Место практики в структуре ППСС3
Программа производственной практики по ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности является частью ППСС3 в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности.
Цели и задачи производственной практики
Образовательная программа подготовки студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предусматривает обязательное прохождение студентами практической подготовки.
Производственная практика проводится в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.
Целью проведения производственной практики по ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков составления бухгалтерской финансовой отчетности, ее всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработки аналитического баланса, использования результатов анализа отчетности в процессе обоснования стратегии развития организации.
Задача практики заключается в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения посредством участия в экономической работе организаций, а также в получении необходимых навыков самостоятельной работы по соответствующей специальности.
К прохождению производственной практики допускаются студенты, завершившие полный теоретический курс обучения по ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Требования к результатам освоения содержания практики
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППССЗ по данному направлению подготовки (специальности):
а) общих (ОК):
ОК 1. Понимать сущность социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые меры и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий..
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи самостоятельного и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
б) профессиональных (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (страховым взносам в ФСС, ПФР, ФОМС) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Используя теоретическую подготовку, в период прохождения практики студенты должны:
знать:
- состав и содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- направления анализа отчетности;
- использование результатов анализа отчетности в планировании и управлении производством; Уметь:
- читать финансовую отчетность;
- оценить информативность отчетности;
- переформатировать отчетность с целью повышения ее информативности;
- составлять аналитические отчетные формы;
- оформить выводы и рекомендации для функциональных структур управления.
уметь:
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
Структура и содержание производственной практики
Структура практики
Таблица 1 –Структура практики
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля и МДК | Объем времени, отводимый на практику (час.) | Продолжи тельность практики (недели) | КУРС |
ОК 1 - 9 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 | ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» |
Содержание практики
Таблица 2 –Содержание практики
Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование МДК с указанием конкретных тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов |
Краткая характеристика организации | -рассмотреть регистрационные данные организации -рассмотреть основной и дополнительные виды деятельности организации. -дать характеристику учетной политики организации. | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Общие положения по бухгалтерской отчётности» | |
Нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности в организации | -рассмотреть нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности в организации. | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Общие положения по бухгалтерской отчётности» | |
Структура и обязанности отдела бухгалтерии | -должностные обязанности главного бухгалтера -должностные обязанности бухгалтера -должностные обязанности кассира | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 2 « Основные принципы формирования бухгалтерской отчётности» | |
Порядок формирования | -проведение инвентаризации | МДК 04.01 «Технология |
бухгалтерской отчетности | имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности -порядок закрытия счетов бухгалтерского учета финансовых результатов. -состав годовой бухгалтерской отчетности. | составления бухгалтерской отчетности» Тема 3 «Этапы составления бухгалтерской отчётности» | |
Анализ бухгалтерского баланса организации | -состав и структура имущества организации, а также источников формирования имущества организации -анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Анализ бухгалтерского баланса» | |
Анализ отчета о финансовых результатах | -состав и структура доходов и расходов организации -рентабельность капитала | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 2 «Анализ отчета о финансовых результатах» | |
Анализ Отчета об изменении капитала | -состав и структура собственного капитала в разрезе уставного, добавочного и резервного капитала | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 3 «Анализ Отчета об изменении капитала» | |
Анализ Отчета о движении денежных средств | -анализ денежных потоков в разрезе всех видов деятельности организации | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 4 «Анализ Отчета о движении денежных средств» | |
Оформление и защита отчета о прохождении производственной практики | Оформленный по стандартам Отчет о прохождении практики в рамках ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» | МДК 04.01 Тема 1 Тема 2 Тема 3 МДК 04.02 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
4 Общие требования к организации производственной практики
Базой для прохождения производственной практики могут быть только коммерческие организации, составляющие отчетность по стандартной форме. Организации малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, в качестве базы практики не рекомендуются.
Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты;
представить письменный отчет о прохождении практики и другие необходимые материалы и документацию.
Руководитель практики :
- обеспечивает строгое соответствие практики учебному плану и программе;
- организует консультации по бухгалтерскому учету, анализу финансово-хозяйственной деятельности и другим вопросам;
- проверяет отчет и организует защиту отчетов