерии и показатели, неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:
- повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
-превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
-чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
-устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
-хроническая нехватка оборотных средств;
-устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
-превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
-хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);
-использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состоя-ние как критическое. Вместе с тем, они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:
-потеря ключевых сотрудников аппарата управления;
-вынужденные остановки, а также нарушения производственно- технологического процесса;
-недостаточная диверсификация деятельности предприятия, т.е. чрезмерная зависимость -финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.;
-излишняя ставка на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;
-участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
-потеря ключевых контрагентов;
-недооценка технического и технологического обновления предприятия;
-неэффективные долгосрочные соглашения;
-политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями.
Одной из стадий банкротства предприятия является финансовая неустойчивость. На этой стадии начинаются трудности с наличными средствами, проявляются некоторые ранние признаки банкротства, резкие изменения в структуре баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызвать:
-резкое уменьшение денежных средств на счетах (кстати, увеличение денежных средств может свидетельствовать об отсутствии дальнейших капиталовложений);
-увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также говорит о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой про-дукции);
-старение дебиторских счетов;
-разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности;
снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия).
"Количественный" подход к предсказанию банкротства основан на применении следующих вариантов:
-трендового анализа обширной системы критериев и признаков;
-ограниченного круга показателей;
-интегральных показателей;
-рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.
-факторных регрессионных и дискриминантных моделей.
В первом варианте предполагается использование относительно большого количества показателей, набор которых определяется аналитиком и может включать любые показатели оценки финансового состояния предприятия. Множество критериев затрудняет принятие однозначного решения о вероятности банкротства. Преимущества заключаются в том, что этот вариант обеспечивает комплексный и системный подход.
Кроме того, трендовая форма анализа позволяет расширить его временные границы, что выгодно отличает данный вариант предсказания банкротства от других вариантов.
31. Пути финансового оздоровления организаций
Для первичного финансового оздоровления предприятий необходимо провести реструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать: во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга, которую можно осуществить различными методами.
Рассмотрим, в частности, один из них. На определенный момент времени вся сумма задолженности предприятий по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды переводится на специальные счета. Дальнейшую реструктуризацию задолженности можно провести в следующих формах:
- заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету. В данном случае продукция может быть использована на государственные нужды, для поставок государственным и государственно-частным лизинговым компаниям и промышленным предприятиям или для выполнения межгосударственных соглашений;
- оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой;
- проведение в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.
Государственные органы должны подходить индивидуально к каждому из своих должников, определяя формы эффективного взаимодействия. Эта работа потребует нескольких месяцев и должна вестись как на государственном , так и на региональном уровне.
Перечисленные мероприятия по первичному финансовому оздоровлению предприятий не могут решить всех вопросов перехода к экономическому росту. Это обусловлено целым рядом причин более общего характера. Первая из них связана с недостатками проведенной приватизации, в результате которой на большинстве предприятий так и не появились эффективные собственники. Выход из кризиса в данной сфере лежит в области организационной и институциональной реструктуризации предприятий.
Второй причиной является низкая эффективность отечественной промышленности, неумение многих предприятий производить и сбывать свои товары при устраивающем покупателей соотношении "качество/цена", чрезмерно медленная внутренняя перестройка деятельности предприятий.
Совершенствование механизма обеспечения интересов собственников и устранение бесконтрольности менеджеров
Проведение первого этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности.
Соответствующими критериями можно считать следующие:
- готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;
- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;
- возможность участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции. Именно такие кластеры формируются сегодня, например, в оборонной промышленности, и данная модель ("группового спасения") представляется нам чрезвычайно перспективной.
Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных требований, должны подпадать под процедуру банкротства. В том случае, если для подобного предприятия не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию при сохранении прежнего профиля или путем полного перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.
Одним из возможных и в некоторых случаях необходимых шагов для нормализации ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли государственной собственности в капитале предприятий.
Одним из путей финансового оздоровления предприятия могла бы стать дополнительная эмиссия акций.
По нашему мнению, такой основой могла бы стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования капитала в будущем. Для этих целей не годятся отчетные бухгалтерские данные предприятий, поскольку они полностью деформированы системой бартерных расчетов и многочисленными механизмами сокрытия прибыли, освоенными менеджерами и финансистами предприятий за последние годы.
Проведение переоценки в этой ситуации должно быть поручено независимым оценщикам (возможно и создание смешанных комиссий из представителей Госналогслужбы, местных органов власти и частных аудиторских, консалтинговых и оценочных фирм). Естественно, такой дорогостоящий способ нужно применять к наиболее перспективным предприятиям, перечень которых следует определять государственным или местным органам власти.
Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться государственным или местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами. В ряде случаев возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.
В тех случаях, когда местные или государственные, органы власти являются основными кредиторами, они имеют возможность оказывать наибольшее влияние на их судьбу. При переходе предприятия в результате банкротства под контроль государственных, органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед местным бюджетом.
Увеличение доли местных органов в капитале предприятий, расположенных на их территории, создаст условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг или предоставления гарантий частным инвесторам, обеспеченных имущественными правами.
Естественно, это никоим образом не будет лишать государственные или местные органы власти возможности (в случае, если им это будет выгодно) продать пакеты акций, полученные в результате описанной выше процедуры, то есть продолжить процесс приватизации - но уже на разумных экономических основаниях.