Учет готовой продукции и ее

ПРОДАЖИ

ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ

Готовая продукция — конечный продукт производственного про­цесса предприятия. Это изготовленные на данном предприятии из­делия и продукты, полностью укомплектованные, сданные на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к реализации.

Для любого производственного предприятия средства, получен­ные от реализации готовой продукции, — основной источник дохо­да, поэтому учет выпуска готовой продукции занимает основное место в системе организации бухгалтерского учета.

После суммирования затрат на производство за месяц и оценки остатков незавершенного производства бухгалтерия переходит к калькулированию себестоимости выпущенной продукции.

Калькулирование себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) производится путем следующего расчета:

фактическая производственная себестоимость выпущенной про­дукции = остаток незавершенного производства на начало месяца + затраты на производство за месяц + расходы на подготовку и освое­ние производства + потери от брака — остаток незавершенного про­изводства на конец месяца.

Такой расчет производится по каждой статье калькуляции и каж­дому виду продукции (работ и услуг).

Для учета готовой продукции применяют счет 43 «Готовая про­дукция» — активный, балансовый, инвентарный. Дебетовое сальдо показывает стоимость готовой продукции на складах предприятия. На сумму выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) делаются записи по счетам:

Д-т 43 К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное про­изводство» — отражена фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции; или Д-т 90 «Продажи» К-т 20 «Основное про­изводство» — отражена фактическая себестоимость сданных заказ­чикуработ (услуг) в сумме фактических затрат.

Основанием для указанных записей по счетам являются наклад­ные на сдачу готовой продукции из цехов на склад, акты приема-сдачи работ (услуг) заказчику.

По кредиту счета 43 отражается списание готовой продукции при отгрузке и продаже.

Д-т 45 «Товары отгруженные» К-т 43 , Д-т 90 «Продажи» К-т 43.

ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ НОМЕНКЛАТУРА

Готовая продукция является «частью материально-производствен­ных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, техни­ческие и качественные характеристики которых соответствуют ус­ловиям договора)» (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фак­тической себестоимости.

Достаточно часто на предприятиях возникает ситуация, когда сложно оценить фактическую себестоимость готовой продукции к моменту поступления ее на склад, так как ее фактическую себесто­имость можно рассчитать только после окончания отчетного периода (месяца), а движение продукции происходит ежедневно, поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Для удоб­ства текущего учета выпуска продукции и поступления готовой про­дукции на склад применяются учетные цены.

В качестве учетной цены можно применять нормативную (пла­новую) производственную себестоимость, договорные, оптовые, розничные цены. Каждая из них, т. е. плановая себестоимость или до­говорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией са­мостоятельно.

В конце отчетного периода (месяца) учетная цена го­товой продукции, поступившей на склад, доводится до фактичес­кой себестоимости путем расчета суммы и процента отклонений:

Отн + От
Процент отклонения = О + П х 100%,

где Отн — отклонение на остаток готовой продукции на начало ме­сяца;

От — отклонение по продукции, выпущенной в текущем ме­сяце;

О — сумма остатка готовой продукции по учетной цене;

П- сумма поступившей в течение месяца готовой продукции на склад по плановой себестоимости или другой учетной цене

Отклонения показывают экономию, когда фактическая себесто­имость меньше учетной цены, или перерасход, если фактическаясебестоимость оказалась больше учетной цены. Отклонения учиты­ваются на тех же счетах, что и готовая продукция.

В случае перерасхода делаются дополнительные записи на сче­тах, при экономии — сторнировочные записи.

Сумма отклонений фактической производственной себестоимо­сти готовой продукции от стоимости по учетным ценам по отгру­женной (проданной) продукции определяется на основе процента отклонений.

Процент отклонений и плановая себестоимость (учетная цена) отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую се­бестоимость и остаток на складах на конец месяца.

Пример

На складе АО «Комфорт» по состоянию на 1 декабря 2009 г. числится пять кухонных гарнитуров «Анюта». В качестве учетной цены используется плановая себестоимость. Плановая себестоимость готовой продукции на складе — 10 000 руб. (2 000 руб • 5), сумма отклонений на остаток готовой продукции — 1 000 руб. (перерасход).

В течение декабря предприятие выпустило 20 гарнитуров, плановая се­бестоимость выпущенной продукции — 40 000 руб. (2000 руб. х 20), сумма отклонений по выпущенной продукции за месяц составляет 6000 руб. (пере­расход).

