Устранение препятствий в пользовании имуществом
Устранение препятствий в пользовании имуществом достигается посредством негаторного иска. Такого рода иск известен еще со времен римского частного права (action negatoria). Он представлял собой иск собственника, не утрачивающего владения своей вещью, но встречающего какие-либо помехи или стеснения в пользовании своей вещью, в осуществлении своего вещного права (например, в недопустимом воздействии на его вещь, хождении по участку собственника и т.д.).
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Аналогичным правом может воспользоваться и титульный владелец, владеющий имуществом в силу закона или договора (ст. 305 ГК РФ). Негаторный иск защищает право пользования собственника и правомочия субъектов ограниченных вещных прав (например, сервитуариев), имеющих право пользования, предоставленное собственником.
Третьи лица нередко создают собственнику (законному владельцу) препятствия (помехи) в осуществлении его правомочий по использованию имущества. Именно с помощью негаторного иска истец может добиться прекращения подобных действий, устранения нарушителем созданных им помех, предупреждения нарушений в будущем <1>.
Е.А. Суханов полагает, что пока собственник недвижимости значится собственником по государственной регистрации, он не может быть лишен владения "иначе как путем оспаривания законности регистрационной записи. Поэтому даже при незаконном лишении собственника возможности доступа на свой земельный участок (или в свой жилой дом и т.д.) он вправе защищаться путем предъявления негаторного, а не виндикационного иска" <1>.
Негаторный иск может быть заявлен только до тех пор, пока длится правонарушение или не ликвидированы его последствия. С устранением препятствий в осуществлении вещных прав отпадают и основания для негаторной защиты. В связи с этим на негаторный иск не распространяются требования об установлении срока исковой давности (ст. 208 ГК РФ). Иными словами, не имеет значения, когда началось нарушение вещного права, важно лишь доказать, что препятствия в его осуществлении сохраняются на момент предъявления и рассмотрения иска. Если при рассмотрении негаторного иска выяснится, что действиями ответчика собственнику (законному владельцу) причинен имущественный вред, то с него могут быть взысканы убытки на общих основаниях о возмещении вреда (ст. 1064 ГК РФ).
Наряду с требованием об устранении уже имеющихся препятствий в осуществлении права собственности негаторный иск может быть направлен и на предотвращение возможного нарушения права собственности, когда налицо угроза такого нарушения. Например, с помощью негаторного иска собственник может добиваться запрета строительства того или иного сооружения уже на стадии его проектирования, если оно будет препятствовать пользованию имуществом истца.
Возможны случаи создания препятствий и в осуществлении правомочий по распоряжению собственником (титульным владельцем) своим имуществом. Основанием предъявления негаторного иска в изложенной ситуации служат обстоятельства, обосновывающие право истца на пользование и распоряжение имуществом, а также подтверждающие, что поведение третьего лица создает препятствия в осуществлении этих правомочий. В обязанность истца не входит доказывание неправомерности действия (бездействия) ответчика, которое предполагается таковыми, если сам ответчик не докажет правомерность своего поведения. Если третье лицо докажет правомерность своего поведения, то негаторный иск не подлежит удовлетворению. При рассмотрении дел исследуемой категории особое внимание следует обращать на соблюдение собственником требований закона об ограничениях прав собственника в осуществлении и распоряжении своим имуществом, о пределах разумного и добросовестного осуществления своих прав, на недопустимость злоупотребления своими правами <1>.
Негаторный иск может служить и средством защиты прав сервитуария. Если проанализировать содержание ст. 305 ГК РФ, то можно сделать вывод о том, что сервитуарий обладает и владельческой защитой, несмотря на то, что согласно отечественной правовой доктрине и законодательству (ст. 274 ГК РФ) сервитутом является право ограниченного пользования чужой соседней недвижимостью.
Представляется возможным применение участниками сервитутного соглашения и иных (обязательственно-правовых) способов защиты, вытекающих из обязательственного характера установленного судом или добровольно сервитутного соглашения. Возможны также деликтные иски, не связанные с содержанием и исполнением сервитутного соглашения.
Особой разновидностью негаторного иска является требование об освобождении имущества от ареста (об исключении имущества из описи). Собственник, имущество которого ошибочно включено в опись, вправе предъявить требование об освобождении этого имущества от ареста к должнику, у которого описано имущество, и одновременно - к кредиторам (взыскателям), в интересах которых наложен арест на имущество. Если имущество арестовано в связи с его предполагаемой конфискацией, ответчиками по иску становятся осужденный и государство в лице финансового органа. По сути, такой иск сводится к требованию о признании права собственности на незаконно включенное в опись и арестованное имущество. Исковое заявление об исключении имущества из описи может содержать и требование о признании права собственности на имущество <1>. Не исключено предъявление такого иска в защиту имущественных интересов субъектов прав хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения и некоторых других ограниченных вещных прав. Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника по исполнительным документам <2>. Иск об освобождении имущества из-под ареста в большей мере направлен не только на устранение препятствий в осуществлении правомочий распоряжения собственника или законного владельца имущества <3>, но и на устранение препятствий в пользовании своим имуществом, зачастую влечет и виндикацию освобожденного из-под ареста имущества.
