Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации
Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экономический субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору.
Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
1. Права:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации и упомянутому Федеральному закону.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны.
- осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
- предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
- в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Принципы аудита
Принципы проведения аудита – основополагающие начала, идеи, на которых основывается деятельность аудиторов и которыми они руководствуются в своей деятельности.
Классификация принципов аудита:
1. принцип независимости, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта;
2. принцип честности, заключается в обязательной приверженности аудитора своему профессиональному долгу (должен руководствоваться нормами законов, а также других нормативно–правовых актов);
3. принцип объективности, заключающийся в обязательности применения аудитором беспристрастного, непредвзятого, не подверженного никаким влияниям подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;
4. принцип профессиональной компетентности, заключающийся в том, что аудитор должен владеть определенным, необходимым объемом профессиональных знаний и навыков;
5. принцип добросовестности, заключающийся в обязательном оказании аудитором своих профессиональных услуг с тщательностью, оперативностью;
6. принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать.
Виды аудита
Основные понятия в аудите
Аудит как весьма специфическая область предпринимательской деятельности оперирует рядом исторически сложившихся и нормативно-закрепленных понятий, которые в других областях предпринимательской деятельности практически не употребляются.
Наиболее важными понятиями аудита, знание которых необходимо пользователям аудита (заказчикам), в частности являются :
· заключение аудитора (или аудиторское заключение);
· существенность и уровень существенности;
· риск (аудиторский риск);
· аудиторская выборка (выборочный аудит);
· аудиторские доказательства;
· аудиторские процедуры;
· система внутреннего контроля.
Аудиторское заключение
Как следует из международных стандартов аудита и Федерального закона "Об аудиторской деятельности", аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
При этом свое мнение аудитор выражает не произвольным образом, а в официальном документе - заключении аудитора, содержание и форма которого установлены действующими нормативными актами и правилами аудиторской деятельности в РФ.
Заключение аудитора предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия - юридических и физических лиц, органов государственной (местной) власти и управления.
Заключение аудитора может быть нескольких видов:
· безусловно-положительное;
· условно-положительное;-
· отрицательное;
· отказ от составления заключения.
В безусловно-положительном заключении аудитор выражает мнение, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют действующим в РФ нормативным актам. Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, если аудитор, по крайней мере, убежден в том, что:
· бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта не содержит существенных ошибок, искажений, неточностей;
· бухгалтерский учет соответствует установленным принципам, требованиям, а также учетной политике предприятия;
· в пояснительной записке и приложениях достаточно полно раскрыты все вопросы, имеющие отношение к бухгалтерской отчетности;
· данные бухгалтерской отчетности не противоречат сведениям о проверяемом субъекте, ставшими аудитору известными из других источников.
Условно-положительное заключение аудитора (заключение с оговорками) составляется в случае, если аудитор считает, что безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное заключение; либо если аудитор читает, что выявленные факторы, препятствующие составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки (ограничения) в заключение. В условно-положительном заключении аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации, но с определенными оговорками, ограничениями.
Отрицательное заключение составляется в случае, если аудитор полагает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и хозяйственных операций. В отрицательном заключении аудитор выражает мнение о том, что он не может с полной уверенностью подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности.
В заключении с отказом от его составления аудитор указывает, что он не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное, ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение.
Существенность
Как видим, вид заключения (безусловное, условное, отрицательное) в значительной мере зависит от уверенности аудитора в том, содержит или нет бухгалтерская отчетность организации существенные искажения. Поэтому очень важно уяснить, какие ошибки, искажения, неточности, допущенные проверяемым субъектом, являются существенными, а какие - нет.
Существенность - качественная мера, это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения квалифицированного пользователя бухгалтерской отчетностью. Существенным признается такое искажение информации, которое превышает уровень существенности. Если существенность - качественное понятие, то уровень существенности - количественная мера. Под уровнем существенности понимают такое предельное искажение бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе сделать правильные выводы и принять обоснованные экономические решения.
Уровень существенности рассчитывается аудитором перед началом каждой аудиторской проверки на основе утвержденной руководителем методики (внутрифирменного стандарта).
Аудиторский риск
Уверенность аудитора в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности даже в безусловно-положительном заключении не может быть абсолютной ввиду ряда факторов, ограничивающих полноту и адекватность оценок, осуществляемых аудитором. К таким факторам прежде всего следует отнести:
· ограниченность аудита временными ресурсами и соответственно объемом проверочных процедур;
· которые ограничены условиями договора и экономическими соображениями;
· неоднозначность толкования некоторых норм, установленных действующим законодательством;
· наличие субъективных моментов в интерпретации некоторых фактов хозяйственной деятельности, порядке составления бухгалтерской отчетности, а также в оценке ее достоверности.
Перечисленные факторы ограничивают уверенность аудитора в надежности составленного им заключения и заставляют его высказывать свое мнение не со стопроцентной гарантией, а с приемлемым риском.
Риск присутствует в любой предпринимательской деятельности, в том числе и в аудиторской. Поскольку основным результатом деятельности аудитора является его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, выраженное в заключении, то аудиторский риск связан с тем, что это мнение может оказаться ошибочным. Таким образом, аудиторский риск - это вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности достоверной, в то время как она содержит не выявленные существенные ошибки (либо вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности недостоверной, в то время как она существенных ошибок не содержит). Аудиторский риск зависит как от факторов, присущих проверяемому экономическому субъекту, так и от факторов, присущих аудиторской фирме.
Выборочный аудит
Вследствие необходимости проведения аудита в рамках определенных временных и экономических ограничений, аудит, как правило, проводится выборочно. Выборочность проведения аудита означает, что в подавляющем большинстве случаев аудитор проверяет не всю документацию субъекта, а только выборку из нее, то есть часть документов, отобранных по определенным правилам.
Таким образом, под выборкой в аудите понимают совокупность определенным образом отобранных документов, проверка которых позволяет аудитору сделать вывод о достоверности всей документации. Сплошная аудиторская проверка проводится в крайних случаях, когда при ведении бухгалтерского учета организацией допущены систематические ошибки и нарушения требований нормативных документов, данное обстоятельство как правило оговаривается в договоре на проведение аудита, при этом стоимость сплошного аудита значительно выше, чем при проведении выборочного аудита.