В течение декабря отгружено 15 гарнитуров. Плановая себестоимость отгруженной продукции 30 000 руб. (2000 руб. х 15).

Рассчитаем процент отклонения по отгруженной продукции:

1 000 руб. + 6 000 руб.
х 100% = 14% (перерасход).

10 000 руб. + 40 000 руб.

Сумма отклонений по отгруженной продукции составит

30 000 руб. х 14%

100% = 4 200 руб. (перерасход).

Сальдо по счету 43 «Готовая продукция» на 1 января 2010 г. Составляет

11 000руб. (10000 + 1 000).

Указанные операции отражены в учете следующими записями. Выпущено за месяц гарнитуров (по плановой себестоимости):

Д-т 43 К-т 20 — 40 000 руб.

Отгружены за месяц гарнитуры по плановой себестоимости:

Д-т 45 К-т 43— 30 000 руб.

В конце месяца дополнительная проводка — отклонение по выпущенной продукции плановой себестоимости от фактической:

Д-т 43 К-т 20 — 6000 руб.

Дополнительная проводка — отклонение по отгруженной продукции:

Д-т 45 К-т 43 — 4200 руб.

УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДАХ

Учет готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) аналогично учету материалов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные из­делия и продукция, которая не может быть сдана на склад, прини­мается представителем заказчика на месте изготовления, комплек­тации и сборки.

Для учета готовой продукции на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета или карточка учета материалов (форма № М-17).

По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе соответствующих документов записывает в карточках коли­чество ценностей в графы «приход» и «расход» и рассчитывает оста­ток после каждой записи.

Бухгалтер должен ежедневно забирать со склада документы за истекшие сутки (приказы-накладные, товарно-транспортные на­кладные). Выборочно проверяет записи в карточках складского уче­та. Остаткиготовой продукции периодически инвентаризуют.

В конце месяца на основании карточек складского учета кладов­щик заполняет ведомость учета остатков готовых изделий в разрезе номенклатурных номеров и передает ее в бухгалтерию для сверки остатков по учетным ценам.

На автоматизированных складах данные о приходе и расходе го­товой продукции вводятся оперативно в компьютер. Ежедневно со­ставляются оборотные ведомостиучета выпуска из производства и движения готовой продукции по складам.

«УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЧЕТА 40 «ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ»

При учете выпуска продукции по нормативной (плановой) себе­стоимости используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» предназначен для обоб­щения информации о выпущенной продукции, сданных заказчиком работах и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявле­ния отклонения фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет используется предприятием при необходимости.

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражает­ся фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в кор­респонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» и др.).

При использовании в учете выпуска продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» бухгалтерией предприятия оформляются следующие операции:

1) Готовая продукция сдана на склад:

Д-т 43 К-т 40 — по нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.

Выполненные работы и оказанные услуги отражаются на сче­те 45 «Товары отгруженные»:

Д-т 45 К-т 40 — по нормативной (плановой) себестоимости этих работ и услуг.

2) Готовая продукция отгружена покупателям:

Д-т 45 К-т.43 — по нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.

3) В конце отчетного периода калькулируется фактическая себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных
услуг) и списывается со счетов учета затрат на производство
на счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:

Д-т 40 К-т 20 (23) — на сумму фактической производственной себестоимости готовой продукции, сданной на склад, выпол­ненных работ или оказанных услуг.

4) Отклонения фактической себестоимости реализованной про­дукции от ее нормативной или плановой величины списываются на счет учета реализации продукции:

Д-т 90 К-т 40 — отражение превышения величины фактичес­кой производственной себестоимости над ее нормативной (плановой) величиной (перерасход);

Д-т 90 К-т 40 — сторно на величину превышения плановой (нор­мативной) себестоимости над фактической производственной се­бестоимостью (экономия).

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» сальдо на отчетную дату не имеет и закрывается ежемесячно, поэтому данный счет в ба­лансе не отражается.

Пример

Предприятие текстильной промышленности «Русские узоры» в декабре планировало выпустить 2000 пог. м шелка и 1000 пог. м костюмной ткани. Плановая себестоимость составляет:

- шелка — 50 руб. за 1 пог. м;

- костюмной ткани — 100 руб. за 1 пог. м.

В процессе деятельности предприятия за месяц из производства на склад поступило 2500 пог. м шелка и 1000 пог. м костюмной ткани.

Бухгалтерия производит запись:

Д-т 43 К-т 40 — 225 000 руб. (50 руб. • 2 500 + 100 руб. • 1 000).

