Схема затрат и доходов основной деятельности предприятия производственной сферы
Д 79 счет К
Д 90 К
Д 92 К7 класс «Доходы деятельн.»
Д 93 К
Д 94 К
На торговых предприятиях не используются счет 26 «Готовая продукция» и 23 «Производство», а при этом используется счет 28 «Товары».
Существуют варианты учета, при котором предприятие одновременно использует счета 8 и 9 класса для систематизации расходов по элементам.
счета активов
Д и обязательств К Д 9 класс счетов К Д 7 класс счетов К
Д 8 класс счетов К «Расходы деятельн.» «Доходы деятельн.»
«Расходы по
элементам»
перегруппировка затрат Д 79 К
(транзитные)
счета
Рабочий план счетов является одним из элементов учетной политики предприятия и утверждается руководителем предприятия как приложение к Приказу об учетной политике предприятия.
6. Организация забалансового учета.
Забалансовый учет организуется предприятием с целью обобщения информации о наличии и движении активов, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании и распоряжении, условных прав и обязательств, а также для контроля, за отдельными хозяйственными операциями.
Забалансовый учет ведется:
1. По активам, которые не принадлежат предприятию, однако находятся на его территории:
– арендованные НА, ОС (операционная аренда);
– оборудование, принятое для монтажа;
– материалы, принятые для переработки в рамках давальческого договора;
– материальные ценности на ответственном хранении;
– товары, принятые на комиссию;
– имущество в доверительном управлении.
2. По каждому виду контрактных обязательств (учет сумм заключенных контрактов, которые в будущем потребуют расходования значительных ДС, например фьючерсные).
3. По непредусмотренным активам и обязательствам (активы и обязательства, которые станут реальными в результате решения суда, международных санкций и др.).
4. По гарантиям выданным и полученным.
5. По списанным активам:
– списанная дебиторская задолженность;
– не возмещенные недостачи и потери от порчи ценностей.
6. По бланкам строгой отчетности.
7. По начислению и использованию амортизационных отчислений.
Для забалансового учета используют 8 счетов 0 класса:
1. 01 «Арендованные необоротные активы».
2. 02 «Активы на ответственном хранении»,
в т.ч.:
– 021 «Оборудование, принятое для монтажа»;
– 022 «Материалы принятые для переработки»;
– 023 «Материальные ценности на ответственном хранении»;
– 024 «Товары принятые на комиссию»;
– 025 «Материальные ценности доверителя».
3. 03 «Контрактные обязательства» (по видам обязательств).
4. 04 «Непредусмотренные активы и обязательства»,
в т.ч.:
– 041 «Непредусмотренные активы»;
– 042 «Непредусмотренные обязательства»».
5. «Гарантии и обеспечения выданные».
6. 06 «Гарантии и обеспечения полученные».
7. 07 «Списанные активы»,
в т.ч.:
– 071 «Списанная дебиторская задолженность»
– 072 « Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».
8. 08 «Бланки строгой отчетности» (по видам).
9. 09 «Амортизационные отчисления»
Забалансовые счета не корреспондируют ни между собой, ни с другими счетами бухгалтерского учета. Все операции по забалансовым счетам отражаются не двойной записью, а односторонней – только по Д счету или только по К. Например:
Принятые в оперативную аренду ОС зачисляются на забалансовый счет 01: Д 01 К– по балансовой стоимости арендодателя, которая указывается в договоре оперативной аренды. Регистром аналитического учета служит копия инвентарной карточки объекта или извлечение из инвентарной книги.
Данные документы должны быть приложены арендодателем к акту приема-передачи арендуемых ОС. Карточки хранятся бухгалтерии арендатора, отдельно. Принятые в оперативную аренду ОС, числятся по инвентарным номерам арендодателя.
После возврата объекта арендодателю, арендатор списывает объект со счета 01:Д – К 01.
Карточки изымаются из картотеки и хранятся вместе с актом приема-передачи. Обобщение информации о движении арендованных ОС ведется арендатором в ведомости забалансового учета.
В соответствии с Приказом Министерства статистки Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» №67 от 11.03.96 г. предусмотрены следующие бланки для ведения забалансового учета бланков строгой отчетности
С3-1 «Приходно-расходная накладная» – используется при оформле-нии поступления на склад и выдачи со склада бланков строгой отчетности.
С3-2 «Приходно-расходная книга по учету бланков строгой отчетности» – предназначена для складского ведения учета бланков строгой отчетности. Она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена сургучной печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Для ведения учета разных бланков в книге выделяются отдельные страницы.
С3-3 «Акт на списание использованных бланков строгой отчетности (БСО)» – составляется при списании БСО с подотчета материально ответственного лица. Списание осуществляется на основании акта, который составляется специальной комиссией.
С3-4 «Акт проверки наличия бланков строгой отчетности» – составляется при проверке фактического наличия поступивших от поставщика бланков при выявлении их недостачи. Акт составляется в 2-х экземплярах, в котором указывают количество отсутствующих бланков, их серии, номера. Один экземпляр направляется поставщику для выявления причин расхождения и принятия мер.
С3-5 «Карточка-справка по выданным и использованным бланкам строгой отчетности» – используется для ведения аналитического учета блан-ков, открывается на каждое материально-ответственное лицо. Основанием для ведения карточки, служит первичные документы: приходно-расходные накладные, акт проверки наличия бланков и акт на списание неисполь-зованных БСО.
Формы бухгалтерского учета
Форма бухгалтерского учета – это система взаимосвязанных учетных регистров и способов отражения в них фактов хозяйственной деятельности.
Форма бухгалтерского учета характеризуется такими основными признаками:
1. Наличие определенной совокупности конкретных синтетических и аналитических регистров
2. Способами записи в отдельные регистры учетной информации (хронологический, систематический, двойной, простой, шахматной).
3. Взаимосвязью отдельных регистров хронологической и систематической записи синтетического и аналитического учета
4. Последовательность заполнения регистров
5. Техническими средствами записи хозяйственных операций и формирования учетной информации.
К современным формам ведения бухгалтерского учета относятся:
– бумажные формы ведения учета (мемориально-ордерная; журнально–ордерная; упрощенная (используется субъектами малого предпринимательства) – хозяйственные операции аккумулируются на бумажных носителях с помощью ручной обработки и графических символов;
– компьютерная (автоматизированная) форма ведения учета – хозяйственные операции аккумулируются на машинных носителях с помощью электронных сигналов, обработка осуществляется автоматизировано и может выводиться на каком-либо носителе.
Мемориально-ордерная форма учета возникла в России в 1926 г. Впервые ее описал А. Юшматов, проводки составлялись в мемориальных ордерах после обработки первичных документов.
Основные принципы:
1. Оформление бухгалтерских проводок мемориальными ордерами – спец. бланками, в которых отражается корреспонденция счетов, содержание хозяйственной операции, сумма.
2. Обязательное ведение Главной книги. На основе мемориальных ордеров осуществляются записи в Главной книге. Каждый лист Главной книги представляет собой отдельный синтетический счет.
3. Аналитический учет ведется отдельно: составляется аналитические регистры: ведомости оплаты труда, движения материалов, кассовая книга, карточки и т.д. По итоговым данным ведомостей составляются мемориальные ордера. По данным синтетического и аналитического учета, составляются оборотные ведомости и сверяются между собой.
Преимущества:
1. Простота.
2. Возможность использования на предприятиях различных отраслей и форм организации.
3. Усиление контроля через сверку данных синтетического и аналитического учета, итогов Главной книги.
4. Возможность распределения работы между учетными работниками.
5. Возможность автоматизации синтетического учета.