Тест «Оценка НЕОТЪЕМЛЕМОГО риска»

Содержание стр.

I. Общие положения 3

II. Рекомендации по организации и методике проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом на различных этапах аудита 5

2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом» 5

2.1.1. Оценка рисков 6

2.1.2. Определение допустимой ошибки (уровня существенности) 13

2.1.3. Анализ учетной политики 20

2.1.4. Составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур 40

2.2. Проведение аудита по существу (сбор аудиторских доказательств) 43

2.2.1. Проверка соблюдения налоговой политики 44

2.2.2. Проверка правильности определения постоянных и временных разниц, налоговых активов и обязательств 52

2.2.3. Проверка правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли 82

2.3. Завершение аудита 95

2.3.1. Обобщение и оценка результатов проверки 95

2.3.2. Документальное оформление результатов проверки 97

I. Общие положения

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.01. № 119 –ФЗ,, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.02. № 696,, Международными стандартами аудита и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.

Целью методических рекомендаций является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита – налога на прибыль и обязательства перед бюджетом по данному налогу.

Основными задачами методических рекомендаций являются оказание помощи аудиторам в:

- определении подходов к проведению проверки налога на прибыль на различных этапах аудита;

- разработке основополагающих и конкретных процедур проверки;

- оформлении рабочих документов и результатов аудита.

Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:

- правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;

- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;

- полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности:

Качественный аспект отчетности Цели аудита
  Существование Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду
  Полнота Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме
  Оценка (измерение) Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации
Классификация Налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное
Представление и раскрытие Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации

Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

-

- требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

- требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

- требования международных стандартов финансовой отчетности.

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль:

Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль   Отчет о прибыли и убытках, Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета  
Текущее обязательство по налогу на прибыль Баланс, Декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета
Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры налогового и бухгалтерского учета

II. Рекомендации по организации и методике проверки расходов по налогу на прибыль и обязательств
перед бюджетом на различных этапах аудита

Этапы аудиторской проверки:

II этап Планирование аудита: - оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); - анализ учетной политики; - составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.  
III этап Проведение аудита по существу: - проведение аудиторских процедур; - детальное тестирование; - аналитические процедуры; - сбор аудиторских доказательств; - оформление рабочих документов.  
IIII этап Завершение аудита: - обобщение и оценка результатов аудита; - документальное оформление результатов аудита.  

Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);

- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

- определить ключевые по значимости области проверки;

- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

- составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Оценка рисков

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль , оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).

По полученным дивидендам

  Наименование организации, выплачивающей дивиденды Дата получения дивидендов Сумма полученных дивидендов
по данным аудируемого лица      
по данным аудита    
расхождение    
причина расхождения    

В ходе проверки учета временных налоговых разниц составляются рабочие документы РД 4д, РД 5д, РД 5-1д, РД 5-2д, РД 6д и др.

Завершение аудита

2.3.1. Обобщение и оценка результатов проверки

На завершающем этапе аудиторской проверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аналитические процедуры на стадии завершения аудита должны документироваться аудитором.

В итоговых рабочих документах аудитора отражаются:

- причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на прибыль;

- налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица;

- практические рекомендации по устранению негативных последствий выявленных нарушений.

Классификация нарушений по налогу на прибыль:

По характеру действий
Ошибки в результате непреднамеренных действий или недобросовестности
Непреднамеренные ошибки Ошибки совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством системы налогового учета и действующего налогового законодательства (вероятность их возникновения повышается в условиях изменения налогового законодательства):
  - ошибочные действия ,допущенные при сборе и обработки данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;
  - неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах налогового учета;
  - неправильный перенос данных бухгалтерского учета в регистры налогового учета;
  - арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы по налогу на прибыль;
  - ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);
  -неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово - хозяйственных операций; -неправильные оценочные значения, возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов; - неправильное признание, классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности.
Преднамеренные нарушения Ошибки возникающие по вине одним или несколькими лицами из числа руководителей, представителей собственника, сотрудников аудируемого лица с целью извлечения незаконных выгод (борьба с ними должна, вестись по линии укрепления внутрифирменного контроля): - занижение или сокрытие налога на прибыль; - фальсификация налоговой и финансовой отчетности.
По характеру возникновения
Ошибки в определении базы по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом, связанные с необоснованностью учетных записей, периодизацией, оценкой, классификацией, признанием и представлением.
Ошибки в необоснованности отражения в учете - отражение в налоговом учете фактов без достаточных на то оснований (например, включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленных целями получения доходов, экономически не оправданных, документально не подтвержденных и др.)
  Ошибки в периодизации   - неполное отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности (например, не отражение в налоговом учете реализованных товаров право собственности на которые уже перешло к покупателю , штрафов признанных дебитором или присужденных судом и др.); - неверное распределение доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие для целей налогообложения убытка от реализации основных средств)
  Ошибки в оценке   - неверный выбор способа оценки (например, принятие к учету для целей налогообложения сумм по переоценке основных средств; неверное определение стоимости незавершенного производства и др.)
Ошибки в классификации и признании   Ошибки в формировании информации в отчетности - неправильная классификация доходов и расходов( например, отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходов отражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.)     - неверное заполнение налоговой декларации; - неполное или неадекватное раскрытие информации по налогу на прибыль в финансовой отчетности.
По последствиям   Ошибки прямо или косвенно влияющие на правильность расчета налога на прибыль  
Локальные - признание для целей налогообложения документально не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходов на оказание консультационных услуг и др.)
Транзитные - признание для целей налогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников, представительских расходов и др.); - неправильное формирование стоимости амортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат на его доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационных отчислений.
По значимости  
Ошибки в расчетах налога на прибыль, имеющие последующее значение на результаты деятельности и финансовое положение аудируемого лица.
Существенные     Не существенные - ошибки в налоговой отчетности приводящие к значительным штрафным санкциям и (или) пеням по налогу на прибыль и ошибки в на уровне финансовой отчетности в целом, которые могут повлиять на экономические решения пользователей этой отчетности.   - ошибки в налоговой и финансовой отчетности, не влекущие за собой существенных ,как для деятельности аудируемого лица так и для третьих лиц последствий.
     