Заключив договор со швейным объединением «Рассвет» на продажу 2000 пог. м. шелка по 77 руб. (50 руб. + 15 руб. (30% наценка) + 12 руб. (18% НДС)) и 1000 пог. м костюмной ткани по 153 руб. (100 руб. +30 руб. (30% наценка) + 23 руб. (18% НДС)) и отгрузив их со склада, бухгалтерия предприятия делает запись:

Д-т 45 К-т 43 — 200 000 руб. (50 руб. • 2000 пог. м + 100 руб. • 1000 пог. м).

На расчетный счет предприятия «Русские узоры» поступили деньги от швейного объединения «Рассвет» за проданные ткани:

Д-т 51 К-т 90 — 307 000 руб.

(77 руб. • 2000 пог. м + 153 руб. • 1000 пог. м);

Учтен НДС Д-т 90 К-т 68 — 46 831 руб. (307 000 • 18% : 118%). Списывается плановая себестоимость реализованной продукции:

Д-т 90 К-т 45 — 200 000 руб.

В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость произведен­ной продукции. Она составляет:

— шелка — 40 руб. за пог. м;

— костюмной ткани — 110 руб. за пог. м.

Списывается фактическая производственная себестоимость готовой про­дукции, сданной на склад:

Д-т 40 К-т 20 — 210 000 руб. (40 руб. • 2500 пог. м + 110 руб. • 1000 пог. м).

Списывается отклонение фактической производственной себестоимости от ее плановой величины:

— по себестоимости шелка — экономия:

Д-т 90 К-т 40 (сторно) — 20 000 руб.

(50 руб. • 2000 пог. м — 40 руб. • 2000 пог. м) — в части реализованной

продукции;

Д-т 43 К-т 40 (сторно)— 5 000 руб.

(50 руб. • 500 пог. м — 40 руб. • 500 пог. м) — в части нереализованной

продукции;

— по себестоимости костюмной ткани — перерасход:

Д-т 90 К-т 40—10 000 руб. (100 руб. • 1000 пог. м - 110 руб. • 1000 пог. м).

В конце месяца (отчетного периода) выводятся финансовые результаты:

Д-т 90 К-т 99 — 70 169 руб. (прибыль)

(307 000 - (46 831 + 200 000 - 20 000 + 10 000)) руб.

УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ

К расходам на продажу (коммерческим, внепроизводственным)

относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком

В состав расходов на продажу включают:

• расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;

• расходы на транспортировку продукции;

• затраты на рекламу;

• прочие расходы по сбыту.

Учет расходов по сбыту продукции ведут на счете 44 «Расходы на продажу». Счет активный, балансовый.

По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных орга­низацией расходов, связанных с продажей продукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи»

Д-т90 К-т44.

При частичном списании расходы на продажу распределяются между отдельными видами отгруженной продукции пропорциональ­но их производственной себестоимости, объему реализованной про­дукции или другим способом.

Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму расходов на продажу распределяют между реа­лизованной и отгруженной продукцией.

Аналитический учет по счету 44 ведут по видам и статьям расхо­дов в ведомости № 15.

Для распределения расходов находят коэффициент:

сумма расходов на продажу

К распред.=стоимость отгруженной продукции

Пример

Предприятие в отчетном месяце отгрузило готовой продукции по произ­водственной себестоимости на сумму 120 000 руб.

Реализовано продукции на сумму 85 000 руб. Расходы на продажу за месяц составили 50 000 руб. Распределить расходы на продажу.

1. Находим коэффициент распределения

Краспр= 50 000 / 120 000 = 0,4167.

2. Списываются расходы на продажу на реализованную продукцию:

Д-т 90 К-т 44 — 85 000 • 0,4167 = 35419,5.

3. Определяются расходы на продажу на отгруженную продукцию:

50000-35419,5 = 14580,5.

Многие организации рекламируют свою продукцию, для этих целей организация может:

• принять участие в ярмарке и выставке;

• разместить объявления и рекламные ролики в СМИ;

• приобрести носители наружной рекламы (щиты, плакаты и др.);

• распространить рекламные изделия — буклеты, открытки, ка­талоги;

• провести розыгрыш призов и т. д.

Расходы на рекламу учитываются на счете 44. В зависимости от учетной политики организация может выбрать один из способовсписания таких расходов:

1) включать все расходы на рекламу в себестоимость проданных
товаров;

2) распределять их между реализованной продукцией и продук­цией, оставшейся на складе.

Все рекламные расходы можно полностью включать в себестои­мость реализованной продукции:

Д-т 90 «Продажи» К-т 44 «Расходы на продажу».

