Схема журнально-ордерной формы учета
Первичные документы | ||||||||||
Вспомогательные и группировочные ведомости (книги) | Журналы-ордера | Картотека отдельных аналитических счетов | ||||||||
Главная книга | ……... | Ведомости по отдельным аналитическим счетам | ||||||||
Баланс | ||||||||||
Финансовая отчетность | ||||||||||
………… Сверка итогов
Последовательность учетных записей
Субъекты малого предпринимательства (МП) используют одну из двух форм учета в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению регистров бухгалтерского учет», утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 25.06.2003 г. №422:
– простую форму (без использования регистров бухгалтерского учета) если МП осуществляет за месяц не более 100 хозяйственных операций);
– упрощенную форму с использованием регистров имущества предприятия если МП за месяц осуществляет более 100 но менее 300 хозяйственных операций.
При простой форме ведения бухгалтерского учета ведутся следующие учетные регистры:
1. Журнал учета хозяйственных операций. Журнал ведется ежемесячно в хронологическом порядке позиционным способом (с указанием суммы в графе 4 и одновременно в графах «Дебет» и «Кредит» двух корреспондирующих счетов). Записи осуществляются на основании первичных учетных документов, сведений о начислении з/п и амортизации и т.д. с отражением суммы операции на счетах бухгалтерского учета. Первичные документы, (расчеты), послужившие основанием для записей в Журнале, прилагаются и нумеруются в порядке записей в нем с отметкой «Документы к Журналу учета хозяйственных операций за _______ месяц 200__ года». При необходимости записи хозяйственных операций продолжаются на вкладных листах к Журналу (по форме прил. 2 к Метод. Реком. № 422).
Данные строки «Сальдо на конец месяца» из Журнала за предыдущий месяц переносятся в строку «Сальдо на начало месяца» Журнала за отчетный месяц по каждому счету бухгалтерского учета. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов за месяц должны равняться сумме графы 4 «сумма» в строке «Всего оборотов за месяц».
2. Ведомость 3-м. В ней отражаются аналитические данные учета расчетов по оплате труда, по расчетам с дебиторами и кредиторами. Итоговые данные из ведомости переносятся в Журнал учета хозяйственных операций с указанием в графе 3 следующей записи «Ведомость 3-м». Состоит из 2 разделов. В первом ведется учет расчетов с дебиторами и кредиторами, по налогам и платежам, учет долгосрочных обязательств и доходов будущих периодов по счетам 37 «Расчеты с прочими дебиторами», 55 «Прочие долгосрочные обязательства», 64 «Расчеты по налогам и платежам», 68 «Расчеты по прочим операциям», 69 «Доходы будущих периодов». Во втором разделе ведомости 3-м учитываются расчеты по оплате труда по счету 66 «Расчеты по оплате труда».
При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета с применением регистров учета имущества предприятия, ведутся следующие учетные регистры:
1. Ведомость 1-м - ведомость учета денежных средств и их эквивалентов. Ведется по счетам 30 (1 раздел «Учет наличности и денежных документов») и 31 (2 раздел «Учет денежных средств и их эквивалентов» (оборотная сторона)).
2. Ведомость 2-м «Учет запасов». Ведется по счетам 20 и 26 для учета производственных запасов, МБП, готовой продукции, товаров, ТЗР т торговых наценок.
3. Ведомость 3-м ведется для учета расчетов с дебиторами и кредиторами. В 1 разделе «Учет расчетов с дебиторами и кредиторами, по налогам и платежам, учет долгосрочных обязательств и доходов будущих периодов» учитываются операции по счетам 37, 55, 64, 68, 69. Во 2 разделе «Учет расчетов по оплате труда» (оборотная сторона) обобщается информация о расчетах по оплате труда по счету 66.
4. Ведомость 4-м предназначена для учета необоротных активов, их износа и капитальных и финансовых инвестиций. В 1 разделе «Учет необоротных активов и износа» отражаются операции по счетам 10 «Основные средства» и 13 «Износ необоротных активов» для учета основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов и их амортизации. Во втором разделе (оборотная сторона) «Учет капитальных и финансовых инвестиций и других необоротных активов» ведется учет операций по счетам 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции», 15 «Капитальные инвестиции», 18 «Прочие необоротные активы», 35 «Текущие финансовые инвестиции».
5. Ведомость 5-м предназначена для учета расходов, доходов, финансовых результатов, собственного капитала и обеспечений будущих расходов и платежей. В первом разделе «Учет расходов» отражается обоб-щение информации об элементах расходов операционной деятельности: материальных расходах, расходах на оплату труда, отчисления на социаль-ные мероприятия, амортизация и прочие по счету 84 «Расходы операционной деятельности», а также учет и обобщение информации о не операционных расходах обычной деятельности, налоге на прибыль и чрезвычайных расходах на счете 85 «Прочие затраты». Во втором разделе «Учет затрат на производство» учитываются расходы основного и вспомогательного произ-водства и производственного брака, отражаемые на счете 23. В третьем разделе «Учет доходов и финансовых результатов» идет обобщение инфор-мации о нераспределенной прибыли (непокрытых убытках) и ее использова-ние на счете 44, обобщение информации о доходах по счету 70 «Доходы» и обобщение финансового результата на счете 79. Четвертый раздел «Учет собственного капитала, расходов будущих периодов, обеспечение будущих расходов и платежей» показывает информацию по счетам 39, 40, 47.
6. Оборотно-сальдовая ведомость содержит обобщение данных регистров бухгалтерского учета по дебету и кредиту каждого счета отдельно. Данная ведомость составляется ежемесячно на основании итоговых записей ведомостей (1-м - 5-м).
Использование ПК изменило учетный процесс. В компьютер бухгалтер вводит данные первичных документов, руководит режимом обработки учетной информации, получает результатную информацию в виде машинограмм. Таким образом, на предприятии создаются АРМБ.
Преимущества:
1. Простота ввода данных.
2. Возможность накопления и многоразового использования информации.
3. Автоматическое формирование аналитических и синтетических регистров и отчетности.
4. Оперативность получения данных.
5. Снижение трудоемкости учетного труда.