Признание вещных прав
Признание права собственности происходит и посредством предъявления иска о признании. Юридическая природа таких исков оценивается в цивилистической науке неоднозначно. Большинство авторов считают, что российское гражданское право никакого самостоятельного иска о признании права собственности не знает, подобное требование входит в качестве одного из притязаний в состав виндикационного или негаторного иска. Другие авторы обоснованно рассматривают иск о признании права собственности в качестве самостоятельного вещно-правового требования.
Положительное судебное решение по заявленному иску о признании устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии у истца соответствующего вещного права, придает известную определенность претенденту на заявленное право и другим участникам имущественного оборота в осуществлении конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Основанием этого иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности или иного вещного права на имущество. Доказательствами признательных требований истца являются письменные документы, свидетельские показания и иные доказательства, предусмотренные процессуальным законодательством (АПК РФ, ГПК РФ).
Исковое требование о признании права является самостоятельным способом защиты всякого нарушенного субъективного гражданского права, включая и право собственности. Оно может рассматриваться как единственное требование в судебном процессе в зависимости от тех или иных целей его предъявления, характера и особенностей возникшего правонарушения или угрозы его возникновения. Возможно одновременное предъявление иска о признании права и иска о виндикации или иска об устранении препятствий в осуществлении права (негаторного иска). Невозможно одновременное рассмотрение исков о признании и присуждении в случаях, запрещенных законом. Например, невозможно рассмотрение иска о возмещении убытков, причиненных принятием нормативного правового акта, без предварительного оспаривания этого акта в рамках гл. 24 ГПК РФ.
Предметом и основанием иска о признании права собственности может быть не только констатация <1>, но и учреждение (конституирование) соответствующего права истца в отношении того или иного объекта гражданских прав. Иными словами, решение суда о признании права собственности (иного вещного права) может выполнять конститутивную (учредительную) функцию.
Проведя системный, логический, грамматический и исторический анализ ст. 12 и статей гл. 20 "Защита права собственности и других вещных прав" ГК РФ, можно сделать вывод о существовании самостоятельного способа защиты вещных прав в виде признания права. Как отмечалось ранее, указанные в ст. 12 ГК РФ способы защиты (включая и признание права) являются основными (универсальными) способами защиты гражданских прав, действующими и для защиты вещных прав.
Несомненно, что выбор надлежащего способа защиты производит сам истец в момент заявления исковых требований. Однако нет однозначного ответа на вопрос: может ли суд переквалифицировать требование? Или выбор одного из способов защиты принадлежит истцу, который и определяет в исковом заявлении избранный им способ защиты своего права? В связи с этим указание судом на способ защиты, который, по мнению суда, следует избрать истцу, недопустимо. Как не раз отмечалась в судебной практике, в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца.
Интересен пример из практики. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 августа 2012 г. по делу N А19-3210/2011 указал, что выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Не менее интересная трактовка законодательства предпринята в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2011 г. по делу N А05-2302/2010, где сказано, что суд нижестоящей инстанции, ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, обоснованно разъяснил, что способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов.При этом выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой заявителя, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Важно понимать, что выбор производится под "страхом" негативных последствий выбора ненадлежащего способа защиты в форме отказа в удовлетворении требования. Наглядный пример приведен в п. 1 информационного письма ВАС РФ от 13 ноября 2008 г. N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения". Обществом с ограниченной ответственностью (продавец) и акционерным обществом (покупатель) заключен и исполнен договор купли-продажи нежилых помещений. Исходя из ничтожности этого договора, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу об истребовании из его незаконного владения переданных во исполнение договора помещений. Как установлено судом, стороны совершили и исполнили ничтожную сделку. Возвращение каждой из сторон всего полученного по недействительной сделке осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 167 ГК РФ, согласно которому возвращение полученного носит двусторонний характер. Это означает, что решение суда по требованию, заявленному в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ, должно разрешать вопрос об обязанности каждой из сторон вернуть все полученное по сделке. Ввиду того что законом предусмотрены специальные последствия недействительности сделок, правила об истребовании имущества из чужого незаконного владения к отношениям сторон применению не подлежат. На основании изложенного в исковых требованиях было отказано по мотивам ненадлежащего выбора способа защиты.
Несмотря на складывающуюся практику, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ предприняли попытку изменить обозначившийся подход и сформулировали правовую позицию о возможности переквалификации заявленных истцом требований.
Как указано в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
В этом же пункте Постановления указано, что ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Такое положение объясняется тем, что, согласно п. 3 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
[1] Грибанов В.П. Указ. соч. - С. 132-164; Комментарий к ГК РФ, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1996. - С. 35.
[2] Сергеев А.П. указ. соч. - С. 459.