Однако затраты на покупку или изготовление призов, которые организация вручает победителям во время рекламных кампаний, нормируются. Размер таких затрат в целях налогообложения не мо­жет превышать 1 процент выручки, которую организация получила в отчетном периоде. Эта норма установлена для всех рекламных рас­ходов, не включенных в список ненормируемых расходов.

Пример

ЗАО «Дар» проспонсировало городской праздник, перечислив 250 000 руб. Спонсорство считается рекламой, поэтому спонсорский вклад является рек­ламным расходом. В целях налогообложения такие затраты нормируются.

За отчетный период ЗАО «Дар» выручило 23 600 000 руб. (в том числе НДС 3 600 000 руб.).

Норматив рекламных расходов — 200 000 руб. ((23 600 000 --3600000) • 1%)).

Сумма, истраченная сверх норм, — 50 000 руб. (250 000 - 200 000).

Свою налогооблагаемую прибыль ЗАО «Дар» может уменьшить только на

200 000 руб.

Суммы оборотов по дебету счета 44 отражаются в журнале-орде­ре № 1 в корреспонденции Д-т 44 К-т 50;

в журнале-ордере № 2 в корреспонденции Д-т 44 К-т 51;

в журнале-ордере № 7 в корреспонденции Д-т 44 К-т 71;

в журнале-ордере № 10/1 в корреспонденции Д-т 44 К-т 10, 70, 69.

Обороты по кредиту счета 44 отражаются в журнале-ордере №11

УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

Процессом реализации называют совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом, продажей продукции. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными догово­рами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

С 1 января 2000 г. действует Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), которое определяет понятие реа­лизации и признания доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Под реализацией товаров, работ или услуг организацией пони­мается передача на возмездной основе (в том числе обмен товара­ми, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполненных работ или оказания услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 ПК РФ).

Реализация продукции (работ, услуг) производится организация­ми по следующим ценам:

• по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на
сумму НДС;

• по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам,
увеличенным на сумму НДС;

• по государственным регулируемым розничным ценам (за вы­четом торговых скидок) и тарифам, включающим в себя НДС.

При учете продукции по фактической производственной себе­стоимости в бухгалтерии предприятия производятся записи по сче­там бухгалтерского учета 20 «Оновное производство», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в зависимости от выбранного мето­да учета реализации продукции:

1) при учете реализации продукции по мере оплаты покупате­лем расчетных документов (в случае, если в договоре постав­ки продукции установлено, что переход права собственности на нее происходит только после оплаты продукции покупате­лем):

Д-т 43 К-т 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;

Д-т 45 К-т 43 — отгружена готовая продукция покупателю;

Д-т 51 К-т 90/1 — оплачена отгруженная продукция;

Д-т 90/3 К-т 68 — начислен НДС;

Д-т 90/2 К-т 45 — списана фактическая производственная се­бестоимость отгруженной продукции;

2) при учете реализации продукции по мере отгрузки и предъяв­ления расчетных документов покупателю:

Д-т 43 К-т 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;

Д-т 62 К-т 90/1 — отгружена готовая продукция и предъявле­ны покупателю расчетные документы по продажной цене;

Д-т 90/3 К-т 76 — начислен НДС по неоплаченной продукции;

Д-т 90 К-т 43 — списана фактическая производственная себе­стоимость отгруженной продукции;

Д-т 51 К-т 62 — оплачена отгруженная продукция;

Д-т 51 К-т 62 — начислен НДС к уплате в бюджет.

Пример.

На склад АО «Комфорт», занимающийся производством кухонной мебе­ли, поступило 10 кухонных гарнитуров «Анюта», фактическая производствен­ная себестоимость которых составляет 30 000 руб., в бухгалтерии делается проводка:

Д-т 43 К-т 20 — 30 000 руб.

Организация заключила с мебельным магазином договор о продаже ему 10 гарнитуров. Согласно договору право собственности на гарнитуры пере­ходит к покупателю только после их оплаты. Отгрузив гарнитуры со склада, бухгалтерия производит запись:

Д-т 45 К-т 43 — 30 000 руб.

На расчетный счет АО «Комфорт» за проданные гарнитуры поступили денежные средства ((фактическая производственная себестоимость + 50% наценка) + 18% НДС):

Д-т 51 К-т 90 — 53 100 руб. (30 000 + 15 000 + 8 100). . Начислен НДС за проданные гарнитуры:

Д-т 90 К-т 68 —8 100руб.

