Особенности становление и развития аудита в РФ
Первое и полное описание было дано итальянским мат. Пачолли, «Трактат о счетах и записях»При дальнейшем усложнении учета требовалось специальных знаний ля его проверки. При этом провер-е лицо должно обладать знаниями бух учета, позднее бухгалтеров стали привлекать в качестве эксперта в судах. Аудитор «слушатель, слушающий»
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Выдающийся российский ученый Я.В. Соколов в своих трудах очень подробно описал все этапы развития учета и аудита в России. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. видный чиновник В.А. Татаринов был командирован за границу для изучения опыта постановки учета.
Однако опыт западных стран для России не всегда был понятен и приемлем, так как в них суть аудиторов, или, как их правильно называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была неприемлема для России в тот период, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после того как проверяющий в акте раскрывал недостатки его работы, казалось странным и излишним.
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П.Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это могло быть осуществлено только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.Вопрос о необходимости аудита в современной истории России возник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 N° 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминается о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.
Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость появления таких фирм была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила действовали почти восемь лет. Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. Как справедливо отметил А.В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.). Второй этап (декабрь 1993 г. (до принятия Закона об аудите) — август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли указанные выше Временные правила аудиторской деятельности. В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России (ЦАЛАК)1 было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266. За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24 900. За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита. Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.