2.3.2. Документальное оформление результатов проверки

Результаты проведения аудита по разделу налога на прибыль и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в «Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности» или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения о выявленных в процессе проверки:

- нарушениях учетной политики для целей налогообложения;

- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом;

- количественных отклонений при формировании базы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;

- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на прибыль:

- по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета;

- по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные, соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);

- по событиям, возникшим после отчетной даты и условным фактам в хозяйственной деятельности связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);

- по существенным суммам занижения расхода по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом;

- по ограничениям в объеме работы аудитора.

Пример модифицированного аудиторского заключения по замечаниям, относящимся к налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом:

В части, содержащей мнение с оговоркой из-за фактов неправильного отражения информации о налоге на прибыль: «По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности неверно отражена информация о чистой прибыли, полученной за отчетный период, в связи с отсутствием в отчетности суммы отложенного налогового актива».
«По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности неверно сформировано обязательство перед бюджетом по налогу на прибыль в связи с существенным искажением налоговой базы».
«По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности неправомерно отражен отложенный налоговый актив в связи отсутствием достаточной уверенности возможности его погашения в будущем».
В части, привлекающей внимание относительно информации по налогу на прибыль: «Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на то, в настоящее время не закончено судебное разбирательство между аудируемым лицом и налоговым органом по вопросу правильности исчисления налоговой базы по налогам на прибыль. Сумма иска составляет ХХХ тыс. рублей. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не предусматривает никаких резервов на выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения суда не в пользу аудируемого лица».
В части отказа от выражения мнения относительно информации по налогу на прибыль: «В связи с отсутствием данных в учете относительно отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, мы не выражаем свое мнение по вопросу полноты и правильности раскрытия информации о расходах по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой (бухгалтерской) отчетности».

[1]

Примечание

Раскрывается информация по каждому виду реализованных товаров, работ, услуг.

[2] По данным бухгалтерского учёта указывается кредитовый оборот по счёту 90/1 по данному виду деятельности за минусом дебетового оборота по счетам 90/3 «НДС», 90/4 «Акциз», 90/5 «Налог с продаж».

[3] По данным бухгалтерского учёта указывается кредитовый оборот по счёту 91/1 «Прочие доходы» по операциям реализации материалов, за минусом начисленных НДС, акцизов и налога с продаж.

[4] По данным бухгалтерского учёта указывается кредитовый оборот по счёту 91/1 «Прочие доходы» по операциям реализации объектов незавершенного строительства, за минусом начисленных НДС, акцизов и налога с продаж.

[5] По данным бухгалтерского учёта указывается кредитовый оборот по счёту 91/1 «Прочие доходы» по операциям реализации прочих ТМЦ, за минусом начисленных НДС, акцизов и налога с продаж.

[6] По данным бухгалтерского учёта указывается кредитовый оборот по счёту 91/1 «Прочие доходы» по операциям реализации объектов основных средств, за минусом начисленных НДС, акцизов и налога с продаж.

Содержание стр.