Фактическая производственная себестоимость гарнитуров списывается на реализацию:

Д-т 90 К-т 45 — 30 000 руб.

В конце месяца (отчетного периода) выводятся финансовые результаты:

Д-т 90 К-т 99 — 15 000 руб. (прибыль).

При установлении отпускных цен и заключении договоров ука­зывается франко-место, т. е. за чей счет производится оплата расхо­дов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

Напри­мер, франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все остальные расходы по перевозке готовой продукции должны оплачиваться покупателем.

ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ПРОДАЖИ

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска со склада служат приказы-накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск.

Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: один пере­дается экспедитору для указания количества отправляемых мест, сум­мы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика, по нему в карточках складского учета проставляется количество от­пущенной продукции и документ передается бухгалтеру.

На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование-пору­чение для расчетов с покупателями через банк и счет-фактуру.

В нем указываются ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупа­телем.

Счета-фактуры обязаны выписывать все предприятия и органи­зации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (НДС). На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактура необходим для возмещения НДС из бюджета.

Выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Первый переда­ется покупателю, а второй остается у организации, продавшей то­вар (выполнившей работы, оказавшей услуги). Счет-фактура может быть заполнен от руки, с использованием компьютера или пишу­щей машинки.

Счета-фактуры, полученные от поставщиков и выставленные по­купателям, хранятся в журнале учета счетов-фактур.

Продавцы учитывают счета-фактуры, выставленные покупателям в хронологическом порядке, а покупатели — номера их поступления от продавцов. У предприятий-импортеров в журнале учета по­лученных счетов-фактур должны храниться грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, а также платежные до­кументы, которые подтверждают фактическую уплату НДС таможен­ному органу.

Счета-фактуры, полученные от поставщиков, регистрируются в книге покупок.

Не регистрируются в книге покупок счета-фактуры, которые получены:

• от поставщика при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), основных средств и нематериальных активов;

• участником биржи (брокером), который осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты или ценных бумаг;

• комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по
переданным для реализации товарам.

Счета-фактуры по материалам, которые были использованы при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет постро­енного объекта. Одновременно выписывается счет-фактура на раз­ницу между суммами НДС, начисленными на стоимость строитель­ных работ, и суммой НДС, уплаченной продавцам.

Счета-фактуры, составленные продавцом, регистрируются в книге продаж. Они должны составляться в отношении всех товаров (ра­бот, услуг), которые подлежат обложению НДС, в том числе по ставке 0% и освобожденных от налогообложения.

При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров (вы­полнения работ, оказания услуг) поставщик составляет счет-факту­ру и регистрирует ее в книге продаж.

После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет уже полученных платежей в книге продаж делают корректировоч­ную запись, которая уменьшает ранее начисленную сумму налога. Одновременно с этим поставщик выписывает счет-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает его в книгу про­даж.

Организация обязана выписать один экземпляр счета-фактуры и зарегистрировать его в книге продаж в случае получения:

• финансовой помощи;

• процентов по векселям;

• процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанной в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;

• страховых выплат, полученных по договорам страхования, риска неисполнения договорных обязательств контрагентом.

Данные платежных требований-поручений ежедневно записыва­ются в ведомости учета реализации продукции (работ, услуг) № 16.

В первом разделе ведомости № 16 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» содержатся данные по счету 43 «Готовая продукция» в двух оценках — фактической и учетной. В этом разде­ле рассчитывается фактическая себестоимость отгруженной продук­ции; она сверяется с книгой учета остатков на складах готовой про­дукции. Учет движения отгруженной продукции ведется во втором разделе ведомости № 16. В этом разделе совмещаются синтетичес­кий и аналитический учеты отгрузки и реализации продукции и рас­четов с покупателями.

Раздел третий «Сводные данные по оплаченным, списанным, неоплаченным и несписанным суммам» заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам. Этот раздел слу­жит для контроля оборотов по кредиту счетов 45 и 90 в журнале-ордере № 11 и правильности расчета остатка по счету 45 «Товары от­груженные».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ ПРОДАЖИ

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключен­ными договорами с покупателями (заказчиками). Целью отражения хозяйственных операций по продажам на счетах бухгалтерского учета является определение финансового результата от продажи продук­ции (работ, услуг). По окончании каждого месяца определяют фи­нансовый результат (прибыль или убыток) от продаж на основании документов, подтверждающих продажу продукции (работ, услуг).

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) опреде­ляется на счете 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, не сальдовый.

