Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Предмет бухгалтерского учета и его объекты
Объектом бухгалтерского учета являются внеоборотные, оборотные активы, собственные и заемные средства, а также хозяйственные операции, характеризующие процесс их кругооборота.
Предмет бухгалтерского учета – это имеющее стоимостную оценку имущество организации и источники его образования.
По функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности имущество организации подразделяется на:
1) внеоборотные активы (имущество долгосрочного использования), к которым относятся основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы;
2) оборотные активы (имущество краткосрочного использования), к которым относятся запасы и затраты: сырье и материалы, животные на выращивании и откорме, незавершенное производство; готовая продукция и товары; дебиторская задолженность; финансовые вложения и денежные средства.
Источники формирования средств подразделяются на:
1) источники собственных средств: уставный фонд за минусом акций, выкупленных у акционеров, резервный фонд, добавочный фонд, нераспределенная прибыль, целевое финансирование;
2) долгосрочные обязательства: задолженность организации по долгосрочным кредитам банков и долгосрочным займам;
3) краткосрочные обязательства: задолженность организаций по краткосрочным кредитам банков, по краткосрочным займам, кредиторская задолженность сторонним организациям, учредителям, своим работникам и другие долги.
Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.
Основные приемы:
- документация и инвентаризация, с помощью которых в бухгалтерском учете осуществляется наблюдение за хозяйственными операциями;
- оценка и калькуляция,которыеявляются способами стоимостного измерения объектов учета;
- система счетов и двойной записи – позволяет производить текущую группировку и регистрацию хозяйственных операций;
-составление баланса и других форм отчетности – позволяет обобщать записи, производимые на счетах и представлять итоговую бухгалтерскую информацию.
Документацияпредставляет собой способ сплошного и непрерывного оформления хозяйственных операций, в документах содержится описание каждой хозяйственной операции и ее количественное выражение.
Инвентаризация– это способ проверки наличия имущества организации и источников его образования путем сопоставления фактического наличия с учетными данными. С помощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие с фактическими данными.
Оценкаиспользуется для получения обобщенных данных об объектах бухгалтерского учета путем перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный. Перевод осуществляетсяс помощью расценок, ставок, цен и т.д.
Калькуляция– это исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции путем подсчета всех затрат, относящихся к данному виду продукции и деления их на полученное ее количество.
Бухгалтерские счета – это способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества организации и источников его образования. На каждый объект учета открывается отдельный счет. Записи на нем производятся на основании информации, содержащейся в первичных документах.
Двойная запись – это способ отражения хозяйственных операций на двух счетах бухгалтерского учета одновременно, так как каждая хозяйственная операция вызывает изменение не менее как в двух объектах учета.
Баланс – это способ обобщения и отражения в денежной оценке показателей об остатках имущества организации и источников его образования на определенную дату в виде двусторонней таблицы.
Отчетность – системное отражение итоговых показателей, характеризующих результаты деятельности организации за определенный период. Основной формой отчетности является баланс организации.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение предмета бухгалтерского учета.
2. Каковы важнейшие объекты бухгалтерского учета?
3. Охарактеризуйте группировку имущества организации.
4. Что относится к внеоборотным активам?
5. Что относится к оборотным активам?
6. Назовите источники формирования имущества организации.
7. Что относится к собственным источникам?
8. Назовите долгосрочные и краткосрочные обязательства организации.
9. Что такое метод бухгалтерского учета?
10. Перечислите составные элементы метода бухгалтерского учета.
Темы докладов и рефератов
1. Предмет и объекты бухгалтерского учета.
2. Метод бухгалтерского учета и его слагаемые.
Тест к теме 2
Определить один или несколько правильных ответов на предложенные
вопросы.
1. Что является предметом бухгалтерского учета?
а) имеющее стоимостную оценку имущество организации и источники его образования;
б) основные средства организации;
в) труд человека, направленный на какие-либо объекты или предметы в окружающем его мире;
г) источники образования имущества организации.
2. Совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации – это:
а) предмет бухгалтерского учета;
б) метод бухгалтерского учета;
в) калькуляция;
г) инвентаризация.
3. По функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности имущество организации подразделяется на:
а) внеоборотные активы;
б) основные активы;
в) оборотные активы;
г) незавершенное производство.
4. К внеоборотным активам относятся:
а) основные средства;
б) нематериальные активы;
в) доходные вложения в материальные ценности;
г) готовая продукция и товары.
5. Оборотные активы – это:
а) запасы и затраты;
б) готовая продукция и товары;
в) кредиторская задолженность;
г) уставный фонд.
6. Источники формирования средств организации подразделяются на:
а) источники собственных средств, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства;
б) собственные источники, заемные, привлеченные;
в) источники собственных средств, краткосрочные обязательства, привлеченные источники;
г) собственные источники, долгосрочные обязательства, привлеченные источники.
7. Собственными источниками формирования средств организации
являются:
а) уставный фонд;
б) резервный фонд;
в) задолженность по долгосрочным ссудам банка;
г) целевое финансирование.
8. Краткосрочными обязательствами организации являются:
а) задолженность по краткосрочным кредитам банков;
б) нераспределенная прибыль;
в) задолженность работникам по заработной плате;
г) задолженность организации по долгосрочным займам.
9. Основными приемами метода бухгалтерского учета являются:
а) система счетов и двойной записи;
б) оценка и калькуляция;
в) пересчет имущества организации;
г) контроль за состоянием денежных средств.
10. Способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества организации и источников его образования – это:
а) двойная запись;
б) документация;
в) инвентаризация;
г) бухгалтерские счета.
11. Способ сплошного и непрерывного оформления хозяйственных операций с помощью документов, в которых содержится описание каждой хозяйственной операции и их количественное выражение – это:
а) инвентаризация;
б) оценка и калькуляция;
в)документация;
г) отчетность.