I. Общие положения 3

II. Рекомендации по организации и методике проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом на различных этапах аудита 5

2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом» 5

2.1.1. Оценка рисков 6

2.1.2. Определение допустимой ошибки (уровня существенности) 13

2.1.3. Анализ учетной политики 20

2.1.4. Составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур 40

2.2. Проведение аудита по существу (сбор аудиторских доказательств) 43

2.2.1. Проверка соблюдения налоговой политики 44

2.2.2. Проверка правильности определения постоянных и временных разниц, налоговых активов и обязательств 52

2.2.3. Проверка правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли 82

2.3. Завершение аудита 95

2.3.1. Обобщение и оценка результатов проверки 95

2.3.2. Документальное оформление результатов проверки 97

I. Общие положения

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.01. № 119 –ФЗ,, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.02. № 696,, Международными стандартами аудита и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.

Целью методических рекомендаций является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита – налога на прибыль и обязательства перед бюджетом по данному налогу.

Основными задачами методических рекомендаций являются оказание помощи аудиторам в:

- определении подходов к проведению проверки налога на прибыль на различных этапах аудита;

- разработке основополагающих и конкретных процедур проверки;

- оформлении рабочих документов и результатов аудита.

Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:

- правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;

- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;

- полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности:

Качественный аспект отчетности Цели аудита
  Существование Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду
  Полнота Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме
  Оценка (измерение) Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации
Классификация Налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное
Представление и раскрытие Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации

Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

-

- требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

- требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

- требования международных стандартов финансовой отчетности.

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль:

Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль   Отчет о прибыли и убытках, Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета  
Текущее обязательство по налогу на прибыль Баланс, Декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета
Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры налогового и бухгалтерского учета

II. Рекомендации по организации и методике проверки расходов по налогу на прибыль и обязательств
перед бюджетом на различных этапах аудита

Этапы аудиторской проверки:

II этап Планирование аудита: - оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); - анализ учетной политики; - составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.  
III этап Проведение аудита по существу: - проведение аудиторских процедур; - детальное тестирование; - аналитические процедуры; - сбор аудиторских доказательств; - оформление рабочих документов.  
IIII этап Завершение аудита: - обобщение и оценка результатов аудита; - документальное оформление результатов аудита.  

Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);

- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

- определить ключевые по значимости области проверки;

- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

- составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Оценка рисков

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль , оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).

Тест «Оценка НЕОТЪЕМЛЕМОГО риска»

Наименование аудируемого лица   РД 1п
Проверяемый период  
ФИО лица, составившего документ  
Дата составления документа  
ФИО лица, проверявшего документ  
Дата проверки документа  
Факторы риска Оценка риска
I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом  
1. Операционная деятельность:  
производство товаров с непрерывным циклом  
оказание услуг специфического характера в т.ч. - связанных с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств - профессионального участника рынка ценных бумаг - лизинг (сублизинг)  
выполнение строительно-монтажных работ (в т.ч. для собственных нужд)  
производство сельскохозяйственной продукции  
реализация покупных товаров (оптовая или розничная торговля)  
2. Инвестиционная деятельность  
приобретение (реализация) объектов недвижимости  
осуществление строительных, монтажных, пусконаладочных работ  
осуществление НИОКР  
осуществление финансовых вложений  
реализация ценных бумаг  
осуществление совместной деятельности  
осуществление операций по уступке прав требований  
3. Финансовая деятельность  
выпуск акций, облигаций, векселей  
получение (погашение) кредитов и займов  
4. Осуществление внешнеэкономической деятельности  
5. Наличие отраслевых методических рекомендаций, имеющих свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов  
нет  
да  
6. Продажа имущества  
да  
нет  
7. Наличие налоговых льгот  
да  
нет  
8. Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники)  
да  
нет  
9. Доля расчетов денежными средствами в общем объеме расчетов  
менее 20%  
от 20 до 50%  
более 50%  
10. Наличие незавершенного производства и специфика его оценки  
оценка и инвентаризация запасов и НЗП сложны и специфичны  
запасы легко поддаются оценке и инвентаризации  
у организации отсутствует НЗП и значительная величина запасов  
II. Структура организации  
1. Соответствие организационной структуры размеру и степени сложности бизнеса клиента  
недостаточное  
относительное  
высокое  
2. Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих отдельный баланс  
отсутствуют  
имеются обособленные подразделения и филиалы  
головная организация осуществляет функции расчетного центра (расчеты между филиалами отражаются в бухучете головной организации)  
3. Наличие территориально удаленных подразделений, выполняющих отдельные учетные функции либо оформляющих первичные документы  
4. Географическое положение обособленных подразделений  
на территории одного субъекта РФ и муниципального образования как головная организация  
на территории одного субъекта РФ, но иного муниципального образования, чем головная организация  
на территории иного субъекта РФ, чем головная организация  
за пределами РФ  
III. Информационная обеспеченность организации  
1. Наличие специальной периодической литературы в организации  
да  
нет  
2. Наличие регулярно обнов

Наши рекомендации