На счете 90 как по дебету, так и по кредиту отражаются один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кредиту — по ценам продажи (свободным, договорным и т. п.), включая НДС и акцизы, по дебету — по полной себестоимости, включая расходы на прода­жу, НДС, акцизы и другие обязательные платежи.

Операции на счете 90 отражаются при признании в бухгалтерс­ком учете выручки от продажи в момент перехода прав собственно­сти на продукцию, который установлен в договоре и закреплен в учетной политике организации.

Схема определения финансового результата:

Сумма выручки от продаж (кредитовый оборот за месяц по счету 90/1) Себестоимость продаж (суммарный дебетовый оборот по счетам 90/2, 90/3, 90/4, 90/5) = Финансовый результат (прибыль или убыток)

Планом счетов предусмотрена также возможность ведения учета по счету 90 «Продажи» с использованием специальных субсчетов:

• 90/1 «Выручка» — для учета поступлений активов, признаваемых выручкой;

• 90/2 «Себестоимость продаж» — для учета себестоимости продаж;

• 90/3 «Налог на добавленную стоимость» — для учета сумм НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика);

• 90/4 «Акцизы» — для учета сумм акцизов, включенных в цену
проданной продукции (товаров);

• 90/5 «Экспортные пошлины» — для учета сумм экспортных
пошлин;

• 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» — для выявления финансового результата (прибыль и убыток) от продаж за отчетный месяц.

При использовании указанных субсчетов учет операции по фор­мированию доходов и расходов от обычных видов деятельности бу­дет осуществляться следующим образом:

• записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы»,
90/5 «Экспортные пошлины» и кредитового оборота — по субсчету 90/1 «Выручка»;

- финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется

путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам

90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на до­бавленную стоимость»,

90-4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные по­шлины» и кредитового оборота —

по субсчету 90/1 «Выручка»;

• ежемесячно заключительными оборотами финансовый резуль­тат от продаж списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»;

• синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет;

• по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету
90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».

Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов от обыч­ных видов деятельности (с использованием отдельных субсчетов):

Д-т 62 К-т 90/1 — отражение выручки от продаж;

Д-т 90-3 К-т 68, 76— отражение НДС с выручки;

Д-т 90/2 К-т 20, 26, 43, 44 и др. — отражение расходов, включае­мых в себестоимость продажи;

Д-т 90/9 К-т 99 — отнесение ежемесячно суммы прибыли от про­даж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного суб­счета на счет прибылей и убытков;

Д-т 99 К-т 90/9 — отнесение ежемесячно в конец месяца суммы убытка от продаж, выявленного на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков;

В целом счет 90 сальдо на конец месяца не имеет, однако все суб­счета в течение года сальдо иметь могут и их величина будет увели­чиваться, начиная с января каждого года. Субсчет 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 — только дебетовое сальдо.

Пример 1

ЗАО «Весна» в декабре продало товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.) Себестоимость проданных товаров 65 000 руб.

Бухгалтер сделает проводки:

Д-т 62 К-т 90/1 118 000 руб. — отражена выручка от продажи;

Д-т 90/2 К-т 43 65 000 руб. — списана себестоимость проданной продук­ции;

Д-т 90/3 К-т 68 18 000 руб. — начислен НДС;

Д-т 51 К-т 62 118 000 руб. — поступили деньги от покупателе

Д-т 90/9 К-т 99 35 000 руб. (118 000 - 65 000 - 18 000) — отражена прибыль отчетного месяца.

31 декабря (после того, как был определен финансовый результат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, должны быть закрыты:

• Д-т 90/1 К-т 90/9 — закрыт субсчет 90/1;

• Д-т 90/9 К-т 90/2 (90/3, 90/4, 90/5) — закрыты субсчета, имеющие де­бетовое сальдо.

В результате таких проводок дебетовые и кредитовые обороты по суб­счетам счета 90 будут равны, и сальдо на 1 января следующего года по счету 90 в целом и по всем его субсчетам будет равно нулю.

Пример 2

Используем данные примера 1. 31 декабря бухгалтер сделает проводки:

Д-т 90/1 К-т 90/9 118 000 руб. — закрыт субсчет 90/1;

Д-т 90/9 К-т 90/2 65 000 руб. — закрыт субсчет 90/2;

Д-т 90/9 К-т 90/3 118 000 руб. — закрыт субсчет 90/3;

Сальдо по счету 90 и всем субсчетам равно нулю.

Наши рекомендации