История бухгалтерского учета

ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 «ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Королев,

ВВЕДЕНИЕ

Часто люди задают вопрос: «Зачем надо изучать историю?». На этот вопрос существует большое количество ответов, суть которых состоит в том, что история, в нашем случае история бухгалтерского учета, позволяет:

· Раскрыть динамику протекающих процессов и описать их закономерности;

· Представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;

· Рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;

· Проследить смену общих концепций;

· Научить специалистов объективно оценивать новое;

· Дать практикам обзор уже решенных задач;

· Оставить другим поколениям научное наследство и облегчить тем самым поиск новых идей;

· Освоить технику научного предвидения;

· Привить себе, коллегам, ученикам любовь и гордость за свою профессию и т. д.

Все перечисленное позволяет понять, почему в высшей школе изучают историю бухгалтерского учета, почему бухгалтера – практики интересуются прошлым своей профессии и почему издательства выпускают книги по этой тематике.

В результате изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» студент должен:

Знать:

· основы возникновения бухгалтерского учета как науки;

· зарождение бухгалтерского учета и его развитие по периодам;

· принципиальные отличия направлений развития бухгалтерского учета в различных странах;

· овладение навыками самостоятельного применения теоретических основ.

При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой контроля студенческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения: во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподавателя списку, во-вторых, для написания такой работы подбирается необходимая для раскрытия темы литература, выстраивается план изложения и в соответствии с вопросами плана пишется текст.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой курса «История бухгалтерского учета» для самостоятельной работы студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Объем контрольной работы должен составлять не более двадцати печатных страниц, необходимые требования к оформлению – наличие титульного листа, развернутого плана, основной части, заключения и список использованной литературы.

Студенты заочного обучения в установленные сроки, в соответствии с учебным планом, должны выполнить контрольную работу по курсу «История бухгалтерского учета», оформив ее в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению письменных работ КИУЭС.

В основной части студент раскрывает сущность указанной темы, краткое, примерное содержание которой отражено в соответствующем варианте задания.

ТЕМА 1 . ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Архивы, сохранившиеся до наших дней учетных документов бухгалтерского учета. Какую важную информацию мы можем узнать из этих архивов. Произвести анализ этих учетных документов.

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Методология бухгалтерского учета прошла в своем развитии шесть этапов, умножаясь, усложняясь и совершенствуясь:

1. Натуралистический;

2. Стоимостной;

3. Диграфический;

4. теоретико – практический;

5. натуралистический;

6. современный.

ТЕМА 3. ЗНАМЕНИТЫЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Студент выбирает одного или нескольких ученых, которые, по его мнению, внесли наибольший вклад в развитие бухгалтерского учета за всю его историю с древности до наших дней.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК НАУКИ

Основными вопросами данной темы являются:

1. Возникновение науке об учете в Италии;

2. Развитие теории бухгалтерского учета во Франции;

3. Немецкая школа бухгалтерского учета;

4. Бухгалтерский учет в Англии.

ТЕМА 5. ДОГМАТЫ ЛУКИ ПАЧОЛИ

Лука Пачоли – отец двойной бухгалтерии Возникновение двойной бухгалтерии и этапы ее развития. Характеристика принципов бухгалтерского учета Луки Пачоли и соответствие сегодняшним. Каковы его общие заслуги перед бухгалтерским учетом

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Я. В. Соколов, В.Я. Соколов. История бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

Дополнительная литература:

1. Малькова Т. Н. История бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008

2. Лука Пачоли. Трактат о счетах и записях. Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2001

3. Я. В. Соколов. Очерки по истории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1991

4. Я. В. Соколов. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: Аудит, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1996.

5. Арнольд К.И. Самоучитель бухгалтерии. М., 1809.

6. Арнольд К.И. О системе государственного счетоводства. –СПб., 1823.

7. Бауэр О.О. Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины. – М., 1911.

8. Валицкий И.Ф. Теория счетоводства в применении к народному хозяйству. – СПб., 1877.

9. Вальденберг Э.Г. «Тройная система» счетоводства (Ф.В. Езнрского) перед судом специалистов, в теории и на практике. – СПб., 1891.

10. Галаган А. М. Новейшие итальянские формы двойной бухгалтерии. – М., 1912.

11. Галаган А. М. Счетоводство в его историческом развитии. – М.-Л., 1927.

12. Галаган А. М. Основы общего счетоведения. – М.: Изд-во Наркомторга СССР и РСФСР, 1928.

13. Гальперин Я. М. Курс балансового учета. – М.: Госфиниздат, 1934.

14. Езерский Ф. В. Счетоводство подотчетных приказчиков. – 2-е изд. – СПб., 1883.

15. Иванов С. Христофор Штехер. Первый бухгалтер. // Коммерческое образование. – 1909.- № 1.

16. Кедров В.Е. История бухгалтерского учета. Краткий курс. М.: ВО Союзоргучет, 1938.

17. Кошкин И.А. Операционно-балансовый учет. – Л.: Леноблиздат, 1933.

18. Маздоров В. А. История развития бухгалтерского учета в СССР. – М.: Финансы, 1972.

19. Рувер Р. де. Как возникла двойная бухгалтерия. – М.: Госфиниздат, 1958.

20. Сиверс Е. Е. Общее счетоводство. – 4-е изд. – СПб., 1915.

история бухгалтерского учета - student2.ru

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

НА ТЕМУ:

«……..»

Выполнил(а)

студент __ курса

группы ________

ФИО

Проверил(а)

ФИО преподавателя

Королев, 201__

ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 «ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Королев,

ВВЕДЕНИЕ

Часто люди задают вопрос: «Зачем надо изучать историю?». На этот вопрос существует большое количество ответов, суть которых состоит в том, что история, в нашем случае история бухгалтерского учета, позволяет:

· Раскрыть динамику протекающих процессов и описать их закономерности;

· Представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;

· Рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;

· Проследить смену общих концепций;

· Научить специалистов объективно оценивать новое;

· Дать практикам обзор уже решенных задач;

· Оставить другим поколениям научное наследство и облегчить тем самым поиск новых идей;

· Освоить технику научного предвидения;

· Привить себе, коллегам, ученикам любовь и гордость за свою профессию и т. д.

Все перечисленное позволяет понять, почему в высшей школе изучают историю бухгалтерского учета, почему бухгалтера – практики интересуются прошлым своей профессии и почему издательства выпускают книги по этой тематике.

В результате изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» студент должен:

Знать:

· основы возникновения бухгалтерского учета как науки;

· зарождение бухгалтерского учета и его развитие по периодам;

· принципиальные отличия направлений развития бухгалтерского учета в различных странах;

· овладение навыками самостоятельного применения теоретических основ.

При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой контроля студенческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения: во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподавателя списку, во-вторых, для написания такой работы подбирается необходимая для раскрытия темы литература, выстраивается план изложения и в соответствии с вопросами плана пишется текст.

Наши рекомендации